Судебное заседание по определению территориальной подсудности второго уголовного дела Сергея Фургала растянулось на три дня (30.06, 03.07, 04.07.2023г). Но не потому что решалась масса вопросов, а потому что большинство обвиняемых находятся в СИЗО Хабаровска и участвовали в заседаниях по ВКС, а с учётом 7-часовой разницы во времени рабочее время в Хабаровском крае заканчивалось намного раньше, чем в Москве.
На заседании 30 июня Сергей Фургал заявил отвод прокурорам Федорченко и Химченковой, судья Романова по традиции отказала.
Был заявлен и отвод самой судье. Отказ.
Сергей Иванович ходатайствовал об ознакомлении с материалами уголовного дела. Напомним, что ознакомление было ограничено, в связи с чем никто из фигурантов полностью дело так и не видел. Отказ.
В общем, все ходатайства в этот день были отклонены.
Всё это мы уже где-то видели...
3 июля рассматривались вопросы продления меры пресечения (всей так называемой ОПГ, в виду особой опасности для общества, на 6 месяцев, кроме Сергея Ивановича, поскольку он уже осужден) и ареста имущества.
Адвокат Николая Шухова Тарас Ященко прокомментировал следующим образом желание прокуратуры продлить сроки содержания под стражей сразу на 6 месяцев:
"В соответствии с ч. 2 ст. 255 УПК РФ продлить стражу или домашний арест может только тот суд, который принял дело к своему производству, и именно он может продлить меру на 6 месяцев. У нас же Верховный суд России рассматривает дело не по существу, а в порядке ст. 125 УПК РФ. То есть суд может продлить меру пресечения только на срок не более 30 суток".
Что касается изменения территориальной подсудности, то здесь аргументы, озвученные прокурорами, известны: суды Хабаровска и Хабаровского края не могут быть беспристрастными, а между Москвой и Хабаровском особо развита транспортная доступность.
Николай Шухов ходатайствовал о личном участии в судебном заседании. Судья Романова отказала в удовлетворении ходатайства в связи с тем, что суд уже обеспечил участие по ВКС.
Кстати, от адвоката Ященко стало известно, что Николай Шухов обратился в Тверской районный суд города Москвы с иском к Генеральной прокуратуре о защите чести и достоинства.
Те, кто следил за судом присяжных, помнит, что Николай Шухов был допрошен в качестве свидетеля защиты.
На заседании 23.01.2023г. прокурор Щербаков заявил, что Шухов и Мокшин (в то время сотрудники милиции, служившие под руководством Першина) являются взяточниками, которые брали деньги у Фургала за фальсификацию по его уголовному делу, что не соответствует действительности.
Галина Алейникова, главный бухгалтер группы компаний "Торэкс", заявила о своей болезни, которая не совместима с содержанием под стражей и просила изменить меру пресечения на домашний арест.
Адвокат Алейниковой Э.В. Шац объяснил суду, что у его подзащитной прогрессирующая болезнь, она признана инвалидом, что подтверждается медицинскими документами, которые есть в материалах дела.
Геннадий Савочкин, директор ООО "Строитель", говорил о незаконном преследовании, фальсификации материалов дела и о том, что Генеральная прокуратура сознательно вводит суд в заблуждение. Он выступил против изменения подсудности, так как свидетели находятся в Хабаровске, и у них нет финансовых возможностей для перелетов.
[Здесь можно снова вспомнить суд присяжных, когда настала очередь свидетелей со стороны защиты: ВКС из Хабаровска постоянно срывалась по разным причинам, то свидетелей не могли найти, то время не совпадало, то тех, кто все же явился в Хабаровский краевой суд для допроса по ВКС, судья посчитал "не имеющими отношения к делу".]
Геннадий Савочкин с сарказмом прокомментировал аргументы прокуроров о продлении меры пресечения: потерпевший украл деньги у обвиняемых; а нищие хабаровские обвиняемые "могут воздействовать" на потерпевших олигархов из Москвы. Он добавил, что следователь при задержании требовал дать показания на Фургала, в противном случае их ждет тюрьма. А то, что уголовное дело не было возбуждено, не помешало их всех арестовать. Свидетели Терехова и Андриянова, дав показания, соврали, на свидетеля Лаптейкину оказывалось давление.
[В общем, методы всё те же]
В судах не подтвердились основания для ареста, одно уголовное дело в отношении Савочкина прекратили по реабилитирующим основаниям, но постановление не вручили, он об этом не знал. А хабаровские суды, которые по мнению Генеральной прокуратуры необъективны, несмотря на всё это методично продлевают стражу. Савочкин считает, что по сути его посадили, чтобы он не имел возможности ходить в Арбитражный суд Хабаровского края, чтобы защитить интересы своей фирмы.
Адвокат Савочкина добавил, что "инструменты влияния, которыми обвиняемый может влиять на ход расследования уголовного дела, не предьявлены". А зам Генпрокурора ставит под сомнение деятельность всех судов Хабаровского края.
Свидетели находятся на территории Хабаровского края, однако по версии Генпрокуратуры 156 свидетелей проживают в Московском округе.
Еще одно третье лицо в этом деле - Валетов Дамир Ринатович. На судебном заседании присутствовал его представитель. У Валетова арестовали очень крупную сумму денег, заявив, что это деньги Фургала. Правда, они даже не знакомы, но кого это волнует.
Сам Сергей Иванович возражал против того, чтобы дело рассматривалось в Московской области. Ни один свидетель не сможет участвовать в суде в таком случае ввиду дороговизны перелета. Таким образом будет нарушено конституционное право на защиту. Плюс огромная разница во времени, ВКС не будет, что опять нарушит права подсудимых.
Сергей Фургал:
- У человека изъяли деньги, которые принадлежат мне. Ну, мне, конечно, приятно, что они мне принадлежат, но не хочу обижать человека, не знаком с ним, ни разу не слышал эту фамилию. И для меня, конечно, становится вот это все, вот этот фарс, вот это заказное выступление - оно даже меня шокирует, Ваша честь. За три года в Лефортово я видел всё. И в судах я видел очень много, но даже вы меня удивляете по некоторым вещам.
Ваша честь, если говорить по существу, то я не признаю суд, не признаю правосудие, и у меня для этого есть все основания.
Что касается ходатайства в Верховный суд Российской Федерации. Я в очередной раз хотел бы подчеркнуть, что 21 июня 2023 года Генеральная прокуратура обратилась в Верховный суд с тремя ходатайствами. Само обвинительное заключение было передано только 22 июня. Само по себе это говорит о том, что это ходатайство незаконно, сфальсифицированно и имеются признаки сговора с мне неизвестными должностными лицами.
На прошлом заседании прокурор сказала "спасибо", что разрешили участвовать по ВКС защитникам в г. Хабаровске. Эта фраза была сказана несколько раз и сказана была не случайно. С одной стороны, это не прихоть какая-то хабаровчан...
Судья Романова:
- Вам предоставлена возможность высказать мнение о Вашем уголовном деле. За всех хабаровчан сейчас не требуется - это, так сказать, в следующей жизни. Сейчас решается вопрос о передаче уголовного дела в отношении, в частности, Вас, в один из судов Москвы и Московской области. И по этому поводу вы должны высказать свое мнение, доводы, непосредственно касающиеся вас.
Фургал:
- Ваша честь. Меня обвиняют в создании группы, и я не в ответственности за всех людей, которые находятся сегодня под стражей. Вы же сами, Ваша честь, сказали, что это дело касается меня. Я согласен с этим, это дело касается меня, и для меня не понятно, почему заложники сегодня находятся за решёткой из-за меня. Они не являются должностными лицами, они даже губернаторами не являются. И сегодня их обвиняют в том, что они могут воздействовать как-то на судью или прокуроров, или на следователей, боже упаси. Но это, по крайней мере, клевета - уголовно наказуемое преступление.
Ваша честь, я возражаю против того, чтобы дело рассматривалось в Москве или Московской области. У меня уже есть опыт, Ваша честь. Я уже проходил такой Верховный суд, когда Генеральная прокуратура точно так же обратилась с просьбой рассмотреть уголовное дело по статье 105 в Москве и Московской области.
Так вот, я против переноса, Ваша честь, по нескольким причинам.
Первая причина, Ваша честь, это то, что все свидетели защиты находятся в Хабаровске. В случае рассмотрения уголовного дела в Москве и Московской области ни один из свидетелей защиты не сможет присутствовать на суде. Потому что билет до Москвы стоит не менее 50 тысяч рублей в один конец, плюс гостиница. Если рассматривать уголовное дело в Москве - тем самым обвиняемые полностью лишаются право на защиту.
Второе, Ваша честь. Так как все находящиеся под стражей не имеют материального ресурса, они не могут заключить соглашение с адвокатами, чтобы они их защищали. Те адвокаты, которые будут периодически предоставляться судом, они, к сожалению, не ознакомлены с материалами уголовного дела, не могут быть ознакомлены. Поэтому они не смогут профессионально и чётко защищать своих подзащитных. Опять будет нарушено конституционное право на защиту.
Третье, Ваша честь. Что касается ВКС. Между Москвой и Хабаровском семь часов разницы. Никаких ВКСов не будут предоставляться в Москве, потому что какой бы суд вы не назначили, они не имеют права приказать Краевому суду Хабаровского края провести ВКС. Соответственно, всем подсудимым будет отказано в проведении ВКС. Третий раз будет нарушено право на защиту, а оно конституционное.
И вот сегодня прокуратура выходит с ходатайством, которое противоречит самой сути нашей прокуратуры. А именно с ходатайством рассматривать уголовное дело в Москве и Московской области.
Единственная причина того, что прокуратура на этом настаивает, является: первое - это сговор между прокуратурой и судом о внесении заведомо нужного решения.
И второе, нужно лишить любой возможности высказаться свидетелям, очевидцам и остальным фигурантам происходящих моментов именно в Хабаровске, в Хабаровском крае.
А дело касается завода "Амурстали", который находится в городе президентского внимания и находится под поручением президента о недопущении его остановки, так же, как и вся группа компаний "Торэкс", Ваша честь.
Понимая, что дело может приобрести публичный характер ввиду того, что это уголовное дело полностью сфальсифицировано, налицо рейдерский захват данного предприятия, и для того чтобы скрыть, не дать возможности свидетелям и очевидцам высказать свою позицию, и появилось это ходатайство.
Судья:
- Фургал, Вы уже этот довод изложили, он понятен, можете переходить к следующему.
Фургал:
- Ваша честь, я вам официально заявляю как судье Верховного суда, то, что здесь происходит...
Судья:
- Фургал, я предоставляю Вам возможность высказать свое мнение по существу рассматриваемых ходатайств.
Фургал:
- Ваша честь, эти возможности можно предоставить суду, когда он есть. К сожалению, в данном мероприятии я не вижу, что у нас есть суд и что у нас есть правосудие. Поэтому предоставлять доказательства того, чего не существует в природе, очень сложно в такой ситуации. Особенно, когда председательствующий судья перебивает и запрещает говорить.
Судья:
- Я вам всё объяснила.
Фургал:
- Что касается, Ваша честь, продления содержания под стражей, вы хоть и сказали, что меня это не касается...
[Сергей Иванович уже осужден]
Судья:
- Да, это действительно не касается Вас. В отношении Вас такой вопрос не стоит. Вы не являетесь адвокатом остальных обвиняемых и не представляете ничьи интересы, поэтому этот вопрос Вас не касается.
Фургал:
- Ваша честь, я мнение могу высказать?
Судья:
- Нет.
Фургал:
- Высказывать мнение нельзя, понял. У меня ещё есть документы, почему нельзя проводить в Москве и Московской области.
Ходатайства прокуратуры ставят под сомнение, необоснованно обвиняют судей Хабаровского края в некомпетентности. А вполне возможно, и в заинтересованности. Что якобы судьи Хабаровского края не могут объективно вынести решение. Вот в Москве могут и в Московской области, а в Хабаровске не могут. Если, Ваша честь, вы согласитесь с этим мнением прокуроров, тогда должны конкретно сказать, в чем же заключается заинтересованность или некомпетентность судей Хабаровского края. Я не услышал этого, в ходатайстве этого нет. Есть голословное заявление прокуроров, что "поскольку судьи Хабаровского края неполноценны в своих решениях". Что они "ограничены".
Ваша честь, это вызывает, как минимум, возмущение, а как реальность, наводит на мысль о том, что есть сговор между судьями московскими и Генеральной прокуратурой о вынесении решений. Никаких фактов, уголовного дела не существует. Чтобы скрыть это, прокуратура выходит с ходатайством к вам о переносе рассмотрения уголовного дела. Всё-таки я считаю, что хоть судьи Хабаровского края и вынуждены подчиняться порой незаконным требованиям вышестоящих лиц либо работников силовых структур, всё-таки они достаточно грамотные. И насколько я понимаю, утверждал их Президент Российской Федерации. И недоверие судьям со стороны прокуратуры оказывается недоверием к Президенту Российской Федерации. С чем я категорически не согласен.
Что касается продления ареста на имущество. Прошу обратить ваше внимание: а когда же было арестовано имущество? Так вот, если мы посмотрим юридические компании, то они были арестованы до возбуждения уголовного дела, 30-го декабря 2020 года. После ареста юридических компаний, они были вынуждены остановиться, то есть следствие арестовало юридические компании по ходатайству, без возбуждения уголовного дела. Судья вынес решение, не основываясь ни на каких фактах, только по просьбе. Тем самым предприятия, на которых работало более тысячи человек, были вынуждены остановиться. После чего эти предприятия не смогли выплатить кредит и, соответственно, стали мошенниками.
Ваша честь, продлять арест на данное имущество, на юридические компании, это значит подтверждать или соглашаться или идти на поводу нарушению закона. Я понимаю, что следствию так удобней, в прокуратуре переложить ответственность на судью. Дескать, не мы же арестовываем имущество, а судья же арестовывает имущество. Я прошу вас, Ваша честь, посмотрите, пожалуйста, в рамках уголовного дела когда были арестованы юридические компании, юридические лица.
И Ваша честь, второе, возникает закономерный вопрос. А каким же образом юридические лица численностью более тысячи человек стали мошенниками? Но факт остаётся фактом. Они были арестованы, доли их были арестованы как мошеннические предприятия.
Ну вот мы и пришли, Ваша честь, к тому, к чему пришли. Фактически половина бизнеса, занимающаяся металлургией в Хабаровском крае, признана мошенниками.
Ваша честь, и ещё. Наверное, так сказать, под занавес. Здесь вот предлагают продлить арест 400 тысяч долларов некой Киреевой. Ваша честь, но ведь это имущество не арестовывалось в рамках этого уголовного дела вообще. Эти доллары были арестованы в рамках другого уголовного дела, и арест не снят. Каким образом Генеральная прокуратура выходит сегодня с ходатайством продлить арест на имущество, подчёркиваю, продлить арест на 400 тысяч долларов, которые не арестованы? Это, Ваша честь, конечно, много здесь всего, в этих ходатайствах, но это так сказать, уже ..
Судья:
- Но это же не Ваши средства?
Фургал:
- Нет.
Судья:
- Тогда что Вы так переживаете? Киреева не приехала, мы её вызывали.
Фургал:
- А, знаете, из-за чего переживаю? Когда эти средства были арестованы, они были представлены общественности с целью дискредитации моей. Якобы, это деньги губернатора.
Судья:
- Ну потому что вы, наверное, так активно защищали Кирееву, может, поэтому и не подумали? А если бы Вы сказали: да, это мои деньги...
[Волшебная женщина]
Фургал:
- Ещё раз. Эти деньги в рамках уголовного дела не были арестованы. Если были арестованы, покажите постановление об аресте.
А что касается третьих лиц, то арестовано имущество пенсионеров, лиц, которые проживают в сельской местности, у которых нет денег выехать сюда, чтобы защищать свои права. Они получают пенсию по одиннадцать тысяч рублей, а у них арестовали и квартиры, и дома. Среди них есть два пенсионера, которые в 2014 году приехали с Украины. И пока они получали гражданство, они построили за один миллион рублей домик в селе. Так вот, Ваша честь, этот домик арестовали. И пенсионеров грозятся выкинуть, мотивируя тем, что этот домик, когда строился, был оформлен на Стародубову Ларису Павловну. А Стародубова Лариса Павловна являлась моей супругой до 2013 года. Хватило оснований, совести, наглости делать такие вещи. Когда арестовывают за чужие деньги и голословно заявляется, что это мои деньги, это, Ваша честь, клевета, подлог и фальсификация. Посмотрите вообще, кого вы судите, за что и зачем вы это делаете. Если по существу говорить, единственное желание здесь - посадить Фургала.
Судья:
- Фургал уже посажен на 22 года.
Фургал:
- Лес рубят, щепки летят. Если вам понадобилось посадить Фургала, взяли в заложники кучу народа.
Судья:
- Я Вам напоминаю, что Вы выступаете по существу.
Фургал:
- Ваша честь, я по существу. Реальность такова, что определённым гражданам понадобилось посадить Фургала. И мне непонятно, какое отношение имеют все эти люди ко мне. И когда прокурор пишет, что Фургал может воздействовать на судей, на всех остальных, у меня возникает логический вопрос: "А три года вы держите людей заложниками, что же Фургал не подействовал на судей и люди сидят?". Так что все ваши доводы - это фикция и придумки для того, чтобы творить и дальше беззаконие.
Судья:
- Всё понятно.
Фургал:
- Самое страшное, что всем все понятно, а преступление продолжается.
В общем, на правосудие в Верховном суде теперь тоже мало надежды...
4 июля слово было предоставлено Николаю Шухову и его адвокату Тарасу Ященко.
Касательно требования прокуратуры изменить территориальную подсудность дела Шухов говорил о том, что заявление прокуроров о его связях, которые он может использовать, чтобы избежать наказания, не соответствует действительности; к тому же прокуроры не указали конкретных лиц, с кем и какого характера эти связи.
А то, что прокуроры сомневаются в беспристрастности судей Хабаровского края, ставит
под сомнение всю систему правосудия, и на чем основано это недоверие - не объяснено. К тому же изменение территориальной подсудности повлечёт за собой нарушение конституционных прав подсудимых: довод о транспортной доступности не выдерживает никакой критики, к этому добавляются судебные расходы на перелеты, проезды и проживание свидетелей. К тому же Генеральная прокуратура вообще никак не обосновала свои ходатайства.
По поводу продления меры пресечения Шухов заявил, что человек, которому якобы он угрожал, давно живет в Турции - то есть обстоятельства изменились. Ко всему прочему процедура ознакомления с делом была нарушена. А содержится он под стражей уже 3 года с целью оказания давления и понуждениея к даче показаний против других фигурантов.
Что касается арестованного имущества - в протоколе допроса Мистрюкова Н.В. говорится о том, что "деяния были совершены" после приобретения этого имущества, а само имущество - это не яхты и виллы, а пара кладовок и парковка.
Также в этот день были зачитаны характеристики подсудимых.
Свое решение судья Романова озвучила 6 июля 2023г. И, конечно же, все ходатайства прокуратуры были удовлетворены.
Территориальная подсудность была изменена с Железнодорожного районного суда г. Хабаровска на Бабушкинский районный суд г. Москвы.
Также суд продлил стражу и домашний арест всем обвиняемым на 6 месяцев, то есть до 9 января 2024 г.
И не забыл продлить арест на имущество, которое по мнению прокуратуры является собственностью именно обвиняемых по делу, и в дальнейшем подлежит конфискации.
Защита будет обжаловать это решение.
📼 Аудиозаписи судебных заседаний по определению территориальной подсудности, мере пресечения и аресту имущества:
✔️Второе заседание 03.07.2023г:
Часть 1
Часть 2
Часть 3
Часть 4
✔️Третье заседание 04.07.2023г:
Часть 1
Часть 2
Часть 3