Я узнала о семейном обучении за год до того, как отправить ребёнка в школу. Здесь расскажу, как пришла к такому решению, и почему не жалею.
Меня зовут Баширова Татьяна — я репетитор скорочтения, математики, информатики, русского языка, а в прошлом педагог-психолог средней общеобразовательной школы. Моя дочери Элине 8 лет, с первого класса она на семейном обучении и уже перешла в третий.
Как устроено образование в нашей семье
- Ходим к репетитору по английскому. Крутой специалист, нам очень нравится.
- Ходим в бассейн.
- Занимаемся в художественной школе.
- Дочь поёт в вокальном ансамбле.
Может показаться, что это большая нагрузка для ребёнка, но на самом деле Элина делает всё это без напряга. Ей не нужно вставать к определённому времени утром, поэтому она просыпается естественно и высыпается.
Ещё у неё много времени, которое она может посвятить своим увлечениям.
Всё это возможно только за счёт того, что мы учимся дома, а не в школе. Школа съедает много времени и сил, поэтому после неё ребёнок просто не может охватить всё то, что получается у Элины.
Предыстория
Когда родилась моя дочь, я поймала бзик: «Надо развивать ребёнка, а вдруг не успею, упущу что-то, и ей потом трудно будет учиться в школе».
Чтобы развивать ребёнка, я начала собирать материалы по дошкольному развитию ребёнка: его интеллекта, здоровья, физических возможностей. Что мы делали:
- рисовали;
- лепили;
- занимались на турниках;
- играли в развивающие игрушки;
- учили цвета, буквы, цифры.
Моим главным пособием была книга Никиткиных — просто кладезь интересных идей. Они даже описали свой опыт, как научить 3-х месячного ребёнка проситься на горшок. Но мы такого дзена не достигли, использовали памперсы.
Ещё я практиковала методики раннего развития:
- чтение и математику;
- английский;
- окружающий мир по карточкам Умница Домана-Маниченко с 1 года.
Ещё мы занимались по кубикам Зайцева, по методике Монтессори, по разным рабочим тетрадям ФГОС для дошкольников, вырезали и клеили аппликации, решали ребусы, писали цифры и буквы, конструировали всевозможные конструкторы, учили английские песенки, смотрели мультики на английском. Очень хорошо шла математика, рисование и письмо.
С 3 лет я водила дочь на хореографию, учила кататься на самокате, велосипеде и роликах, мы ходили на каток и в бассейн. Я стремилась к гармоничному развитию дочери, чтобы не было сильных перекосов в интеллектуальную или физическую сторону.
В сравнении со сверстниками Элина была развита с опережением, но я ориентировалась не на других детей, а на природный потенциал дочери, и хотела раскрыть его максимально.
Долго не получалось читать
С 4 лет Элина писала слова, но читать не могла. Никакие методики раннего развития не помогали.
Тогда я работала в обычной школе педагогом-психологом. И у меня стояла цель — подготовить дочь к школе, чтобы в 6,5 лет она уже была готова к 1 классу. Семейное обучение для меня тогда вообще не существовало.
Знакомство с продвинутыми методиками
У меня есть коллега Оля, которая ушла работать в школу скорочтения. Я про эти школы знала только то, что они есть. Подробности узнала только от Оли. Она как педагог изучила методики скорочтения, каллиграфии, мнемотехники, техники развития памяти и внимания, чтобы обучать этому подопечных.
У неё целая библиотечка пособий, а у её учеников умопомрачительные результаты, которых я никогда не видела в средней школе.
Мы с Элиной были в гостях на её новом месте работы. Элине тогда было 4,5 года. Поражены были мы обе. Элине понравилось обучение, а меня впечатлила сама работа Оли.
А когда узнала стоимость обучения в такой школе, то вовсе загрустила, потому что мне, с зарплатой школьного психолога, её не потянуть. А желание было маниакальное.
А если очень хочется, но не хватает средств, то нужно делать все своими силами. Я начала изучать литературу по этой теме. Я тогда ещё не разбиралась, какие тренажёры для какого возраста и уровня подготовки подходят, но мне очень хотелось научиться самой и научить дочь.
Через некоторое время мне позвонила Оля и сказала, что директор в нашем городе хочет открывать ещё один филиал, и ему нужен учитель. Можно пройти собеседование.
Я поняла, что это мой шанс. И его я не намерена упускать. Я прошла собеседование и «Йу-хууууууу!!!» — из трёх кандидатов выбрали меня.
Я поехала в Белгород, там от новых методик обучения у меня был взрыв мозга. Я не понимала, как это работает, но жадно впитывала всё, как губка. Нас учили, как тренировать левое и правое полушарие, как их гармонизировать, как построить 1,5 часовое занятие так, чтобы даже самые маленькие дети не уставали.
Я начала работать по новым методикам:
- научила свою дочь и ещё кучу детей читать;
- с детьми начальной школы оттачивала технику чтения, память и внимательность;
- старшеклассников выводила в скорочтение.
- ещё я вела арифметику и каллиграфию тоже с крутыми результатами учеников.
Моя дочь в 5 лет научилась читать, а в 5,5 начала меня просить: «Мама, научи меня писать как ты». Я месяц сопротивлялась, но она не отставала. И я зарядила ей полный курс каллиграфии и посадила её в 5,5 лет заниматься с первоклашками. Занятия были всего лишь 2 раза в неделю по часу, и в 6 лет она уже готова была сдавать экзамены за первый класс.
Как появилась мысль о семейном обучении
В это время моя голова была переполнена негодованием и множеством «почему».
- Почему ко мне приходят дети 2, 3, 4 класса, которые еле-еле читают по слогам?
- И дети из хороших семей, где родители не скупятся на образование своего ребёнка.
- Почему в школе их не учат как читать и запоминать текст?
- Почему там нет специальных упражнений для развития внимания и памяти?
- Почему их сразу загружают информацией и не учат с ней работать?
- Почему прописи в школе такие, что по ним далеко не каждый ребёнок научится нормально разборчиво писать?
- Куда делся из школы устный счёт, почему очень многие дети не умеют считать в уме?
- Почему детям усложняют обучение и превращают этот процесс в каторгу?
Все эти вопросы натолкнули меня на 2 вывода:
1. Ребёнку сначала нужно дать весь этот инструментарий, который упрощает обучение и переводит его из категории «сложное и нудное» в «понятное, простое и приятное». Так школьную программу можно освоить быстрее и качественней.
2. В школу это всё не зашито, поэтому нужно такое образование, которое можно легко адаптировать под мой первый вывод.
Тогда мне стали попадаться книги и статьи о семейном образовании. И я поняла, что это наш путь.
Сейчас, спустя 2 года семейного обучения на практике, я всё больше убеждаюсь, что учиться лучше по хорошей методике, тогда на учёбу будет затрачиваться гораздо меньше времени и сил. А в оставшееся время можно заняться каким-нибудь другим интересным делом, или просто погулять, подышать свежим воздухом, пообщаться с друзьями.
Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о семейном образовании
Автор: Баширова Татьяна Юрьевна, преподаватель курсов по скорочтению, развитию памяти и интеллекта; репетитор по математике и информатике, мама дочки на семейном образовании
Опубликовано ЦСО «Хочу Учиться» школьная аттестация онлайн
Другие статьи о переходе на семейное образование:
Я устала! Как семейное обучение облегчило жизнь одинокой маме с четырьмя детьми
Как семейное обучение помогло получению музыкального образования. Личный опыт
Благодаря «выгоревшей» учительнице мы решились перейти на СО