Найти тему

Призыв в армию и психиатрия

Когда призывники в армию проходят медицинскую комиссию, одним из врачей, кого они обходят, является врач-психиатр (п. 1 ст. 5.1 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»). Он дает заключение о годности или не годности к военной службе по призыву.

Наверняка многие слышали такую тему, что, например, тот или иной молодой человек «откосил» от армии по психиатрии. Это означает, что ему был поставлен тот или иной психиатрический диагноз, дающий основание присвоить ему, как правило, категорию годности «В» (ограниченно годен) и избежать службы по призыву. Такой гражданин зачисляется в запас, ему выдается военный билет. Всё бы, казалось, ничего. Но... У него на всю жизнь остается психиатрический диагноз.

И с этим диагнозом он вряд ли сможет водить машину, получить права на ношение огнестрельного оружия, поступить на работу в определенные государственные органы или занять некоторые должности. Более того, этот диагноз когда-нибудь может сработать против него, так как человека, имеющего психиатрический диагноз (который практически невозможно «снять» — об этом мы еще, возможно, поговорим как-нибудь), легче при необходимости госпитализировать в психиатрический стационар в недобровольном порядке, поставить на постоянное диспансерное наблюдение без его согласия (что влечет для него ряд ограничений).

Ему в ряде случаев может быть затруднительно совершать операции со своим недвижимым имуществом или другие значимые сделки, так как другая сторона по сделке иногда просит представить справку из психдиспансера, что «продавец (покупатель) на психиатрическом учете не состоит» (справку, конечно, можно и отказаться давать, но тогда и сделка сорвется). И этот диагноз может когда-нибудь в будущем послужить основанием как для признания его недееспособным по иску его родственников или стать решающим обстоятельством, позволяющим суду признать недействительной заключенную им сделку (например, завещание, дарение и т.п.).

Этот список последствий можно еще и продолжить.

Поэтому «откосить от армии по психиатрии» — это, знаете ли, палка о двух концах.

И, соответственно, далеко не все этого хотят. И, в общем-то, правильно делают.

Но на этой почве возникают и другие истории. Прямо противоположные по сюжету.

Один молодой человек проходил мед комиссию в военкомате. И когда он проходил психиатра, тот обратил внимание, что у того шрамы на руке, свидетельствующие о том, что тот когда-то пытался порезать себе вены. Судя по всему, у него была попытка суицида. Это было давно, парень с тех пор одумался, но ... шрамы остались.

А с точки зрения врача-психиатра, как и самой психиатрии, человек, который пытается покончить с собой, представляет для себя непосредственную опасность, что свидетельствует, скорее всего, о его психическом расстройстве.

И вот психиатр, видя эти шрамы, дает молодому человеку направление на углубленное обследование в психиатрическую больницу.

Ну а этот гражданин не желал иметь ничего общего с психиатрией. И уж точно не хотел ни диагноз получить психиатрический, ни ложиться на стационарное обследование или лечение в психбольницу.

(Как уж так получилось, что ему раньше не поставили псих диагноз, когда он порезал вены, и ему их зашивали, не знаю. Что было, то было.)

Он не очень жаждал служить в армии по призыву. Его позиция заключалась в том, что если есть законные основания не пойти туда, то он, конечно, лучше не пойдет. Но если выбирать между службой по призыву и психиатрическим диагнозом, то уж лучше отслужить один год. (Сразу скажу, речь, конечно, идет о самом обычном призыве на срочную службу, не в военное время, не по мобилизации, не в период действия «СВО» и т.п.).

И вот здесь мы вступаем с юридической точки зрения в область, которую можно толковать несколько по-разному.

Призывник обязан явиться на медицинское освидетельствование в военный комиссариат (п. 1 ст. 31 Федерального закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»).

В соответствии с п. 4 ст. 5.1 этого же Федерального закона в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе медицинского освидетельствования гражданин направляется на амбулаторное или стационарное медицинское обследование в медицинскую организацию. Согласно п. 20 Положения о военно-врачебной экспертизе в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, направляется в медицинскую организацию государственной или муниципальной систем здравоохранения на обследование в амбулаторных или стационарных условиях для уточнения диагноза заболевания.

Здесь возникает правовой вопрос. Является ли данное направление для призывника обязательным? И, если да, то каковы правовые последствия, если он не явится по направлению в медицинскую организацию?

Не хочу перегружать данный материал обилием ссылок на разные положения нормативных актов. Скажу, что в законе не до конца однозначно и четко дан ответ на вопрос об обязательности для призывника такого направления, но косвенно можно прийти к выводу, что законодатель все-таки имел ввиду эту обязательность. По крайней мере, он предусмотрел юридическую ответственность призывника от уклонения от прохождения медицинского освидетельствования по направлению.

В соответствии со ст. 21.6 КоАП РФ «уклонение гражданина от медицинского освидетельствования либо обследования по направлению комиссии по постановке граждан на воинский учет или от медицинского обследования по направлению призывной комиссии - влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от пятисот до трех тысяч рублей».

Таким образом, с одной стороны, можно сделать вывод, что призывник, которому вручили направление на его обследование в любую больницу, в том числе в психиатрическую, все-таки обязан туда явиться, поскольку за уклонение от такой явки предусмотрена законом установленная ответственность. С другой стороны, последствия такого уклонения как раз таки четко законом предусмотрены, — он может быть привлечен только к административной ответственности в виде предупреждения либо штрафа до трех тысяч рублей.

Другой ответственности и других последствий такой неявки законом не установлено.

И из этого вытекает самое главное, - Закон РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» не предусматривает возможности принудительного (недобровольного) психиатрического освидетельствования и уж тем более недобровольной госпитализации призывника в психиатрический стационар.

Согласно ст. 15 данного закона «основания и порядок психиатрического обследования в амбулаторных и стационарных условиях при решении вопроса о годности гражданина по состоянию его психического здоровья к службе в качестве военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации ... определяются настоящим Законом и законодательством Российской Федерации о военной службе».

И в ч. 7 ст. 23 этого же закона указано, что «психиатрическое освидетельствование гражданина, указанного в статье 15 настоящего Закона, проводится в рамках военно-врачебной экспертизы в соответствии со статьей 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"».

В ч. 9 ст. 61 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ говорится лишь об обязательности прохождения и проведения военно-врачебной экспертизы. Но никто с самой обязательностью и не спорит. Гражданин в общем-то и явился в военкомат для ее прохождения, прошел ее, но не желает идти в психиатрический стационар. Могут ли его в этом случае недобровольно (принудительно) подвергнуть психиатрическому освидетельствованию или госпитализировать?

Вопросам недобровольного психиатрического освидетельствования, госпитализации и вообще медицинского вмешательства без согласия самого гражданина (пациента) посвящены статьи 23, 29 Закона РФ от 2 июля 1992 г. № 3185-I «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» и статья 20 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"».

Но ни в одной из них нет указания, что призывник может быть подвергнут какому-либо медицинскому, в том числе психиатрическому, вмешательству, без его на то согласия, в том числе и в судебном порядке. Такого основания ни один действующий закон не знает, и, соответственно, ответ один — если призывник сам не идет в психиатрическую больницу для обследования в амбулаторном или стационаром режиме, то его не могут доставить туда в недобровольном порядке.

Максимальное наказание за неявку призывника в психбольницу — административный штраф в размере 3 тыс. руб.

Стоит лишь отметить, дабы такая неявка не могла быть расценена (квалифицирована) как попытка уклониться от призыва как такового (хотя для этого и нет оснований), - призывнику в такой ситуации можно подать в военный комиссариат письменное заявление, в котором привести указанные выше правовые доводы, что он не желает лишь проходить освидетельствование (обследование) в психбольнице, что он не намерен уклоняться от самого призыва на военную службу, что он готов пройти ее (при отсутствии законных оснований от освобождения от него, отсрочки от призыва и т.п.), и что он просит решить вопрос о его призыве (непризыве) на военную службе без направления его на обследование в психиатрическую больницу.

[В нашем случае именно так и поступил этот призывник. Ни в какую психбольницу он не пошел. Подал заявление примерно такого содержания в военкомат. Там, конечно, немного поудивлялись и повозмущались. Но никто никуда его в принудительном порядке не доставлял. Психиатрического диагноза он избежал. И вроде даже в армию его не взяли (по какому-то другому законному основанию), но это уже немного другая история].

Таким образом, можно сделать вывод, что необходимость психиатрического обследования гражданина в амбулаторных и стационарных условиях для решения вопроса о его годности к службе в качестве военнослужащего Вооруженных Сил Российской Федерации сама по себе не является основанием для применения к нему мер недобровольного психиатрического вмешательства.