Итак, в Окунайском батальоне Внутренних Войск МВД СССР / в/ч 6673 / я прослужил полтора года, будучи туда переведённым. Из них год с небольшим я нëс службу часовым КПП.
У вас, наверное , уважаемые , тоже так было : мы говорили " ходил туда - то " в зависимости от того, какие обязанности солдат исполнял в карауле.
" Ходит на вышку " , " на пульт " , " ходит ПНК "...
Вот, а я " ходил на КПП ".
Сменишься, бывало, в 9 утра, и идëшь в " спальник " отдыхать.
Не сказать, что смена с 06 до 09 утра очень сложная. Но она шебутная . Как раз сотрудники администрации приезжают на работу. Прут валом.
Приезжают они не по одному, а всем скопом. На одном автобусе, который их из посëлка доставляет.
И они все толпятся справа - " за зоной "- и все хотят в зону. А через КПП их можно пропускать только по трое. Троих запустил, пропустил, выпустил - давай следующих.
По первости страшно было что-то перепутать . Страшно было создать затор. В пропусках ошибиться.
Потом, когда уже всех выучил - нормально. Уже не глядя пропуска справа налево перекидываешь. Ещё и успеваешь курить стрелять.
Но, сначала - женщин. А женщина на зоне - особый человек. Её просто так в зону не впустишь.
Не то что - захотела она, и пошла. А вот фигушки !
С ней должен быть тот, кто - если с ней что там случится - и будет за это отвечать. То есть, мужик - сотрудник.
Для такого случая -никаких исключений в правилах пропускного режима ! Женщина ведь тоже человек : две + сопровождающий.
И не то что он просто с ней пройдëт через КПП, рукой мне помашет, и в дамки .
Н - е - е - е-т.
Он должен в специальном журнале свою подпись поставить. А я должен записать : кто, куда и с кем.
Они, как в зону войдут, каждый пойдëт в свою сторону. Женщины, как правило, в медсанчасть, сотрудник - мужик в штаб. Но это меня уже не касается. Ежели что - вот подпись капитана такого-то, он несëт ответственность за пребывание женщины на территории исправительно - трудовой колонии, с него и спрос.
Проблема в том, что : все ж джентельмены , фигли, и женщин - вперëд! А пока ты их запишешь , немного времени , но пройдет. А остальные в коридоре стоят в ожидании : гомон, смех - шумно, короче. Башка болеть начинает.
А когда дам - с пропустишь, вдруг выясняется, что все они очень торопятся! С шутками и смешочками, наровят поперëд остальных в очередную тройку пропускаемых затесаться. Как будто от этих секунд и правда зависит что-то важное.
Так и хотелось мне, подобно Шарикову из " Собачьего сердца " гаркнуть на них : в очередь, с....ы дети , в очередь! Да субординация не позволяла.
Короче, весело!
*****
Так вот, смена до девяти, она не сложная / да там и вообще ничего сложного не было / , а именно, что шебутная.
Повторюсь, бывало сменишься в девять, ляжешь отдыхать, а в десять - пол одиннадцатого тебя уже будят.
- Вставай, Лëха, - тяжело и жалобно вздыхая , говорит ПНК, младший сержант на полгода моложе призывом- транспорт.
По причине не большого размера , малости списочного состава спецконтингента , отсутствия на жилой зоне производства , транспорт в зону заходил редко.
Промка у нас стояла отдельно, через дорогу от жилой. Там, действительно , трафик был - будь здоров!
А у нас ежедневно заходила только "хлебница ". Раз в три - четыре дня - продуктовка. И мог этим весь поток и ограничиться.
Поэтому, отдельной досмотровой группы не было. Входящий транспорт досматривал свободный КППшник.
А если бы такая группа в составе караула присутствовала, то это был бы пост № 3. Так что, нумерация непосредственно постов - караульных вышек начиналась с цифры 4. Что вызывало недоумение молодых : как так, второй пост, и сразу четвëртый? Где третий?
Впрочем, недоумение было недолгим.
Однако, бывали дни, когда прут они в зону, и прут, машины. Тогда так и скачешь, как блоха на аркане, из КПП в шлюз, оттуда на КПП. В такие дни / справедливости ради, крайне редкие / , КППшнику про отдых днëм приходилось забывать.
***
А " хлебница " приходила всегда примерно в одно и тоже время, с десяти до одиннадцати.
Машина заезжает в шлюз, ворота закрываются, водила уходит. Ему здесь делать нечего. Его путь - через " пешеходный " КПП. Он там в зону пройдет...
У него там и пропуск лежит. А если машина чужая и шофëр непостоянный , предварительно Дежурный Помощник Начальника Колонии на него должен выписать пропуск разовый.
... и с той стороны шлюза зайдëт , когда мы ворота откроем. Сядет и поедет. Туда же, на КПП, отправляется и сопровождающий - старший машины, экспедитор, неважно, как он называется. Как правило , такой всегда был.
А вот ДПНК здесь же, в шлюзе. Смотрит, как мы машину будем досматривать.
*
У наших караулов почти со всеми зоновскими офицерами отношения были просто прекрасные !
Они сами, очень многие, служили срочную. Прекрасно всё помнили и понимали. А те из них, кто свои два года оттрубил в ВВ, так и вовсе были нам навроде старших братьев.
Серьёзно : зоновские нам были ближе, чем свои, войсковые.
И они всегда шли нам навстречу. Поэтому, взять три - четыре кирпича БЕЛОГО хлеба - который был ещё горячий - всегда пожалуйста!
В батальоне, когда по праздникам попадал на наши столы белый хлеб, он был худшего качества , чем на зоне!!
До сих пор для меня это большая загадка. Пекарня, судя по всему, нас снабжала одна.
***
Шлюз - и это всем, кто служил там же и так же, как и я, хорошо известно - одно из самых предпочтительных и привлекательных мест для з / к, при совершения побега.
Не проходило и недели, чтобы нам на инструктажах не доводили информацию о том, что где-то либо сбежали через шлюз, либо была совершена попытка к побегу через него.
Шли на таран, прятались в грузах, в вывозимых бочках, в готовой продукции. Где только не, короче.
Прямо перед шлюзом, с вольной стороны, в землю был вделан кусок рельса. Когда машина заезжала внутрь, он поднимался.
Попробуй, пойди на таран!
Но ,и это ещё не всё!
Также перед шлюзом находилась вышка, на которую во время досмотра поднимался солдат, готовый открыть огонь, если машина вышибет ворота.
Поэтому, Устав, инструкции и внутренняя совесть повелевают тебе самым тщательным образом делать эту работу! Однако же, любому понятно, что побег возможен только при выезде. При въезде основное внимание на гипотетически ввозимую запрещëнку.
Зачем я буду корчить из себя того, кем на самом деле я не был ?Машины на въезд досматривались вполне себе поверхностно.
Ни я, ни кто - либо ещё из наших КППшников, за всё время службы ,не обнаружил при досмотре входящего автотранспорта ни одного запрещëнного к попаданию в зону постороннего предмета!
Возможно , что их никогда и не было. А возможно , что мы что-то проворонили.
Поэтому, запуск в зону проводился достаточно быстро.
***
Машина в зону уйдëт , её там быстро раскидают, и её нужно будет выпускать. Стоит ли ложиться ?
Ближе к дембелю , я просто перестал ложиться отдыхать, если сменился со смены в девять утра.
***
На выходе, конечно, машину шмонаешь уже более пристрастно. Ну их на фиг! Вдруг кому вздумается выехать с комфортом!
Вот, много было в комментариях про специальный приборчик. Его - де, к капоту прикрепляешь, и это чудо инженерной мысли способно уловить биение человеческого сердца. Сколько я свою память не насиловал, не смог вспомнить подобного. Вероятнее всего, у нас такого технического приспособления не было. Есть, конечно, и вероятность того, что я уже в маразме, и просто не могу вспомнить , как ни силюсь.
У нас были другие приспособления - щуп и зеркальце, например.
Но ещё больше у нас полагались на на собачье чутьë. Понятно, что наряду с КППшником и НК / ПНК / ,досмотр осуществляет пом по СРС. Если уж я что пропущу, вся надежда на собачку!
С ефрейтором - СРСником и его Хельмтом, мы работали вась - вась. Понимали друг друга даже не с полуслова - с полувзгляда. Оба знали, как прикрыть друг дружку, как подстраховать, если что.
Я ефрейтору Алдонину благодарен - ВО КАК! Если я что-то не успевал, где - то мешкал, всегда знал - он ничего не упустит! Всегда плечо подставит !
Тимоха, если вдруг прочитаешь - помню! И помню с благодарностью! 👍👌🤝
Очень мне тебя стало не хватать, когда ты на полгода раньше ушёл на дембель!
Мы были с ним в связке так же, как басист и ударник в рок - группе. В унисон!
***
Иногда, почему - то, выходила из жилой машина с опилками. Тогда берëшь щуп, и лезешь ,тыкаешь.
З /к, если стремились выехать в сыпучих грузах, накрывались чем - нибудь твëрдым.
***
И,как - то мне так свезло ,что ни разу мне не пришлось досматривать ассенизаторскую машину. Миновала меня чаша сия! Не представляю , как бы я в её цистерне щупом шуровал..
А так и шуровал бы, никуда б не делся, ибо - служба!
***
Зато не повезло мне в том, что именно в мою смену в зоне случился пожар. Ну, пожар - не пожар, а, скажем так, возгорание.
И мне пришлось впускать / выпускать пожарку. Пожар - это отдельная головная боль для караула, и отдельный же геморрой !
Тем более , что, при желании , в машине доблестный пожарной охраны есть куда больше мест, где заныкаться, чем в обычном грузовике.
Но про такой тревожный случай у меня есть отдельный текст...
*****
БЛАГОДАРЮ за ВНИМАНИЕ !
ВСЕМ ДОБРА и УДАЧИ!!