Найти в Дзене
Записки кинезиолога

Религиозно-духовно-мистический-опыт и медитация как базовые мотивации: плюсы, минусы, подводные камни

Оглавление

Религиозно-духовно-мистический-опыт (РДМО) и медитативные состояния могут стать ежедневной мотивацией к жизни для некоторого количества людей. Людей, которые выросли из детских штанишек социальности и уже не удовлетворены тем опытом, что может предоставить им материалистическое, рационалистическое и оторванное от реальности существование, созданное людьми для людей.

Только то, что выходит за пределы мышления, имеет доступ к скрытому порядку вещей: интуиция и прямое видение. Неожиданно внутри скрытого порядка мышление и язык предают нас, и тогда только священное молчание может понять истину. Это молчание — слово всей вселенной, которая выражает себя через нас, через наши жизни, сущность которых есть единство, а не духовный сепаратизм.
Дэвид Бом

❗️ Сразу оговорюсь, что в данной статье мы будем рассматривать не религии и их ритуалы, направления и верования, а именно ОПЫТ и состояния, к которым он приводит.

Изучать духовный опыт так, словно они проистекают из религии, – значит поменять события местами. Религия появляется позднее, обычно зарождаясь в мистическом озарении или духовно значимом событии.
Марио Борегар – Научные битвы за душу

В статье рассмотрим:

  • У кого РДМО и медитация становятся базовыми мотивациями
  • Триггеры РДМО или что провоцирует духовный опыт
  • РДМО и медитация – выдумки и эскапизм или реальный опыт?
  • Плюсы РДМО и медитации
  • Ловушки РДМО и медитации, включая псевдодуховность
  • Минусы РДМО и медитации

РДМО часто вызывает ощущение цели или нового смысла жизни, а также позитивную перемену в мировоззрении.

Люди, которые испытывают РДМО, сообщают о том, что переживают безмерную любовь, радость, доверие, благоговение, блаженство и благодарность. Но также есть и те, кому подобный опыт принес ужасные видения, ужас, раскаяние, угрызения совести и обострение вины. У кого-то же, напротив, пропадает страх перед смертью.

«Причина всего сущего – не душа и не разум, как и не воображение, взгляды, рассудок или мышление; это не рассудок и не мышление, не речь и не мысль… не наука и не истина. Это даже не власть и не обаяние, не нечто и не единство, не божественность и не благо. Это даже не дух, каким мы его знаем…»
Марио Борегар – Научные битвы за душу

У кого РДМО и медитация становятся базовыми мотивациями

РДМО и медитация как ежедневная мотивация к жизни свойственны тем, кто:

1. Столкнулся с настолько тяжелыми ситуациями в жизни, что по-другому, без контакта с духовной сферой, он просто не выживет;

2. Столкнулся с триггерами, провоцирующими РДМО (о них ниже), после чего его жизнь перестала быть прежней;

3. В силу уровня сознания, кармы, духовного опыта, как угодно, находится в «выпускных классах школы жизни», если можно так сказать – ему просто не интересны игры младшеклашек;

4. С детства был в контакте с иными сферами бытия, будь то в силу кармических благих накоплений, предыдущих духовных воплощений, духовных задач, инкарнаций, наследственных духовных и силовых программ и пр.

В случае тяжелых состояний, вынуждающих идти в РДМО и практики медитации, человек с помощью духовного роста и развития сознания преодолевает изломанное в край «человеческое» и входит в контакт, а то и сливается с вне-человеческим. И тогда жизнь и чувство жизни такому существу дают не обычные человеческие активности, цели, желания и устремления, а состояния, получаемые в ходе РДМО и медитации. Проще говоря, без них он просто не выживет, ну или быстро завянет.

Религия для тех, кто боится попасть в Ад. Духовность для тех, кто уже там побывал.
Религия для тех, кто боится попасть в Ад. Духовность для тех, кто уже там побывал.

Те же, кто с детства был в контакте с духовным, чувствовал духовное призвание или кого «призвали», скажем так имеет просто другой мозг (об этом ниже). Для примера – это дети, которых на востоке монахи ищут в качестве переродившихся просветленных или тулку и забирают в младенческом или детском возрасте на обучение. Или это дети, которые с ранних лет сами выбирали идти на обучение в семинарии или другие религиозные организации. Или те, кто с детства посвящал большое количество времени изучению и практике духовных, мистических и не только штук, просто потому что в семье это норма. В семье Юнга, например, в норме было общаться с духами в рамках медиумических техник и не только.

Кадр из фильма "Шестое чувство" (1999)
Кадр из фильма "Шестое чувство" (1999)

Представьте, если вы с детства практикуете то, о чем «в миру» никто и не задумывается. К 20 годам у вас просто по-другому будет работать голова. Просто в силу того, что обучение и нейронные связи выстроены по-иному, с расчетом на РДМО, медитацию и прочие практики.

Да, гормоны могут взять свое, но в конечном счете, социальный опыт никогда не перебьет РДМО, даже если мы этому сильно сопротивляемся. На эту тему есть прекрасный фильм «Самсара» (2001).

По-видимому, мозг обладает встроенной способностью к выходу за пределы восприятия индивидуального «я». Мы предположили, что этот дар самотрансценденции лежит в центре религиозных стремлений.
Ньюберг и Д’Аквили по результатам своих исследований

Триггеры РДМО или что провоцирует духовный опыт

Описанные ниже триггеры (кроме 7-го) честно стащила из книги Марио Борегара «Научные битвы за душу». Итак, что провоцирует РДМО:

1. Депрессия или отчаяние;

2. Молитва или медитация;

3. Красота природы, вводящая в особые состояния и, напротив – шокирующие сцены, вызывающие ужас и отвращение;

-4

4. Сенсорная и ментальная стимуляция – ритмичная музыка, длительные танцы, пение;

5. Употребление пcиxoдeличеcкиx веществ;

6. Состояния близости к смерти;

7. Практики нарушения табу (практики левой руки).

Можете сделать легкое упражнение:
Найдите в себе «Я, ищущее Я»
Посвятите ему три минутки и последите за тем, как меняется состояние сознания, ощущения в голове, теле, мозгах.
Это такая вот медитация.

РДМО и медитация – выдумки и эскапизм или реальный опыт?

РДМО и медитативный опыт отличается от галлюцинаций и прочих расстройств сознания, как показали исследования.

Разум помнит мистический опыт с той же степенью четкости и ощущением реальности, которые характерны для воспоминаний о «реальных» событиях прошлого. О галлюцинациях, бреде и сновидениях этого сказать нельзя.
Марио Борегар – Научные битвы за душу


Так, во время сканирования мозга монахинь, которые читали «молитву сосредоточения», предназначенную для того, чтобы открыться в присутствии Бoгa, нейробиологические данные соответствовали тому, что участницы называли «ощущением потери привычного ощущения пространства». У них увеличивался кровоток в префронтальной коре, внутренней части теменных долей и внутренней части лобных долей. Также отмечалась значительная позитивная корреляция между изменениями в правой префронтальной коре и правом таламусе.

Говоря простым языком. Переживания, которые испытывают люди, входящие в РДМО, мозг воспринимает как абсолютную реальность. Из разряда «когда не кажется». Если человек говорит, что он как бы вышел за пределы своего я или тела, это полностью соответствует тому, как если бы мы действительно это сделали. Просто происходит это не во внешнем «материальном» пространстве, а во внутреннем.

Более того, даже воспоминание о пережитом ранее мистическом опыте приводит к тому, что мы можем его воспроизвести. То есть воспоминания настраивают нас на состояние мозга, в котором он переходит в «духовный» режим, а наше внимание активирует его, что и приводит к повторению духовного опыта.

При исследовании монахинь-кармелиток, входящих в состояние РДМО в сравнении с обычными людьми, у них отмечались явные отличия в мозговой активности.

Так при мистическом состоянии по сравнению с базовым активировалась нижняя теменная долька (пространственное восприятие), зрительная кора (визуальные образы) и хвостатое ядро. Также активировалась правая медиальная орбитофронтальная кора (обработка эмоций), правая медиальная префронтальная кора, правая средняя височная кора, правая верхняя теменная долька, левый ствол мозга, левый островок, левая нижняя теменная долька и левая передняя поясная извилина.

То есть в состоянии мистического опыта монахини действительно «видели», ощущали, слышали, эмоционально переживали и обрабатывали на логическом уровне то, что им приносил этот опыт. Это могут быть визуальные, двигательные, аудиальные образы и так далее. Также у них могло меняться восприятие схемы своего тела, ощущение тела, ощущение отсутствия и расширения тела и так далее.

При ЭЭГ же во время мистических состояний у них наблюдалась значительно большая тета-активность (диапазон вол 4-7 Гц) по сравнению с базовым состоянием.

-5

Что касается мозга медитирующих, то метаанализ исследований на эту тему показал, что регулярная медитация активирует области мозга, участвующие в обработке информации, связанной с «селф», собой, а также отвечающие за саморегуляцию, решение проблем, адаптивное поведение и внутреннее восприятие.

Медитация улучшает общее благополучие человека благодаря тренировке, «воспитанию» когнитивных и эмоциональных сфер. Также она улучшает рабочую память, внимание, способности к восприятию и стимулирует просоциальное поведение и способности к регулированию собственных эмоций.

Медитативные практики регулируют обмен глюкокортикоидов, серотонина и снижают уровень воспаления (читай – снижают стресс), что предотвращает возрастное снижение когнитивных функций. Также снижение стресса благодаря медитации повышает устойчивость гиппокампа (у нас там новые клетки мозга образуются) к нейротоксическим повреждениям и увеличивает объем серого вещества в гиппокампе.

Также медитация приводит к функциональным (временным) и структурным (постоянным на уровне органа) изменениям мозга. Особенно это касается областей, участвующих в процессах самореференции, например самовосприятии и саморегуляции. Такие изменения наблюдались у экспертов в медитации, которые посвятили этому тысячи часов.

В обычной жизни же медитация снижает физические и психологические симптомы болезни, в том числе посттравматического стрессового расстройства (ПТСР) и рецидивирующей депрессии.

В ходе медитации повышается функциональная активность сети областей от затылочных до лобных долей мозга, включая хвостатое ядро и островковые доли с обеих сторон, предклинье, левую среднюю и верхнюю височную извилину, левую прецентральную извилину, правую переднюю поясную кору, правую верхнюю лобную извилину, правую парагиппокампальную извилину, правую нижнюю париетальную дольку и правую среднюю затылочную извилину. Также активируется левая задняя часть мозжечка (см. рисунок ниже).

-6

Также медитативные практики увеличивают объем серого вещества в лобных долях, на уровне правой передней поясной извилины, левой средней и медиальной лобной извилины, левого предклинья и веретеновидной извилины и правого таламуса (смотри рисунок ниже).

-7

Плюсы РДМО и медитации

🔹 Для людей, мотивированных РДМО и медитацией жизнь играет новыми гранями, у них больше счастья и чистого удовольствия, они тоньше чувствуют и воспринимают происходящее. Их цели превосходят одну жизнь, а значит будут мотивировать снова и снова. Это практика, в которой нет границ и в которой можно расти, углубляться, творить, меняться бесконечно. А еще – слиться с Пустотой, Богом и Богами, природой, миром, Вселенной, Шакти и как угодно еще или наоборот – культивировать личную силу и опыт, создавать себя как Бога. В общем, вариантов масса и они все крайне вдохновляющи.

🔹 РДМО и медитация как опыт, именно опыт, а не рациональное изучение подобного опыта, действительно меняет мозг, улучшает наше отношение с собой, миром, местами с людьми, и уж точно с другими существами.

Важно! РДМО и медитация – это именно практика, опыт, а не изучение. Для примера: опыт – молитва или трансцендентальное переживание, изучение – теология. Опыт – медитация, изучение – наблюдение нейробиологов за медитирующими, обвешанными датчиками.

Сфокусируйтесь на дыхании. Почувствуйте его. Получите осознанный опыт дыхания.
А теперь подумайте о том, что вы получили опыт дыхания, подумайте о дыхании.
Обратите внимание, как изменилось ваше состояние, когда вы начали думать о дыхании. Как только вы начали думать, опыт прекратился, началось думание.


🔹 Медитация и РДМО улучшают здоровье, снижают стресс, продлевают жизнь, улучшают и продлевают качественную работу мозга.

🔹 Медитация и РДМО позволяют нам увидеть и найти выход там, где с обычного состояния сознания мы его не видим. Кстати, для этого не обязательно медитировать и практиковать самим – можно обратиться к практикующим учителям (книги, аудио, личная встреча) и прочим товарищам, которые в контакте с духовным. Там, конечно, своих тараканов и особенностей много, но альтернативный выход вы точно совместно воспримете.

🔹 Также плюс РДМО и медитации в том, что это позволяет жить тем, кто не вписывается в социальную или грубую физическую действительность. Такие люди также нужны и важны в нашей экосистеме. Но им тяжело в ней пребывать. Но важны… Засада.

Если бы были не важны, эволюция бы не давала им размножаться – здесь отсылаю к измышлениям эволюционных и поведенческих биологов на тему духовных и религиозных предпосылок развития человечества.

Вот это прям захватывающее видео 👇

Ловушки РДМО и медитации

🔹РДМО и медитация не дают нам желаемые результаты. Они дают нам то, что дают. Наши желания их мало волнуют. Это касается конкретного результата, скорости достижения этого результата, силы и проявленности результата.

Отчего говоришь, что практика не работает. Поскольку это нечто естественное, спонтанное и свободное от причины и следствия.
Падмасамбхава


То есть нельзя поставить цель обрести просветление к следующему понедельнику. Нельзя поставить цель обрести контакт с конкретным божеством (оно может и не ваше). Нельзя поставить цель наладить отношения с Истинным Я, потому как то, что с текущего состояния сознания воспринимается как Истинное Я по факту им часто не является и вообще к вам не относится.

Можно стремиться к этим целям, но результат чаще всего в той или иной степени будет отличаться от наших ожиданий. И это прекрасно, т.к. показывает всю узость и ограниченность наших ожиданий и измышлений.

Вселенная, как мы ее наблюдаем и предполагаем. Все может быть и не так. Но видите тут человека? Нет? И я нет. А он есть и считает себя центром вот этого вот всего. А особенно считает, что Вселенная о нем заботится. Заботится ли огонь о своих искрах? Заботится ли некто, готовящий пельмешки, о пузырьках в кастрюльке?
Вселенная, как мы ее наблюдаем и предполагаем. Все может быть и не так. Но видите тут человека? Нет? И я нет. А он есть и считает себя центром вот этого вот всего. А особенно считает, что Вселенная о нем заботится. Заботится ли огонь о своих искрах? Заботится ли некто, готовящий пельмешки, о пузырьках в кастрюльке?

🔹 Есть соблазн использовать РДМО и медитацию для того, чтобы «заработать больше денег», быть более счастливым, найти любимого и пр. и пр. Мол полюбят и вознаградят за нашу прекрасную душу и «высоту полета».

К сожалению, это так не работает. За нашу социальную активность и ориентацию отвечают совершенно другие зоны мозга. Да, РДМО и медитация могут облегчить наше самочувствие, убрать кучу шелухи, иллюзий, искажений и грязи, от чего нам станет легче, или наоборот, сложнее общаться с людьми. Но надо понимать, что рост в практике никак не приведет к росту в материально-социальной жизни.

Чаще бывает наоборот. Чем больше человек погружается в духовную сферу, тем больше он понимает, что социальный мир ему просто не нужен. В здоровом варианте это не эскапизм и попытка спрятаться за духовностью от жестокого мира. Нет. Это просто как кролика не интересует жизнь мурашей. Они сосуществуют и могут даже делить одну территорию, но цели, желания, потребности и устремления у них совершенно разные.

При этом, исследования Института Гэллапа и других подобных организаций показали, что при прочих равных люди с «высокой приверженностью духовной жизни» гораздо реже совершают антиобщественные поступки, среди них ниже уровень преступности, избыточного употребления алкоголя и других веществ. То есть рост в духовной практике положительно влияет на отношения в обществе, но самоцелью эти отношения не являются.

🔹 Есть соблазн уйти «в отшельники», отгородиться от мира и посвятить всего себя духовной практике.

На первых порах многие практикующие сталкиваются с идеей о том, что «в миру» нормальное просветление, духовное развитие и трансценденция невозможны. Здесь хотелось бы отослать к двум цитатам.

Величайший отшельник уединяется для практики на самой шумной ярмарке. 千秋

Некто сказал люди высших способностей обретают Дао, даже находясь в рядах трех армий. Люди средних способностей обретают Дао, даже живя в больших городах. Люди низших способностей обретают Дао только среди гор и лесов. <…> Ведь те, кто находился в трех армиях, достигли неуязвимости, и ни один клинок не мог нанести им раны. Те, которые жили в большом городе, достигли такого состояния, при котором они оказались защищены от всех человеческих горестей (читай – деньги, связи и внутреннее состояние защищают, прим. авт.) и только низшие по способностям не достигли ничего, поэтому они так и остались в горах и лесах. <…> Следовать учению можно и в наши дни, никуда при этом не уходя.
Гэ Хун – Баопу-Цзы
-Я Александр, царь Македонии. Проси всего, чего захочешь.
-Не загораживай мне солнце.
- ...
Диоген. Тролль левел 80.
-Я Александр, царь Македонии. Проси всего, чего захочешь. -Не загораживай мне солнце. - ... Диоген. Тролль левел 80.

Вовлеченность и ежедневное стремление к РДМО и медитации вовсе не означает бездействия в мире. Просто действия в мире становятся другими. Мотивация из внешних и привычных нам счастья, успеха, размножения и внимания перемещается в сторону самопознания, углубления и трансценденции.

А работу работать нужно, чтобы тело себя хорошо чувствовало и позволяло продвигаться в практике.

То есть человек входит в новый социальный и опосредуемый социумом опыт не для того, чтобы пощекотать себе мозг и нервы на поверхностном уровне, а чтобы обрести новый глубокий опыт и лучше узнать себя и мир. Условно говоря, идет прыгать с тарзанки (банджи джампинг) не для того, чтобы словить адреналиновый кайф, а чтобы преодолеть в себе некие страхи, разрядить кучу негатива и шелухи, которые по-другому, как ему подсказывает внутреннее, убрать слишком затруднительно.

Банджи джампинг
Банджи джампинг

То же касается отношений. Они становятся нужны не для того, чтобы прикрыть и компенсировать чувство небезопасности, ущербности, не для того, чтобы размножиться или «потому что пора», а чтобы с помощью партнера, в отношениях с ним лучше узнать себя и свой дух, проявить его стремления и материализовать то, что должно. Такая вот парная культивация.

🔹 Стать фанатиком добрых дел

Помните, что добавляя все новые и новые хорошие дела в свою жизнь, можно просто ее перегрузить и эти дела просто прокиснут. По мере продвижения в практике наша чувствительность к собственным границам и способность поддерживать баланс растет. Активная, творческая и динамичная жизнь прекрасна, но фанатичная, узколобая и перегруженная обязательствами – вряд ли.
Кен Уилбер


🔹 Страдания начинают принимать моменты вне практики, осознание того, что мы в пустую тратим время, паника от выпадения из практики медитации или духовного постижения.

В ходе практики бывают моменты, когда «ну не лезет». И медитация не работает, и мысли никуда не уходят, и теряется ощущение потока, присутствия, единства. Условно крышечку прикрывают. И ты как будто снова становишься «простым обывателем», который может только с горечью вспоминать о тех высотах и глубинах, в которые его уносила практика. Это тяжелое состояние.

О чем оно может быть. О том, что где-то вы перегрузились, влезли без подготовки не туда, привнесли «бренные» цели в практику, исказив и нарушив ее, не справились со своей Тенью или не готовы с ней встретиться, у вас активировались родовые программы, которые против вашего духовного преображения и как бэ намекают на мирское.

✅ В этот момент отлично работает комбинация фокусировки на том, что каждое простое действие «в миру» уже есть проявление духа. А также хорошо бы добавить психотерапевтические и трансформационные методы работы с собой. Условно говоря, поработать с проблемой, которая преградила вам духовный путь. Интегрировать ее, понять, трансформировать, рассеять, после чего практика откроется для вас с новой интенсивностью, глубиной и пониманием.

Когда вы понимаете, что сломались и вам бы лучше вернуться к практике, лучше всего просто сделать это. Вам не нужно сначала горевать о своих ошибках, вам не нужно, чтобы вас простили, вам не нужно понимать, как делать это лучше в следующий раз. Великие практикующие последовательно снижают количество непродуктивно используемого времени. Они сводят к минимуму свои страдания, принимая их и двигаясь прямо сквозь них. В некоторых традициях говорится, что сама эта способность отличает тех, кому придётся практиковать ещё несколько жизней, от тех, кто пробудится уже в этой.
Кен Уилбер


🔹 Псевдодуховность – это понятие ввел Стефен Волински в книге «Темная сторона внутреннего ребенка». Грубо говоря это состояние, когда человек прикрывает внутренние поломки «духовной» практикой. В результате ни поломки не чинятся, ни практика не продвигается.

Вы вовсе не должны быть удовлетворены и умиротворены свой духовной жизнью; скорее вы должны противостоять и разрушать ваши верования, чтобы понять, кто вы.
Стефен Волински – «Темная сторона внутреннего ребенка»


Здесь просто процитирую Трансы веры (псевдодуховности) в виде конспекта. Кому лень читать, может сразу переходить к минусам РДМО и медитации 👇

1. Ребенок верит, что поведение родителей зависит от него (я создаю это, инфантильная мания величия, магическое мышление) – у взрослого гиперответственность, ответственность за чужие чувства, потеря собственных границ, отказ от самого себя ради того, чтобы быть любимым, ригидность.

Чтобы не чувствовать себя бессильным, ребенок принимает на себя ответственность за чужое поведение и чувства.

Ребенку легче считать, что он всесилен и управляет ситуацией, чем принять тот факт, что он бессилен, а ситуацией управляет насильник / хаос / неизвестно что.

Ригидность защищает от уязвимости и жажды любви. Она позволяет ему верить, что он может прожить без любви или добиться ее, контролируя других людей.

2. Ребенок идеализирует родителей.

Идеализация защищает от страха смерти и Хаоса. «Не видеть, не слышать, не чувствовать и не знать, что происходит». У взрослых – идеализация партнера и других людей, заниженная самооценка. Перенос транса на партнера защищает прежнюю реальность.

3. Ребенок превращает родителей в богов и богинь.

Проблемы взрослого:

◼️ Детский транс магического мышления.

Ваши мысли создают реальность? «Вспомните всех, с кем вы мысленно занимались сексом». Через некоторое время я задаю вопрос: «А со сколькими из них вы действительно занимались сексом? Вы замечаете разницу? Если мысли создают реальность — отчего же она получается такой убогой?».

◼️ Трансперсональный перенос

По мнению ребенка, он появился на свет по милости Бога (родителей). Ведь его жизнь и смерть находится в руках Бога (родителей) — Застывший в душе взрослого внутренний ребенок продолжает искать «окончательный ответ на все вопросы», мира, блаженства и рая.

Трансперсональный перенос приводит его к учителям, у которых есть ответы на все вопросы. Они похожи на его родителей. Проблема заключается в том, что внутренний ребенок ищет ярких зрелищ. Он — вечный искатель. Это очень ранний и глубокий транс — искать любви, просветления, силы в другом, а не в самом себе. Это состояние возникает в до-вербальный период, когда жизнь и смерть младенца зависит от родителей, — и поэтому остается очень прочным и сильным.

◼️ Сверхидеализация других людей

Они — боги. Если я буду их слушаться, меня не накажут. При сверхидеализации людей наделяют божественными качествами, а затем просят их о помощи, как будто они способны исполнить ваши заветные мечты. Этот транс создает религиозные системы и многотомные труды, изучение которых поддерживает эту систему.

◼️ Идеализация системы

В этом детском трансе ребенок идеализирует какую-то духовную систему. Он начинает рассматривать весь мир через призму этой системы. Он считает мир «божественной игрой» (игрой мамы и папы), школой (уроки мамы и папы). Он предает себя «высшей воле». Внутренний ребенок при этом переносит модель родительского мира на весь остальной мир, а затем одухотворяет его. Это лишает взрослого, загипнотизированного ребенком, обратной связи с реальностью. Поиск ответов происходит лишь в рамках системы.

◼️ Перенос ценностей и убеждений

В этом виде транса ребенок переносит на Бога мирские ценности. Хорошим считается то, чего хотят мама и папа (значит, этого хочет Бог). Плохое — то, что неугодно Богу (родителям).

◼️ Перенос образа жизни

В этом виде транса ребенок считает образ жизни родителей духовным путем.

◼️ Псевдодуховность и рационализация

Если мне что-то нужно — Бог (отец, мать) даст мне это. Если не нужно — я этого не получу. «Бог дает мне то, что мне нужно. Если я не получаю этого, — значит, Бог считает, что мне этого не нужно».

◼️ Трансперсональная взаимозависимость

В этом процессе ребенок угождает родителям, чтобы они позаботились о нем. Спустя годы он переносит это отношение на Бога. Он может стать учеником гуру и угождать ему, чтобы гуру позаботился о нем. «Я хочу служить Богу». Это означает: «Я хочу угодить маме и папе, чтобы они заботились обо мне».

Ребенок смотрит на родителей снизу вверх, потому что он меньше их ростом и слабее. В большинстве религий вы точно так же смотрите на Бога снизу вверх, считая его большим, а себя — маленьким.

◼️ Перенос образа Бога на возлюбленного

«Этот человек — единственный источник любви, страсти и т.д.». Ребенок, не научившийся любить себя, считает, что источник любви находится снаружи, а не внутри, и любовь можно дать или отнять.

◼️ Идеализация боли

Человек считает боль и страдание необходимым уроком.

❗Этот вид транса не позволяет человеку взглянуть на свою ситуацию с разных сторон.

Как избавиться от этих трансов – читайте в книге Стефена Волински «Темная сторона внутреннего ребенка». Там подробная схема.

Дополнительные особенности псевдодуховности:

1. Когда вы не получаете желаемого: «Бог (родители) предназначает меня для более высоких целей»

2. Когда мир кажется непонятным и хаотическим: «Неисповедимы пути Господни».

3. Когда вы хорошо себя ведете и не получаете никакого вознаграждения: «Я получу награду в будущей жизни» либо: «Они будут наказаны будущей жизни за то, что так плохо обращаются со мной в этой».

В когнитивной терапии такой тип мышления называется «ловушка Божественной награды».

"Когда вы мыслите таким образом — вы всегда пытаетесь «поступать правильно» в надежде на вознаграждение. Вы приносите себя в жертву, становитесь рабом чужих желаний — и при этом воображаете, что где-то вам засчитываются добрые дела, за которые вы в один прекрасный день получите приз".


Проблема заключается в том, что люди жертвуют собой в надежде на вознаграждение, которого они не получают.

Минусы РДМО и медитации

Риск психоза

Если в бессознательном все не очень хорошо и не уравновешено, то РДМО и даже интенсивная медитация могут «открыть форточку в бессознательное», из которой будет сильно сквозить, продует и вообще унесет. А то и шаровая молния залетит, образно говоря.

Тот момент, когда реальность перестала быть прежней
Тот момент, когда реальность перестала быть прежней

Действительно, при духовных кризисах, особенно при резком скачке в развитии, у некоторых людей сносит чердак и появляются симптомы, которые психиатры интерпретируют как психоз. Это действительно может быть психоз, а может быть – интенсивный духовный опыт. Тут разобрать тяжело. Все зависит от языка описания того, кто наблюдает. И если этот кто-то наблюдающий, полностью исключает понятие РДМО из своего мировоззрения, то он просто ставит «диагноз» и кладет в больничку (пичаль). Правда в некоторых случаях это тоже неплохо, особенно если человека некому поддержать, он плохо себя контролирует и может натворить дел.

О последствиях подобного лечения я распространяться не буду – это тема на отдельную статью. Скажу только, что после такого опыта можно продолжать духовные изыскания, но лучше все-таки параллельно ходить к специалисту, который будет чинить вам психику.

Чем стабильнее и чище психика, тем лучше, легче и эффективнее происходит духовный рост.

💡 Более того, бывает, что интенсивная, ну или хотя бы стабильная и регулярная работа с собой приводит к духовному росту без специальных практик. Просто потому что улучшается ясность, чистота восприятия и мир перестает быть искажен иллюзиями и омрачениями.

-12

Потеря собственного Я

Одна из целей духовного роста – разрушение и избавление от привязки к Я, от цепляния за Я. Однако в случае кривого духовного роста, слишком быстрого или в случае духовного роста у человека со слабой психикой это может вызвать проблемы.

Отвязка от Я без опоры на структуры, превосходящие Я (Самость, Истинное Я, Бог внутри ну или хотя бы снаружи и пр.), психика, которой не на что опереться буквально размазывается квантовым слоем по миру в поисках того, кто я, где я, что я и т.д.

-13

Симптомы могут быть следующими: дереализация, деперсонализация, потеря связи с реальностью, улет в фантазии (как способ самосохраниться), ощущение раздробленности, расщепленности, ощущение, что вас внутри много или наоборот – зияет пустота.

Из телесных симптомов могут быть головокружения, расфокус зрения, проблемы с вниманием, памятью, концентрацией. Такие симптомы появляются в относительно коротком промежутке времени – не больше нескольких месяцев, если такие проблемы длятся долго – больше полугода, то нужно бы обследоваться.

Если привязка к собственному Я (условное Эго) была сильная и Эго плотно ассоциировалось с телом («Я – это мое тело»), то потеря Я может грозить жесткой психосоматикой и даже риском для жизни. В мягком варианте – нарушением работы как минимум мышления.

С точки зрения диагностики вылезает разорванное поле, клочки эмоциональной оболочки, нарушение электро-магнитного баланса тела. Тело не ассоциируется с Собой. Оно как будто вообще чужое. Часто плотная ассоциация с мертвыми (чего б им не подъехать, раз уж «хозяина в доме нет»). Психика буквально раздроблена, разбита на осколки или вообще выглядит как калейдоскоп (если можно так сказать). Лезут Тени, что ожидаемо, т.к. до этого Я их подавляло.

После починки целостность обычно восстанавливается, нормализуется контакт с телом (а с этого начинаем в первую очередь), нормализуется поток энергии и уходят вышеописанные симптомы. Цель работы – наладить опору и контакт. После этого открываются новые уровни духовного и творческого опыта и роста.

❗️ Помните! Ко всему нужно подходить мягко и не форсировать. Если потерять здоровье и разум, стремиться к просветлению будет некому.


✅ В моменты риска сорваться в психоз или резкой потери собственного Я хорошо бы получить поддержку от специалистов. Если это психологи и психотерапевты, то те, кто знаком и работает в разрезе духовного опыта. Также это может быть наставление учителя. Это может быть работа с кинезиологом, который работает в разрезе
Духовной кинезиологии или хотя бы ВВП-1 – 3 (Восстановление Врожденного Потенциала 1-3 уровень). Это может быть самостоятельная работа по первому модулю GSR или со специалистом этого профиля.

✅ Также отсылаю к книге Станислава Грофа «Духовный кризис». Там полезных упражнений не очень много, но есть много полезной информации.

✅ Если вас совсем вынесло, унесло, разметало в пыль, заземляйтесь. Это тяжелая пища (мясо, жир), это тяжелая физическая работа (силовые тренировки, огород, грядки, таскание тяжестей и пр.). Это прямая работа с землей – огород, грядки, гуляние в горах, копание в земле, солевые пещеры и пр.

Также можете прийти на прием ко мне – контакты в шапке профиля.

Получилось не очень кратко, но емко (надеюсь). Рассуждать на эту тему можно бесконечно, поэтому просто остановимся на том, что есть ибо статья не резиновая. Если у вас есть свое восприятие этих сфер как мотивирующих к жизни, свой опыт положительный или негативный, делитесь этим в комментариях. Вопросы и замечания также можете озвучить в комментариях. А на этом цикл статей про базовые мотивации завершен. Ура ура! 😊

Еще почитать по теме

Интерес и счастье как базовые мотивации в жизни: в чем подвох и какова их цена

Как наш дух дает нам знать, что мы живем не своей жизнью

Может ли человек обрести целостность или в нас нечему становиться целым

Благословения и проклятия или когда пожелания добра оборачиваются порчей