Найти тему

Воспоминания бортмеханика. Летный состав и "Экипаж Мечты", 2005-2006 годы

Лётный состав авиакомпании «ЛИИ им. Громова» , где я работал с 2003 по 2006 год, был каким то образом, "расчленён" на три группировки. Одна часть – это были мы, с Ту-134. К лету 2005 года, когда прошло сокращение в наших рядах, и мы стали работать из Домодедово, у нас осталось пять командиров кораблей – двое из Нижнего Новгорода, один из Казани, и двое "местные", - один из Москвы, другой из Подмосковья. А вскоре, - по разным причинам, количество командиров сократилось до трех, - как раз за счет "местных".
Вторые пилоты были тоже два из Нижнего Новгорода, и трое молодых ребят, - все из Москвы. Двое из этих московских ребят по сути были еще стажерами, и только вводились в строй. Как раз в нашем, инструкторском экипаже...

Штурманами летали двое моих земляков из Воронежа, был один молодой штурман из Читы, который перебрался недавно в Москву, и так же у нас была еще и штурманесса - Леночка Спиридонова. Впервые за все годы работы в гражданской авиации мне довелось летать в экипаже, где штурманом была девушка. Помимо того, что Лена была хороший штурман, она была добрым и отзывчивым человеком. И милой, стройной и красивой молодой женщиной.

Штурман Елена Спиридонова  (на фото - на борту "Руслана" Ан-124 АК Волга-Днепр)
Штурман Елена Спиридонова (на фото - на борту "Руслана" Ан-124 АК Волга-Днепр)

У нас в ЛИИ, в экипажах Ту-134, не принято было использовать ненормативную лексику в принципе. А когда с нами летела Леночка, то в экипаже не то что ненормативного, а даже грубого слова или фразы, - (кстати, и в сложных ситуациях тоже) никто и никогда не произносил. Правда, все выше сказанное не относилось только к одному из наших вторых пилотов. Попадая в один экипаж с ним и с Леночкой, иной раз были моменты, когда можно было сгореть со стыда...

А на все замечания этому пилоту, и в первую очередь от командира, ну и от меня и Лены, ответ пилота был на удивление однообразен и "прост":
- А я, бл..ь, не приучен к красивым словам, и не могу говорить по другому!.
Вот уж поистине - людям с таким интеллектом лучше и не делать замечание, а то получится только еще хуже...

Что касается бортмехаников, то это были я - из Воронежа, два бортмеханика из Нижнего Новгорода, и один "местный" - бортинженер-испытатель из Жуковского. Вот такой командой мы тогда, в 2005-2006 годах и работали, выполняя рейсы АК "ЛИИ им. Громова" на Ту-134. Позднее, наш коллектив летного состава Ту-134 еще сильнее поредел...

Летный состав Ту-134  АК"ЛИИ им. Громова" на отдыхе. Слева направо:  Р.Шарипов,  В.Петров,  В.Семенов,  А.Борбудько,  А.Агапов,  Ю.Назаренко,  Е.Муратов.   Лето 2005 года, гостиница в Мещерино
Летный состав Ту-134 АК"ЛИИ им. Громова" на отдыхе. Слева направо: Р.Шарипов, В.Петров, В.Семенов, А.Борбудько, А.Агапов, Ю.Назаренко, Е.Муратов. Лето 2005 года, гостиница в Мещерино

Вторая группировка - это был лётный состав самолетов Ту-154. Там была ужасная текучка, люди работали два-три месяца, и переходили в другие московские авиакомпании. Я знал очень немногих из них, да и то, только в лица. Как-то так сложилось, что наша "братва" с Ту-134 общались только с отдельными представителями лётного состава Ту-154-х ( у некоторых были между собой просто какие то дружеские отношения).

Ту-154М  АК" Московия" (АК "ЛИИ им. М.М.Громова")
Ту-154М АК" Московия" (АК "ЛИИ им. М.М.Громова")

А так, в этот "проходной двор", - на Ту-154, приходили люди, пытающиеся хоть как ни будь "пристроиться" в Москве... Временно перекантовываясь в ЛИИ, они подыскивали себе варианты и уходили в другие московские авиакомпании. В те годы Ту-154 еще использовались в России, в том числе и в некоторых московских авиакомпаниях. А кому повезло и кто смог добиться - уходили в другие АК с переучиванием на новые типы самолетов...

А третья группировка - и вовсе были "чужаки", - из Иркутска. Они летали на грузовых самолетах Ан-12. Они все, вместе с самолетами, принадлежали авиакомпании «Иркут» Иркутского авиазавода, и летали в основном из Быково (изредка из Домодедово), и к нам никакого отношения не имели, - просто работали под флагом ЛИИ Громова. И наш лётный директор Савкин тоже не имел к ним практически никакого отношения, у них было своё лётное начальство, – в Иркутске.

Они в основном летали по Сибири и выполняли коммерческие рейсы в Китай, - возили барахло из Тяньцзиня в Москву. Мы с ними не пересекались по работе, но когда встречались в офисе – здоровались, в лица мы друг друга немного знали.
В 2008 году, когда я уже второй год как был на пенсии, один из этих Ан-12 АК "Иркут" потерпел катастрофу после взлёта близ Челябинска, все кто находился на борту, погибли.

Ан-12 авиакомпании "Иркут"
Ан-12 авиакомпании "Иркут"

Зато, к началу лета 2005 года, когда рейсы нашей АК начали выполняться из Домодедово, нас, иногородних членов экипажей Ту-134 и девушек стюардесс, переселили из профилактория Внуково в коммерческую гостиницу в поселке Мещерино. Этот поселок расположен между Москвой и аэропортом Домодедово. По сути, это был тоже профилакторий для летного состава, там же проживающие экипажи и кормили в столовой при гостинице. Причем, кормили очень хорошо, грех жаловаться...

В этой гостинице в основном отдыхали экипажи АК "КD авиа" (Калининград), которые выполняли свои рейсы из Домодедово, - по России и за рубеж. Так же иногда там отдыхал и экипаж АК "Донбассаэро" с Украины. Ну, и мы, экипажи из АК "ЛИИ Громова". Пожалуй, за все годы работы в гражданской авиации, в первый (и последний) раз в жизни, в нашей стране мне довелось жить в такой комфортной гостинице, и расположенной в таком красивом и ухоженном заповедном месте!

Боинг- 737  АК KD авиа
Боинг- 737 АК KD авиа

Як-42  АК "Донбассаэро"
Як-42 АК "Донбассаэро"

Навсегда об этой гостинице, ее персонале , и о поселке Мещерино у меня остались самые добрые воспоминания. Вот уж поистине сюда подошла бы фраза "Жили как у Христа за пазухой"... При гостинице был и свой транспорт - в любое время суток за 15 минут мы добирались до аэропорта или обратно после прилета. И эта "мещерская сказка" продолжалась для нас около года. Не зря то время перед уходом на пенсию, я и назвал своей Лебединой Песней...

А мысль назвать наш экипаж "Экипажем Мечты", как то неожиданно и спонтанно родилась у нашего командира воздушного судна (КВС) Семенова Владимира Васильевича. Под его началом в последние годы мне и штурману Муратову Евгению Мироновичу чаще всего и пришлось летать. И я думаю, что наш командир оказался в этом определении абсолютно прав, - настолько легко и комфортно командиру с нами, и нам с ним, было работать и общаться, - что в полете, что на земле, что в быту и на отдыхе...

Так уж сложилось, что мы все оказались очень близки и по возрасту, и по характерам, и по взглядам на окружающую нас "действительность". Все мы имели многолетний богатый лётный и жизненный опыт, а так же высокий, чисто советский уровень подготовки. Это был великолепный и надежный человеческий "сплав", мы все прекрасно понимали, чувствовали, и дополняли друг друга... Ну, а молодые вторые пилоты в нашем экипаже проходили стажировку и хорошую школу. Думаю, им реально повезло учиться и совершенствоваться в летном деле в таком опытном экипаже, который наш командир и окрестил Экипажем Мечты...

Немного о нашем "Экипаже Мечты". КВС Владимир Васильевич Семенов, пилот-инструктор АК "Нижегородские Авиалинии", пилот-инспектор ЛИИ, кавалер "Ордена Мужества". Так же как и мы все - "жертва перестройки" и развала страны и советского Аэрофлота. До ЛИИ много лет работал в Нижнем Новгороде (в Горьком), начинал свой трудовой путь как и большинство пилотов в СССР с легендарного самолета Ан-2.

В последствии Семенов начал летать на Ту-134, - сначала вторым пилотом, потом командиром корабля, позднее пилотом-инструктором АК Нижегородские авиалинии. До работы в АК "ЛИИ им. Громова" мы с Владимиром Васильевичем, знакомы не были. Хотя если честно сказать - то не только в Воронеже, а и во всех авиакомпаниях бывшего СССР, с осени 1997 года заочно мы все уже были "знакомы" с Семеновым и его экипажем...

Наше заочное "знакомство" состоялось на очередном разборе полетов в Воронеже, когда до всего летного состава была доведена информация о происшествии с самолетом Ту-134А в Нижнем Новгороде, и о грамотных и мужественных действиях нижегородского экипажа, руководимого командиром корабля пилотом 1-го класса Семеновым Владимиром Васильевичем. Тогда в сложной ситуации в полете им удалось своевременными, очень быстрыми и грамотными действиями предотвратить развитие ситуации в катастрофическую, и благополучно вернуться в аэропорт вылета, - в Нижний Новгород.

А история события такова - ночью 22 ноября 1997 года экипаж КВС Семенова В.В. на самолете Ту-134А RA- 65065 АК "Нижегородские авиалинии" выполнял чартерный рейс по маршруту Нижний Новгород-Стамбул. На борту находились 41 пассажир, 4 члена экипажа и 5 лиц обслуживающего персонала (бортпроводники и инженеры)

В режиме набора высоты, на эшелоне 9600 метров произошел отказ правого двигателя. Ситуация разворачивалась стремительно, - сначала началось интенсивное задымление кабины экипажа и салона самолета, затем произошел резкий "удар" и последовавшая за ним сильная вибрация хвостовой части самолета. Одновременно сработала сигнализация "Проверь двигатель", "Стружка в масле" и "Вибрация велика"...

Бортмеханик Олег Соколенко доложил командиру, что уровень вибрации правого двигателя превышает значение 90 мм\сек. Командир экстренно выключил правый двигатель, и дал команду бортмеханику немедленно закрыть пожарный кран правого двигателя (перекрыть подачу топлива к двигателю) Все действия командира и бортмеханика были сделаны быстро и своевременно, чем было предотвращено дальнейшее разрушение двигателя и возникновение пожара.

Экипаж включил сигнал бедствия, по согласованию с диспетчерами правым разворотом взял курс обратно, на Нижний Новгород, и приступил к снижению. Вентиляция гермокабины производилась от работающего левого двигателя, задымление прекратилось. Снижение выполнялось в штатном режиме, самолет вернулся на аэродром вылета. Посадка была произведена с закрылками выпущенными на 10*, и на повышенной скорости, так как посадочная масса самолета превышала допустимую. Полет с одним работающим двигателем был благополучно завершен, никто из находящихся на борту людей, и самолет, не пострадали.

Причиной отказа правого двигателя явилось разрушение задней опоры ротора компрессора. После расшифровки средств объективного контроля (СОК) выяснилось, что все действия экипажем КВС Семенова В.В. были выполнены за 11 секунд до полного разрушения двигателя и начала титанового пожара...
Примечательно то, что после посадки ни один пассажир не отказался от дальнейшего полета. В виду отсутствия на тот момент в Нижнем Новгороде исправного Ту-134А, был заменен самолет на Ту-154, и через два часа чартер вылетел в Стамбул повторно...

Командир корабля Ту-134А  пилот-инспектор АК "ЛИИ им. М.М.Громова"  Семенов Владимир Васильевич
Командир корабля Ту-134А пилот-инспектор АК "ЛИИ им. М.М.Громова" Семенов Владимир Васильевич

После этого случая, все экипажи в стране, эксплуатирующие самолеты Ту-134, отрабатывали на тренажере аналогичную ситуацию - действия при отказе двигателя после взлета (вибрация более 90мм\сек и загоранием табло "Стружка в масле") и заход на посадку на одном двигателе с посадочной массой, превышающей допустимую. И наш воронежский экипаж, в котором я тогда работал, неоднократно выполнял это упражнение на тренажере, который в те годы мы проходили в Шереметьево.

И кто бы тогда мог подумать, что в начале 2000-х годов с командиром корабля Семеновым Владимиром Васильевичем и бортмехаником Соколенко Олегом я буду работать в Москве в одной авиакомпании. И более того, именно Семенов Владимир Васильевич, летая с нами, воронежцами, - штурманом Женей Муратовым и мною, и окрестит нашу команду "Экипажем Мечты". Такое определение из уст такого уважаемого человека дорогого стоит...

Штурман Муратов Евгений Миронович, штурман-инспектор АК "ЛИИ им. М.М.Громова". С ним я знаком с первого же дня, как начал работать в Воронежском ОАО летом 1976 года. Он, так же как и я, летал во 2-й эскадрилье нашего летного отряда, на самолете Ан-24. В одном экипаже с Женей Муратовым я летал не очень часто, - от случая к случаю, когда по каким то причинам в нашем экипаже заменяли штурмана на один-два рейса. В те годы в Аэрофлоте был закрепленный метод, и в экипажах перестановки делались не часто, только в силу "непреодолимых обстоятельств".

Штурман Ту-134А, штурман-инспектор АК "ЛИИ им. М.М.Громова"  Муратов Евгений Миронович
Штурман Ту-134А, штурман-инспектор АК "ЛИИ им. М.М.Громова" Муратов Евгений Миронович

Когда Евгений Муратов переучился на Ту-134, - а это примерно в тоже время, что и я, мы опять "попали" работать в одну эскадрилью. Но и там мы летали в разных экипажах. А товарищеские, даже лучше сказать - дружеские отношения, мы поддерживали всегда. А уж когда в Воронеже начались еще и международные рейсы, тогда в один экипаж мы стали "попадать" часто. Затем наши пути снова разошлись, - три года я летал в московской коммерческой АК, а Женя продолжал работать в Воронеже в должности штурмана лётного отряда. А затем, с лета 2003 года мы снова оказались в одной "эскадрилье" Ту-134 в АК "ЛИИ им. Громова". И в конечном счете, с нашим командиром Владимиром Васильевичем Семеновым, все трое мы и стали, - как метко выразился наш командир - "Экипажем Мечты".

И этим составом экипажа, работая последний год в АК ЛИИ Громова, мы и совершили свой последний полет в ночь с 12 на 13 июля 2006 года, - я писал уже об этом в предыдущей главе "Смутное время, и путь в ЛИИ". В свободные от полетов дни, летом 2005 года, мы часто, всем экипажем, ходили гулять по подмосковным лесам в районе Мещерино, или спускались и отдыхали на берегу реки Пахра, - это было не далеко от нашей гостиницы, и как раз напротив бывшей "дачи" Всесоюзного Старосты М.И.Калинина.

Муратов Е.М. на берегу р.Пахра, лето 2005 года
Муратов Е.М. на берегу р.Пахра, лето 2005 года

Иногда мы выезжали и в Москву, но это только при определенной необходимости личного характера. Так же не остался без нашего "внимания" и Музей-заповедник Коломенское, - нам нравилось там гулять в хорошую летнюю погоду...

Коломенское, Москва. 2005 год
Коломенское, Москва. 2005 год

Потом, к весне 2006 года, к сожалению, весь летный состав Ту-134 наше новое руководство АК решило переселить "поближе" к Жуковскому, - в общежитие УТЦ- 22 в аэропорту Быково. Эта общага тогда носила гордое название "Гостиница Авиатор". Именно там вскоре и закончилась моя "Большая Авиация", которой я посвятил всю свою сознательную жизнь. Контраст после переселения из Мещерино в Быково был настолько разительным и сильным, что это обстоятельство тоже сыграло огромную, едва ли не ключевую роль в принятии непростого решения об уходе на пенсию.

Но, об этом "шалмане" Авиатор, в котором мы станем жить с весны 2006 года, я обязательно вспомню в одной из последующих глав.
А пока что шло теплое и ласковое лето 2005 года...
И мы все - Экипаж Мечты, продолжали наслаждаться каждым лётным днем, на работу ходили как на Праздник - настолько сильно мы любили свою романтическую работу и свой небольшой, и дружный коллектив...

Слева направо:  Соколенко О. ,Муратов Е. , Семенов В. ,Матросов С. , Селюминов М.   Быково, июль 2006 года
Слева направо: Соколенко О. ,Муратов Е. , Семенов В. ,Матросов С. , Селюминов М. Быково, июль 2006 года

Я не хочу, чтобы кто то неправильно подумал, что за все годы своей работы в гражданской авиации я только перед самым уходом на пенсию "наконец то" обрел покой и счастье в экипаже, о котором мечтал все годы. Да конечно же нет, - я работал в замечательных коллективах, и летал в прекрасных экипажах - ничуть не хуже "Экипажа Мечты" в ЛИИ 2005-2006 годов. Просто в те советские годы, когда все еще было впереди, да и страна была совсем другой - не было того обостренного чувства разочарования в окружающей нас действительности, и что греха таить - и разочарования в некоторых, давно знакомых и ранее уважаемых, своих коллегах, которые стали проявляться в последние годы.

А вот эти последние годы, для моего поколения авиаторов, стали весьма не простыми - советская гражданская авиация, как единая структура, агонизировала, дорабатывали ресурсы (часто уже неоднократно продленные) старые советские самолеты, новые самолеты не создавались уже много лет, нарушались базовые законы авиации. И на волне всеобщего хаоса неизвестно откуда появилась масса полукриминальных коммерческих авиакомпаний. Много классных авиационных специалистов и профессионалов были сокращены и уволены "за ненадобностью"...

И так получилось, что практически на "последнем взмахе крыла" судьба свела нас, гастарбайтеров "от авиации" в один небольшой коллектив, где мы просто, по человечески, нашли друг друга. Нас связывала дружба, любовь к небу и к своей профессии. И потом, такое определение как "Экипаж Мечты" скорее всего только и могло родиться в душах и сердцах уходящего навсегда поколения настоящих Летчиков Советской Гражданской авиации...

-12