Найти в Дзене
Мороженые сказки

Чудо-девы русских былин. Кто такие поляницы и почему их удел быть побежденными мужчинами?

Приветствую у себя на канале всех любителей истории и историй, славянской обрядовости, фольклора и просто заглянувших на огонек!

Не так давно готовила цикл рассказов, в которых подробнейшим образом разбирала образы древнерусских витязей и богатырей (если не читали, можете исправить это досадное недоразумение, перейдя по ссылке ниже 👇)

Сегодня решила продолжить эту тему и продолжить рассматривать славянский героический эпос, но решив гендерное уравнение, воздать должное женским персонажам древнерусских сказаний и былин. Ибо древнерусские богатыри — самый популярный образ из русских былин. Однако в древнерусском фольклоре помимо них можно найти и женщин-воительниц, истории которых не так широко известны. Кем же они были и существовали ли на самом деле? 

Поляница русская амазонка. Фото из интернета
Поляница русская амазонка. Фото из интернета

Образ дев-воительниц — весьма популярный сюжет в мировой литературе. До нас дошли сказания о воинственных Амазонках, валькириях, женщинах гладиаторах в Древнем Риме.

В древнерусском эпосе до нас же дошли сказания о загадочных девах - воительницах «поляницах». Само слово произошло от древнерусского глагола «поляковать» — ездить в поле на ратное дело, искать воинов и вступать с ними в поединки. История, записанная в былинах донесла до нас следующие образы прекрасных воительниц:

  • Самая известная из них Настасия Микулошна, младшая дочь Микула Селяниновича, ставшая впоследствии женой Добрыни Никитича. Этот персонаж весьма правдиво отображен в детском мультфильме от киностудии Мельница. Жена Добрыни статная Настасья Филлиповна  ничуть не хуже управляется с тяжелой работой по дому и, если надо, готова в бой за мужа вступить. Так же поляницей является и старшая сестра Настасьи Василиса;
  • Настасья Окульевна из былины о богатыре Михаиле Потыке, спасшая его, вступившая в бой и впоследствии ставшая его второй женой после хитроумной предательницы Марьи-Лебеди;
  • Настасья Королевишна, жена Дуная Ивановича, павшая в поединке с мужем, из крови которой,по преданиям, появилась река Непра и другие.
Настасья Микулошна. Картинка из интернета
Настасья Микулошна. Картинка из интернета

Достоверных данных (за исключением былинных персонажей и персонажей русских народных сказок) о существовании древнерусских воительниц, к сожалению, не сохранилось. Однако историки считают, что у поляниц были реальные прототипы. Ими скорее всего были наездницы из племен, с которыми контактировали славяне, недаром былинные богатыри встречают полениц в своих дальних походах и путешествиях.

По мнению некоторых исследователей (историк Борис Рыбаков) обилие женских персонажей-воительниц в былинах отражает контакты славянских племен со степными болгарскими и аланскими кочевыми племенами дотатарского периода. Другие ученые (к примеру филолог русист Дмитрий Балашов) считают, что поляницы имеют несомненное сходство с сарматскими воительницами, которые как правило были отличными наездницами и лучницами и сражались в битвах наравне с мужчинами. Тут следует отметить, что в сарматских племенах долго сохранялся матриархальный строй, где как мы помним, главенствующая роль отводилась именно женщинам.

Сарматская воительница. Картинка с интернета
Сарматская воительница. Картинка с интернета

Упомянутый Д. Балашов отмечает, что в

былинах русские богатыри постоянно сражаются с поляницами, побеждают их и приобретают власть над ними, беря в жены. Это иносказательно говорит о победе славян над сарматами.

 Образы воительниц часто встречаются и в тюркском эпосе. Например сказания о девах-воительницах распространены в киргизских, хакасских, алтайских и азербайджанских произведениях. Что говорит о взаимодействии (пусть не всегда мирном) русского и тюркских народов. Тем более у тюрских народов имеется древний обычай ритуального символичного боя между новобрачными, в итоге которого будущая жена подчиняется мужу, отдавая свою судьбу ему в руки, отринув свою гордыню и своеволие.

Согласно древнерусскому эпосу, поляницы никогда не создавали отряды, а в одиночку сражались с богатырями. «Поляковать» тогда означало выйти в чистое поле и сразиться с достойным соперником. Героини, как правило, не уступали героям в физической силе, умении скакать на коне и владеть оружием. Иногда

они даже превосходили богатырей, которые вступали с ними в поединки, которые часто приводили к замужеству.

Поляницы никогда не брали пленных, как впрочем и трофеев, а подтверждением победы были головы супротивников, выставленные на показ. Поэтому жениться на такой чудо девице можно было лишь одолев её в честном бою или хитростью (что часто и делают русские богатыри в былинах).

Поляница на войне. Фото из интернета
Поляница на войне. Фото из интернета

Исходя из этого, женщин-поляниц следует признать восточными  (южными) конными воительницами, а наличие славянского названия в их обозначении означает, что представление о поляницах утвердилось в эпическом творчестве до появления в русском языке тюркского слова «богатырь», то есть в 10-11 веке. Когда же появилось слово «богатырь», название женщин-воительниц не изменилось, ибо из живого бытования они уже исчезли»

По средневековой литературной традиции дева-воительница, лишаясь невинности, лишалась и своей воинской силы и доблести, становясь обычной женщиной (женой богатыря). Тем не менее, это условие соблюдения девственности не обязательно встречается. В некоторых сказаниях противостояние между героями происходит уже после их бракосочетания (Настасья Королевишна и Иван Дунаевич).

Так же глубинные исследования, проведенные в отношении этого персонажа отправляют древнерусских поляниц к пережиткам служительниц религиозного культа, магического обряда.

Кем бы ни были поляницы - это были реальные персонажи с сильным и независимым характером, возможно обладающие сакральными знаниями. Фото из интернета
Кем бы ни были поляницы - это были реальные персонажи с сильным и независимым характером, возможно обладающие сакральными знаниями. Фото из интернета

Так отечественный историк фольклорист И. М. Дьяконов "при сравнительном анализе «архаических мифов Востока и Запада», выделил среди женских мифологических персонажей две категории: «дев-воительниц» и «матрон»-«матерей/супруг». 

Первые по его версии восходят к группе девушек, сопровождающих юношей в «мужском доме» (ганика у индоариев, гетеры у греков и т. п.), об этом факте я подробно писала в одной из своих предыдущих статей, 

Эти девушки пользовались полной половой свободой и были связанны с боевыми дружинами, часто имевшими корни в упомянутых мужских домах.

По этой версии, образ дев-воительниц является архаичным воспоминанием о реальных боевых подругах, сопровождавших воинов в походах.

Очень надеюсь, что после прочтения моей статьи вы по другому будете относится к воинственным женским персонажам, проживающим сейчас только в былинах и русских сказках.

На этом у меня все, раскланиваюсь и убегаю на поиски новых историй и приключений.

Всегда ваша Морозова ❤️

Мои проекты:

Второй канал на Дзене, посвященный фольклору, традициям и обрядам https://dzen.ru/id/63fb19832376724d65510073

Паблико  Отмороженные истории | Паблико

Моя группа В Контакте

https://vk.com/morozova_ja