После "Беспечного Ездока", студии будто открыли глаза то ли от удивления, то ли от озарения, что можно снимать дешево, но при этом получать по 60 миллионов в прокате.
Боссы студий не понимали почему люди ходят на эти фильмы, но давали продакшену зелёный свет до тех пор, пока эта денежная схема работала. И это сыграет ключевую роль в саморазрушении нового Голливуда.
Фильмы категории "Б"
В конце 60-х было масса фильмов категории Б, которые выходили не потому что было что сказать, а по причине того, что об этом уже говорили и это было популярно.
Это началось ещё в 30-е, когда после фильма "Сан-Франциско" студии стали делать свои фильмы-катастрофы, а потом это продолжилось, когда мир захлестнул рок-н-ролл и пачками стали выпускать музыкальные фильмы, где звучала любимая музыка молодёжи, которая могла ещё и увидеть своих героев на экране. В 60-е это умножилось на двое.
Были в моде байкеры, снимался фильм "Дикие Ангелы". Америку захлестнули наркотики? Выходит фильм "Трип". Хотелось посмотреть на неприкрытую сексуальность? Есть подходящий фильм с соответствующим названием, а именно "Сладкоежка". Эти ленты были дешевыми, конъюнктурными и малобюджетными. Это поспособствовало увеличению популярности сдвоенных киносеансов, то есть грайндхаусов, когда показывали два фильма по цене одного.
И, конечно, у этих картин был Король. Его так и называли - Король Б фильмов.
Роджер Корман. Его можно назвать отцом Нового Голливуда, потому что благодаря ему в профессиональный свет вышли почти все режиссёры и актёры этого и последующих периодов. Он дал работу или был учителем целой армии талантливейших актёров, ставших символами сразу нескольких поколений: Джек Николсон, Питер Фонда, Денис Хоппер, Брюс Дёрн, Чарльз Бронсон, Талия Шайр, Роберт Де Ниро, Дэвид Каррадайн, а чуть позже Томми Ли Джонс и Сандра Баллок.
На своей площадке он давал снимать, продюсировал и просто был учителем для не менее талантливых режиссёров: Мартин Скорсезе, Фрэнсис Форд Коппола, Рон Ховард, Питер Богданович, а чуть позже Джеймс Кэмерон и чего уж греха таить — Тимура Бекмамбетова. И нет, это не игра найдите лишнего.
Именно Корман ответственен за главный принцип Нового Голливуда - своевременность. Все его проекты были актуальны, но в отличии от работ его учеников они не были вне времени. А как можно создать нетленку, если, например, "Магазинчик Ужасов" с Джеком Николсоном, был снят всего лишь за два дня и пол ночи? Только в 1957 году он снял 8 фильмов...
Боб Рэфелсон и Берт Шнайдер уже вошли в историю, как гениальные продюсеры после создания Манкиз, хотя и несколько оступились с фильмом "Голова", который поклонники упрекали в том, что сюжет в стиле потока сознания, больше подошёл бы для одной двадцатиминутной серии, а не для целого полного метра. Но вскоре быстро реабилитировались в успешном продюсирование с фильмом "Беспечный Ездок" и "Пять Лёгких Пьес", где уже режиссёром выступил Боб Рэфелсон.
Его фильм можно поместить в десятку главных кинолент этого течения. Герой Джека Николсона пытается начать новую жизнь, но что-то вечно его останавливает, будь то работа и семейные проблемы или глуповатая подружка, шантажирующая его суицидом в случае расставания. "Пять Лёгких Пьес" продолжило малобюджетный принцип "Беспечного Ездока" и дало очертание главного героя Нового Голливуда — бунтарь, который пытается пробиться сквозь решетку на свободу, чтобы начать новую жизнь. И какое лицо подходит для этого героя больше всего, если не лицо Джека Николсона.
Берт Шнайдер не может похвастаться таким же гениальным фильмом, но лишь по той причине, что он ушел в продюсирование и документалистику.
В 1974 году получает Оскар за документальный фильм о войне во Вьетнаме "Сердца и мысли".
Рок-мюзиклы
Переосмысления коснулись и излюбленного американского жанра.
Там, где мюзиклы типа "Привет Долли" казались чем-то архаичным, на первый план вышли рок-оперы: "Голова" Боба Рэфелсона, "Иисус Христос - Суперзвезда" Нормана Джуисона, "Томми" Кена Рассела, "Волосы" Милоша Формана.
Документальные фильмы о рок-музыке вроде "Вудстока" и "Элвиса на гастролях", стали также популярны, как и художественные фильмы. Американская пресса пела им дифирамбы тогда, когда ещё недавно в лучшем случае игнорировала эти фильмы.
Начали появляться первые музыкальные байопики о рок-музыкантах "История Бадди Холли" и "Элвис" Карпентера.
Рок-музыка стала неотъемлемой частью поп-культуры и кинематографа, но кажется, что всерьёз о ней стали говорить только в 70-х, тогда как в 50-е это напоминало больше эксплуатацию ради коммерческой выгоды.
Продюсеры студии не могли понять зачем Джордж Лукас тратит половину своего бюджета на авторские права, чтобы использовать музыку Чака Берри, Фрэнки Лаймона и Билла Хейли не ради развития сюжета или какой-то конкретной сцены, а просто для фона, потому что музыка в 50-х, начала 60-х звучало из всего, что только могло извлекать звук и звук этот был рок-н-ролльный.
Начиная с фильмов "Кабаре" или "Скрипач на крыше", качество мюзиклов также перешло на другой уровень. Оно не старалось заискивать перед консервативным зрителем, чтобы вновь показать им то, что они видели ещё в 30-х годах, когда фильмы этого жанра снимались за две-три недели. Новое поколение мюзиклов даже визуально казалось были на голову выше и серьёзней картин ещё пятилетней давности...
____________________________
Продолжение следует...
Какой фильм из упомянутых, Вам нравится больше всего? Пишите в комментариях, оставляйте лайки, а через день приготовьте их для второй части этой статьи.
Не забудьте подписаться! Всем добра и здоровья!