Найти тему

Как я выбрала семейное образование: опыт

Оглавление

Я узнала о семейном обучении за год до того, как отправить ребёнка в школу. Здесь расскажу, как пришла к такому решению, и почему не жалею.

Меня зовут Баширова Татьяна — я репетитор скорочтения, математики, информатики, русского языка, а в прошлом педагог-психолог средней общеобразовательной школы. Моя дочери Элине 8 лет, с первого класса она на семейном обучении и уже перешла в третий.

Как устроено образование в нашей семье

  • Ходим к репетитору по английскому. Крутой специалист, нам очень нравится.
  • Ходим в бассейн.
  • Занимаемся в художественной школе.
  • Дочь поёт в вокальном ансамбле.

Может показаться, что это большая нагрузка для ребёнка, но на самом деле Элина делает всё это без напряга. Ей не нужно вставать к определённому времени утром, поэтому она просыпается естественно и высыпается.

Ещё у неё много времени, которое она может посвятить своим увлечениям.

Например, Элина шьёт одежду для своих игрушек, постельные принадлежности, даже убедила свою маму научить шить на швейной машинке, в её-то 8 лет.
Например, Элина шьёт одежду для своих игрушек, постельные принадлежности, даже убедила свою маму научить шить на швейной машинке, в её-то 8 лет.

Всё это возможно только за счёт того, что мы учимся дома, а не в школе. Школа съедает много времени и сил, поэтому после неё ребёнок просто не может охватить всё то, что получается у Элины.

Предыстория

Когда родилась моя дочь, я поймала бзик: «Надо развивать ребёнка, а вдруг не успею, упущу что-то, и ей потом трудно будет учиться в школе».

Чтобы развивать ребёнка, я начала собирать материалы по дошкольному развитию ребёнка: его интеллекта, здоровья, физических возможностей. Что мы делали:

Фото автора
Фото автора
  • рисовали;
  • лепили;
  • занимались на турниках;
  • играли в развивающие игрушки;
  • учили цвета, буквы, цифры.

Моим главным пособием была книга Никиткиных — просто кладезь интересных идей. Они даже описали свой опыт, как научить 3-х месячного ребёнка проситься на горшок. Но мы такого дзена не достигли, использовали памперсы.

Ещё я практиковала методики раннего развития:

  • чтение и математику;
  • английский;
  • окружающий мир по карточкам Умница Домана-Маниченко с 1 года.

Ещё мы занимались по кубикам Зайцева, по методике Монтессори, по разным рабочим тетрадям ФГОС для дошкольников, вырезали и клеили аппликации, решали ребусы, писали цифры и буквы, конструировали всевозможные конструкторы, учили английские песенки, смотрели мультики на английском. Очень хорошо шла математика, рисование и письмо.

Фото автора
Фото автора

С 3 лет я водила дочь на хореографию, учила кататься на самокате, велосипеде и роликах, мы ходили на каток и в бассейн. Я стремилась к гармоничному развитию дочери, чтобы не было сильных перекосов в интеллектуальную или физическую сторону.

В сравнении со сверстниками Элина была развита с опережением, но я ориентировалась не на других детей, а на природный потенциал дочери, и хотела раскрыть его максимально.

Долго не получалось читать

С 4 лет Элина писала слова, но читать не могла. Никакие методики раннего развития не помогали.

Тогда я работала в обычной школе педагогом-психологом. И у меня стояла цель — подготовить дочь к школе, чтобы в 6,5 лет она уже была готова к 1 классу. Семейное обучение для меня тогда вообще не существовало.

Знакомство с продвинутыми методиками

У меня есть коллега Оля, которая ушла работать в школу скорочтения. Я про эти школы знала только то, что они есть. Подробности узнала только от Оли. Она как педагог изучила методики скорочтения, каллиграфии, мнемотехники, техники развития памяти и внимания, чтобы обучать этому подопечных.

У неё целая библиотечка пособий, а у её учеников умопомрачительные результаты, которых я никогда не видела в средней школе.

Мы с Элиной были в гостях на её новом месте работы. Элине тогда было 4,5 года. Поражены были мы обе. Элине понравилось обучение, а меня впечатлила сама работа Оли.

-4

А когда узнала стоимость обучения в такой школе, то вовсе загрустила, потому что мне, с зарплатой школьного психолога, её не потянуть. А желание было маниакальное.

А если очень хочется, но не хватает средств, то нужно делать все своими силами. Я начала изучать литературу по этой теме. Я тогда ещё не разбиралась, какие тренажёры для какого возраста и уровня подготовки подходят, но мне очень хотелось научиться самой и научить дочь.

Через некоторое время мне позвонила Оля и сказала, что директор в нашем городе хочет открывать ещё один филиал, и ему нужен учитель. Можно пройти собеседование.

Я поняла, что это мой шанс. И его я не намерена упускать. Я прошла собеседование и «Йу-хууууууу!!!» — из трёх кандидатов выбрали меня.

Я поехала в Белгород, там от новых методик обучения у меня был взрыв мозга. Я не понимала, как это работает, но жадно впитывала всё, как губка. Нас учили, как тренировать левое и правое полушарие, как их гармонизировать, как построить 1,5 часовое занятие так, чтобы даже самые маленькие дети не уставали.

Я начала работать по новым методикам:

  • научила свою дочь и ещё кучу детей читать;
  • с детьми начальной школы оттачивала технику чтения, память и внимательность;
  • старшеклассников выводила в скорочтение.
  • ещё я вела арифметику и каллиграфию тоже с крутыми результатами учеников.
Моя дочь в 5 лет научилась читать, а в 5,5 начала меня просить: «Мама, научи меня писать как ты». Я месяц сопротивлялась, но она не отставала. И я зарядила ей полный курс каллиграфии и посадила её в 5,5 лет заниматься с первоклашками. Занятия были всего лишь 2 раза в неделю по часу, и в 6 лет она уже готова была сдавать экзамены за первый класс.

Как появилась мысль о семейном обучении

-5

В это время моя голова была переполнена негодованием и множеством «почему».

  • Почему ко мне приходят дети 2, 3, 4 класса, которые еле-еле читают по слогам?
  • И дети из хороших семей, где родители не скупятся на образование своего ребёнка.
  • Почему в школе их не учат как читать и запоминать текст?
  • Почему там нет специальных упражнений для развития внимания и памяти?
  • Почему их сразу загружают информацией и не учат с ней работать?
  • Почему прописи в школе такие, что по ним далеко не каждый ребёнок научится нормально разборчиво писать?
  • Куда делся из школы устный счёт, почему очень многие дети не умеют считать в уме?
  • Почему детям усложняют обучение и превращают этот процесс в каторгу?

Все эти вопросы натолкнули меня на 2 вывода:

1. Ребёнку сначала нужно дать весь этот инструментарий, который упрощает обучение и переводит его из категории «сложное и нудное» в «понятное, простое и приятное». Так школьную программу можно освоить быстрее и качественней.
2. В школу это всё не зашито, поэтому нужно такое образование, которое можно легко адаптировать под мой первый вывод.

Тогда мне стали попадаться книги и статьи о семейном образовании. И я поняла, что это наш путь.

Сейчас, спустя 2 года семейного обучения на практике, я всё больше убеждаюсь, что учиться лучше по хорошей методике, тогда на учёбу будет затрачиваться гораздо меньше времени и сил. А в оставшееся время можно заняться каким-нибудь другим интересным делом, или просто погулять, подышать свежим воздухом, пообщаться с друзьями.

Ставьте 👍 и присоединяйтесь к нам, чтобы не пропускать новые статьи о семейном образовании

Автор: Баширова Татьяна Юрьевна, преподаватель курсов по скорочтению, развитию памяти и интеллекта; репетитор по математике и информатике, мама дочки на семейном образовании

Опубликовано ЦСО «Хочу Учиться» школьная аттестация онлайн

Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации
Центр «Хочу Учиться» помогает семьям, которые выбрали семейную форму обучения для своих детей тогда, когда им нужно (по закону) прикрепить их к школе для прохождения промежуточной школьной аттестации

Другие статьи о переходе на семейное образование:

Я устала! Как семейное обучение облегчило жизнь одинокой маме с четырьмя детьми

Как семейное обучение помогло получению музыкального образования. Личный опыт

Благодаря «выгоревшей» учительнице мы решились перейти на СО