Зачем нам «духовность», можем ли мы обойтись без нее? И если нет, то как в нее лезть так, чтобы не навредить ни себе, ни окружающим? Попробуем ответить на эти вопросы в цикле статей.
В данном посте автор высказывает субъективный взгляд на происходящее, основанный на личных наблюдениях и изучении соответствующих практик.
Что такое духовность
Технически, если грубо, духовный опыт – это просто иной модус работы мозга. При религиозно-духовно-мистическом опыте (РДМО) у людей активируются другие зоны мозга, нежели в обычном состоянии. Подробнее об этом здесь.
Кроме того, при РДМО меняется частота работы мозга. Так при христианских практиках значимо повышается тета-активность мозга. При медитации – гамма активность.
На медитации остановимся чуть подробнее. Важно понимать, что есть медитации, которые являются не совсем духовной, скорее ментальной практикой. Они тренируют мозг, успокаивают и очищают сознание, балансируют тело и эмоции. Та же медитация сосредоточения или открытого внимания, являющаяся подготовительной практикой, работает с менталом, эмоциями и телом.
Иные, более продвинутые и сложные медитации выводят нас за пределы обыденного дуального сознания, Я и воспринимаемого мира. В пустоту, ничто, промежуток. Позволяют соединить свое малое сознание с изначальным недвойственным сознанием (ригпа) и дальше. Это уже будет скорее относиться к духовному опыту.
Из пользы любой, даже самой простой, но регулярной медитации, например, медитации на дыхании – это общее улучшение состояния тела и психики.
Медитативные практики регулируют обмен глюкокортикоидов, серотонина и снижают уровень воспаления (читай – снижают стресс). Это предотвращает возрастное снижение когнитивных функций и подверженность гиппокампа нейротоксическим повреждениям. Более того, в гиппокампе увеличивается объем серого вещества. А значит, если вы регулярно медитируете, ваша память и ресурсы мозга будут лучше и дольше сохраняться в течение жизни.
Также медитация снижает физические и психологические симптомы болезни, в том числе посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и рецидивирующей депрессии.
При регулярной медитации улучшается саморегуляция (осознанность), повышается способность решать проблемы, поведение становится более адаптивным, а восприятие самого себя и других – позитивным.
В общем польза-польза.
Зачем нам это знать? Затем, чтобы понимать, что благодаря изменению работы мозга при РДМО мы способны выйти из привычного состояния тревоги и залипания на чем-то и увидеть происходящее с иной стороны. А это дает нам ВЫБОР.
Об этом же, кстати писал Леопольд Сонди. Он, в частности, экспериментально показал, что РДМО позволяет преодолеть «родовую судьбу» и деструктивные влечения человека. Трансформировать их так, чтобы они шли на пользу себе и другим.
Какая бывает духовность
Духовные практики бывают разными.
🔷 Смирение, прощение, принятие – это духовная практика.
🔷 Сострадание, любовь и мудрость – это духовная практика.
🔷 Преданность своему богу – это духовная практика.
🔷 Преданность и работа со своим духом – это духовная практика.
🔷 Работа с темой смерти, разрушения, разложения, жестокости – это духовная практика.
🔷 Работа со своими темными переживаниями и желаниями без необходимости их реализовывать в физе – это духовная практика.
🔷 Медитация и работа со сновидениями – это духовная практика.
🔷 Творчество, в некоторых случаях, – это также духовная практика.
🔷 Проживание каждого рутинного момента жизни как духовного опыта – это духовная практика.
🔷 Позволение делам идти так, как они идут, всему происходить в свое время, и проявляться тому, что и так уже проявлено, – это также духовная практика.
🔷 Классические религии – не всегда про духовную практику, особенно если вы подходите к ним формально.
Например, в те же монастыри, раньше «заточали» неугодных. Детей отдавали в монастыри и общины, потому что их было нечем кормить. На ту же исповедь кто-то ходил, чтобы быть как все или соблюдать ритуал, сохранить и поддерживать свой статус. А еще кто-то шел туда и до сих пор идет, чтобы построить карьеру и сколотить состояние. Духовность? Не всегда. Чаще нет, чем да.
Но если религиозные практики и ритуалы вас наполняют, меняют вашу жизнь в лучшую сторону, избавляют от пагубных пристрастий и зависимостей, позволяют расти над собой – это духовная практика.
Зачем нам духовность и можем ли мы обойтись без нее?
Практика истории человечества показывает, что духовные темы так или иначе были с нами всю сознательную историю этого самого человечества.
Это анимистические практики, шаманизм, пантеизм, монотеизм, культ предков (читай – мертвых), культ мертвых (отдельно), буддизм, даосизм, культ мессий, святых и просто значимых людей, ну и так далее.
У Роберта Сапольски есть прекрасная лекция на тему эволюционных предпосылок религии. Крайне рекомендую 👇
Также можно подумать более логично. Если что-то до сих пор существует в человеческом мире и существует в таком разнообразии, значит мы без этого не можем. Если бы могли, этого бы не существовало.
Кому без духовных практик никак, а кто может обойтись без них
Кто может обойтись без духовности
Духовный опыт и религиозно-мистически-духовные практики – вовсе не обязательная часть жизни. Нужны они не всем и не всегда. Без них вполне обходятся люди, которых устраивает их текущая жизнь или которые чувствуют себя «сытыми» и удовлетворенными чем-то иным, нежели духовность.
Материалисты, вон, смело шагают по миру, тряся идеями доказательности-бездоказательности, а кто-то даже пытается математически доказать или опровергнуть существование бога. Физики, занимающиеся теорией большого взрыва, местами, тоже считают, что Вселенная возникла в соответствии с неким замыслом, но не связывают это с духовностью.
Вселенная не создавала весну. Вселенная просто пребывала и в ней появилась весна.
Кто-то не считает всю эту духовность и «эзотерику» чем-то необходимым и предпочитает сфокусироваться на работе, добывании связей и хлеба с икрой.
Кому-то достаточно эмоций и отношений с людьми.
Кто-то и вовсе сухарь и «программист», о какой духовности речь.
Все это до первой серьезной и опасной проблемы, как часто бывает. Но и серьезные проблемы, типа смертельной болезни или угрожающей жизни ситуации не всех сподвигают обратить свое внимание в сторону того, что, так сказать, больше нас.
Кому необходимы духовные практики
Кому без РДМО никак? Для кого духовные практики и обучение в этой сфере жизненно необходимы? Чаще всего для тех, кто:
1. Столкнулся с настолько тяжелыми ситуациями в жизни, что по-другому, без контакта с духовной сферой, он просто не выживет.
2. Столкнулся с триггерами, провоцирующими РДМО (о них ниже), после чего его жизнь перестала быть прежней.
3. В силу уровня сознания, кармы, духовного опыта, как угодно, находится в «выпускных классах школы жизни», если можно так сказать – ему просто не интересны игры младшеклашек.
4. С детства был в контакте с иными сферами бытия, будь то в силу кармических благих накоплений, предыдущих духовных воплощений, духовных задач, инкарнаций, наследственных духовных и силовых программ и пр.
Простой пример. Если у человека крайне плохо все было в семье, детстве, жестокость, насилие, которое совершали над ним, а затем совершал он, то у него с социальными перспективами и возможностью нормально устроиться в мире все не очень хорошо. Потому что психика изломана, потому что травма на травме, потому что где-то – непоправимые последствия жизни такой.
Выходов несколько – болезни, зависимости, преступления, работа, связанная с насилием или лечением (силовики, врачи, спасатели), брак с человеком, который будет снова и снова проигрывать с ним пару жертва-агрессор, сумасшествие, смерть или… духовность.
В этом случае духовность будет для него тем самым чердачным окошком, потайной дверцей и даже способом избавления. Так, даже преступники, осужденные на пожизненное из-за тяжких насильственных преступлений, начав в месте заключения практиковать и изучать сферу духовного, через несколько лет становятся более-менее здоровыми людьми. Психопатов это не касается.
В духовность тянет с детства
🔷 Есть люди, которые с раннего детства чувствуют, что за пределами материального мира есть что-то большее и гораздо более важное. Обычно такие переживания начинаются прям с детства-детства – лет с 2-3, если вы себя в этом возрасте помните.
Такие люди за свою жизнь успевают поисследовать разные сферы духовности – от классических религий до «магии» и прочих нестандартностей.
Перерывы в контакте с духовным тоже могут случаться. Тогда они могут погрузиться с головой в социализацию, успешный успех, идеи улучшения своего человеческого потенциала, доказательную науку и пр. Но обычно в такие периоды они чувствую себя физически и психически плохо. Все эти идеи не заменяют РДМО и не позволяют почувствовать объем и насыщенность жизни.
Если человек более-менее себя любит, он быстро возвращается к духовной практике, если же нет… Что ж, до первой, второй, третьей депрессии, травмы, угрозы жизни и пр.
🔷 Есть отдельные редкие дети, которые растут в среде духовности. У них, скажем так, и выбора особого нет, в плане того, выбирать или не выбирать духовность. Например, дети священников, дети, которых отдают в монастырь, или беспризорники при тех же монастырях. Дети-тулку – духовное лицо, вновь родившееся в теле человека для того, чтобы помогать остальным пробудиться.
Они, конечно, могут «вильнуть» на дорожку «обычной жизни», но надолго на ней не задерживаются. На эту тему есть прекрасная книга Германа Гессе «Сиддхартха» и фильм «Самсара» (2001).
Что провоцирует духовный опыт, даже если вы его не ждали
Описанные ниже триггеры (кроме 7-го) честно стащила из книги Марио Борегара «Научные битвы за душу». Итак, что провоцирует РДМО:
1. Депрессия или отчаяние – ежели у вас все плохо, иногда, все, что остается, так это обратиться к духовному. И это часто помогает.
2. Молитва или медитация – можно в это верить или нет, но помедитируйте или помолитесь регулярно по 20 минут в день 8 недель, и вы получите эффект.
3. Красота природы, вводящая в особые состояния и, напротив – шокирующие сцены, вызывающие ужас и отвращение. Такие сцены выводят наше сознание из привычных рамок и буквально вбрасывают в нас в ощущение чего-то, что больше нас.
4. Сенсорная и ментальная стимуляция – ритмичная музыка, длительные танцы, пение. Неспроста те же дервиши крутятся вокруг своей оси, чтобы войти в мистическое состояние. Непрерывное начитывание мантр вводит как минимум в транс. Послушайте медитативную музыку и вы уже минут через пять ощутите эффект.
5. Употребление пcиxoдeличеcкиx веществ. Тут можно вспомнить опыты с аяуаской, мескалином, грибами, кислотой и прочими радостями. Их используют как раз чтобы «выйти» в иные сферы реальности. НЕ РЕКОМЕНДУЮ. Ибо последствия для психики от этого бывают непредсказуемыми и даже тяжелыми, особенно, если с психикой у вас изначально не очень.
6. Состояния близости к смерти и посмертный опыт. Люди, пережившие клиническую смерть, больше никогда не будут прежними. Если вы встретились со смертельной опасностью лицом к лицу и выжили, то вы понимаете, насколько глупа и плоска наша обычная жизнь и устремления, и насколько же больше находится за пределами материального мира и «доказательной» науки.
7. Практики нарушения табу. Табу мы можем нарушить случайно, а можем и специально, например, в рамках духовного роста. Это жесткие и очень эффективные практики, но у них есть свои последствия. В том числе, административные и уголовные. Так что тоже НЕ РЕКОМЕНДУЮ.
Итак, примерный обзор того, зачем и кому нужна духовность, а кому без нее просто никак, мы сделали. В следующей статье рассмотрим параметры, по которым можно понять, что ваша духовная практика работает. При этом работает вам на пользу, а не во вред.
Отдельно рассмотрим Темную сторону духовных практик и идею о том, а не иллюзия ли духовность сама по себе.
Еще почитать по теме
Как наш дух дает нам знать, что мы живем не своей жизнью
Как стремление к счастью не дает нам стать счастливыми
Можно ли изменить жизнь с помощью осознанности и как это сделать