Найти тему
Марк Бартон

Никогда не спрашивай у ребенка «Как дела?»

Например, к вам подходит человек и говорит: «Привет, как дела?». Вы ещё не успели сформулировать ответ или говорите «нормально», а уже всё, проскочили тему.

Это говорит о чем? О том, что, скорее всего, человека не особо-то интересовало как ваши дела.

А вот представим, что я встречаюсь со своим близким другом. И он спрашивает: «Как твои дела, брат?». Я отвечаю: «Ну, пойдёт!», на что он продолжает диалог: «Как супруга себя чувствует?». И ты понимаешь, что он помнит какие-то совместные общие разговоры! Понимаешь, что ты не безразличен, а человек интересуется этим искренне.

Для ребёнка всё то же самое!

Когда мама задаёт вопрос своей дочери или сыну «Как дела?» и слышит мимолетный ответ, продолжая заниматься своими делами, у детей формируется четкое убеждение в том, что «то, как я себя чувствую, не интересует других». Понимаете? Дети замыкаются в себе и формируется страх близких отношений.

Здесь даже не сама фраза опасна. Она опасна, если ты произнёс её вслух и пошёл дальше, не заглянув даже в глаза своему ребёнку.

Но вот когда ты спрашиваешь «Как твои дела?» и слышишь обобщенный ответ ребёнка «нормально», дальше должны быть уточняющие вопросы.

Например, ребёнок пошёл в школу. В школе возможны события, которые могут ребёнка расстроить? Конечно. Или какие-то взаимоотношения со сверстниками? Поэтому, вполне уместно спросить:

  • Как у тебя там с детками дела в школе?
  • С кем ты дружишь?
  • Чем вы занимаетесь на переменах?
  • Есть ли мальчики или девочки, с которыми тебе нравится больше общаться?

Я сторонник того, чтобы уходить в смыслы фразы «Как дела?». Тут ребёнок уже чувствует обратную связь и раскрывается.

Огромное количество родителей интересуется детьми поверхностно.

Вы замечали хоть раз себя в общении между своим окружением, когда вам задают вопрос «Как дела?» и тут же сами переключаются на другую тему?. Потому что ваши дела вообще не интересуют.

Это неприятно ни маленькому, ни взрослому человеку!

Иногда мы, родители, очень пристально начинаем контактировать с детьми только в те моменты, когда ребёнок что-то совершил. Садятся, разговаривают. А потом дети бессознательно привлекают внимание родителей плохим поведением.

«Если я не могу хорошим поведением привлечь внимание, я буду привлекать плохим. Потому что когда у меня нормально дела, я никому не нужен. А когда у меня дела плохи, я сразу становлюсь объектом внимания» - это катастрофа!

Я часто сравниваю такие ситуации с церковью.

Большая часть людей идёт туда тогда, когда у них какая-то задница в жизни наступает. Они приходят, вспоминают, что верующие, молятся, свечки ставят, иконы целуют, батюшке руку целуют, просят благословения, просят других людей, чтобы за них помолились. В этом нет ничего зазорного, но сам факт:

  • Сколько раз ты пришёл в церковь, когда тебе было хорошо?
  • А когда ты получил зарплату, и у тебя хорошая, счастливая жизнь?
  • Когда ты проезжал мимо храма и говорил «господи, спасибо тебе за благословение»?

Более того, ребёнок впитает в себя именно тот пример, который он видит - маму с нездоровой самооценкой, маму в ролевых установках, избегающий тип личности, отсутствующую сексуальность, блоки и всё остальное.

Записывайтесь на бесплатный диагностический онлайн-интенсив «Я такая одна: удобная или уникальная?»

На вебинарах я провожу родителям диагностику границ вашего личного пространства, сексуальности, женственности, ролевых установок в семье. В результате прохождения программы, многие женщины настраиваются на психологическую зрелость, чтобы не общаться с детьми «на равных» и не оставаться недалеко от того возраста, в котором находятся их дети. Всё-таки ребёнку другого ребёнка тяжело понять!

Записаться бесплатно