Геометрия, а особенно стереометрия, даётся детям нелегко. Ведь мало выучить все теоремы, свойства и определения. Важно уметь всё это разглядеть в рисунке, самому построить чертёж и вывести логическую цепочку доказательства или решения задачи.
Раньше хорошо в этом помогали уроки черчения. Их, к сожалению, упразднили и оставили лишь в немногих профильных школах.
Черчение — предмет непростой, он учит читать чертежи, строить проекции деталей, рисовать объёмные фигуры. У освоивших предмет учеников чётко сформировано пространственное воображение. Они понимают, что такое проекция и плоскость, видят соотношения углов и изменения форм фигуры при проекции на разные плоскости.
Эти умения важны для решения задач по стереометрии.
В школьном курсе геометрии мало часов уделяется задачам на построение, поэтому детям сложно понимать объёмные рисунки.
И в основном ко мне как репетитору по математике обращаются именно из-за проблем с геометрией. Даже отличникам трудно. Часто дети наизусть знают теоремы, но не могут их себе вообразить и нарисовать.
Вот так обычно звучат фразы детей на первых наших уроках:
— Я все правила выучила, но не понимаю, как решать задачи.
(7-й класс, девочка пришла ко мне после полугода изучения геометрии в школе.)
— Мне непонятно, что такое плоскость. Как это? Что значит «две плоскости пересекаются»?
(10-й класс, отличница, после двух месяцев изучения стереометрии в школе.)
— Мне ничего не понятно. Когда были прямые и углы, было ещё более-менее ясно. А как начали проходить треугольники, я совсем запутался.
(7-й класс, мальчик обратился ко мне после 6 месяцев изучения геометрии в школе.)
Начинаю копать глубже и понимаю, что эти дети просто не умеют читать рисунки и строить чертежи по заданным условиям. А без этого никакие вызубренные теоремы не спасут.
И первое, с чего мы начинаем, — это чертежи. Как только школьник сам начертит 20–30 рисунков, научится переводить теоремы и свойства в изображения, он станет понимать и решать задачи.
Есть замечательный учебник «Черчение», составленный А. Д. Ботвинниковым, В. Н. Виноградовым и И. С. Вышнепольским. В 7–9 классах достаточно изучить его первую главу — «Технику выполнения чертежей и правила их оформления» — и выполнить практические задания к ней в рабочей тетради И. С. Вышнепольского «Черчение». Затем советую все теоремы не только учить, но и рисовать с помощью чертежей.
Для десятиклассников важны следующие пять глав этой книги:
· «Чертежи в системе прямоугольных проекций».
· «Аксонометрические проекции. Технический рисунок».
· «Чтение и выполнение чертежей».
· «Эскизы».
· «Сечения и разрезы».
Также нужно выполнить практические задания к этим главам в рабочей тетради.
Правила оформления чертежей полезно изучать ещё пятиклассникам, потому что в ВПР 5-го класса по математике встречаются такие задачи:
Не все ученики понимают эти сноски с размерами, особенно когда их так много и они накладываются друг на друга.
Моя дочь сейчас в 5-м классе на семейном обучении, и с ней мы обязательно будем осваивать черчение — это очень пригодится при изучении геометрии.
Ищите возможность для своих детей пройти курс черчения, особенно если есть цель в дальнейшем поступать на техническую специальность.
Автор: Баширова Татьяна Юрьевна, преподаватель курсов по скорочтению, развитию памяти и интеллекта; репетитор по математике и информатике, мама дочки на семейном образовании
Если статья показалась полезной, ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые публикации об образовании.
Опубликовано ЦСО “Хочу Учиться” школьная аттестация онлайн
Читайте другие статьи: