Мы выросли на военно-патриотической литературе, рассказах и повестях, посвящённых Великой Отечественной войне. И многие вещи воспринимали именно из художественных произведений, а смысл отдельных понятий доходил лишь в контексте повествования.
Например, вот типичный фрагмент:
"В самый разгар боя замолчало третье орудие. К орудию быстро без особых на то указаний подползли командир отделения связи младший сержант Стемасов и тракторист Чоботов. Вместе с оставшимся расчетом они начали откапывать засыпанный землей от разрыва снаряда лафет. В это время к ним пробрался наводчик Неронов. Но когда они стали готовить орудие к бою, то оказалось, что стрелять из орудия было нельзя, так как осколком разбило панораму. Тогда Стемасов решил стрелять из орудия, наводя его через ствол. Первый выстрел для пробы произвели по стоявшему неподалеку стогу сена. Стог вспыхнул.
Теперь Стемасов уверенно навел орудие в подходивший танк. Выстрел... Танк вздрогнул, остановился - и запылал.
Вскоре подполз Неронов с запасной панорамой, которая тут же была поставлена на место."
Источник - http://militera.lib.ru/science/boy_strelkovoy_divizii/18.html
Что такое "панорама"? А кто его знает, похоже, какая-то очень важная штука, без которой нельзя стрелять. Точнее, можно, но - только так, как Стемасов.
Или же вот, другой фрагмент:
"Первым же выстрелом Зеленин подбил головной танк противника. Потом и второй подставил свой борт и после полученной пробоины взорвался на своих снарядах. В ходе боя у орудия Зеленина разбило панораму. Но наводчик не растерялся: стал наводить на цель через ствол. Орудие действовало и наносило урон врагу. Попытка противника сбросить десантников с «пятачка» в Днепр провалилась. Больше месяца Зеленин отбивал яростные атаки гитлеровцев на плацдарме".
Источник - https://rtg.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=6335
В общем, понятно: панорама - это такая штука, которая позволяет стрелять прицельно, по-взрослому, а не так, чтобы просто повернул ствол в направлении цели и вломил снарядом. Нет, конечно, профессионалы могут и так тоже, но... Лучше с панорамой.
А теперь по фактам.
Панорама в артиллерии - это визирный и угломерный оптический прибор, который обеспечивает наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Применяется при стрельбе как по видимым, так и по невидимым целям, закрытым рельефом или выпуклостью земной поверхности.
Как отмечено в “Описании панорамного приспособления обр. 1906 г. для 3-дм. полевой скорострельной пушки обр. 1902 года” (Изд. 1909 г. Санкт- Петербург ), "…преимущества панорамы перед угломером заключаются в том, что в какой бы точке горизонта не находилась точка наводки:
1. Наводчик не меняет своего места у орудия.
2. Наводчик видит точку наводки увеличенной в 4 раза.
3. Изображение точки наводки и перекрестие находятся на одном расстоянии от глаза, чем увеличивается точность наводки.
4. При наводке требуется совместить только две точки – центр перекрестия и точку наводки, этим наводка значительно сокращается.
5. Колебания глаза не отражаются на точности наводки.
6. Горизонтальные углы поворота панорамы можно измерять с точностью до 1/6000 части окружности (0,001 дистанции)”…
Источник - https://www.npzoptics.ru/press/100_let_panorame_gerca/
Самый известный пример подобного устройства (по крайней мере, в контексте описываемых выше событий Великой Отечественной) - ПАНОРАМА ГЕРЦА.
Но если вы спросите, как она выглядит, ответ будет весьма неоднозначным. Именно потому, что в разные годы эти изделия имели разную конструкцию.
В общем, как вы поняли, устройство это постоянно обновлялось, усовершенствовалось, но называли его всё так же - ПАНОРАМОЙ ГЕРЦА.
Потому что изначально производили её на заводах немецкой фирмы "C. P. Goerz", или просто "Гёрц". Причём само изделие спроектировал швейцарский изобретатель Корроди, а немцы лишь грамотно реализовали его задумку. Но в войсках панораму всё-таки называли в честь производителя. И даже несмотря на то, что в царской России точно такие же панорамы стали производить в мастерских Обуховского сталелитейного завода, и они ничем не отличались от ПАНОРАМ ГЕРЦА, всё равно, называли их, по-прежнему, в честь немецкой фирмы.
Теперь что касается этой самой компании "C. P. Goerz". Она была основана в Берлине в 1886 году немецким предпринимателем Карлом Паулем Гёрцем (21 июля 1854 - 14 января 1923).
Поскольку, как вы поняли, сам он не имеет прямого отношения к изобретению панорамы, названной его именем, скажу пару слов о заводе, именованном в его часть.
С самого основания компания продавала математические инструменты для школьников, потом переключилась на производство фотоаппаратов. Она первой в мире освоила производство фокальных затворов, позволивших отрабатывать недостижимые до этого короткие выдержки в 1/1000 секунды. Кроме того, компания производила метеорологическое оборудование, бинокли, оптические прицелы, перископы для подводных лодок и телескопы.
С 1903 года в компании был создан отдел военной оптики, который вскоре стал крупнейшим в мире производителем военной оптики. Goerz поставляла оптику для армии и флота Германии. Были открыты отделении в США. До Первой мировой войны компания активно сотрудничала с крупными оптическими предприятиями других стран. Например, в 1901 году британская фирма Kodak устанавливала объективы Goerz на свои фотоаппараты.
Во время Первой мировой войны компания производила оптические приборы для армий Германии и Австрии, а также начала выпуск электрических прожекторов.
После заключения Версальского договора она прекратила выпуск военной продукции, пыталась организовать производство механических счётных машин и научных инструментов, но без прежнего успеха.
Наконец, дела стали идти настолько плохо, что в 1926 году германское отделение Goerz, во избежании банкротства, было вынуждено слиться с компаниями ICA, Contessa-Nettel и Ernemann, образовав Zeiss Ikon, в которой Карл Цейс владел 53% акций.
Австрийское отделение C. P. Goerz Wien продолжало свою самостоятельную деятельность до конца 50-х годов, выпуская электроизмерительные приборы (амперметры, вольтметры, трансформаторы тока) и т.д.. Но потом и это всё закончилось.
Вы можете поддержать канал, перечислив любую доступную вам сумму на кошелёк ЮMoney 4100 1102 6253 35 (или на карту Райффайзенбанка 2200 3005 3005 2776). И поучаствовать в создании книги по материалам этих статей. Заранее всем спасибо!