Найти тему
Записки кинезиолога

А не иллюзия ли духовность сама по себе – способы проверки

Оглавление

Попробуем взглянуть на духовность с ясностью и данными современных наблюдений

1. Нет тела, нет духовности

2. Духовность – это то, что мы осознаем

3. Духовность может быть вполне себе ощущаемой иллюзией

4. Мы слишком много навешали на идею духовности – несколько упражнений, чтобы снизить важность идеи духовности

1. Нет тела, нет духовности

Все ощущения, что мы испытываем во время духовной практики – это ощущения. Это ощущения тела и ощущения, генерируемые телом.

Это и смена частоты работы мозга, и изменения восприятия (воспринимаются и реконструируются мозгом), и изменения интерпретации действительности (привет префронтальная кора мозга).

Все это происходит в нашем теле.

С точки зрения тела духовность – не иллюзия. Но сама концепция духовности возможна только там, где есть человеческое (чаще всего) тело.

Подробнее об этом в статье про религиозно-духовно-мистический опыт и как он влияет на активность и состояние мозга.

2. Духовность – это то, что мы осознаем

Если вы находитесь в глубоком сне, где нет сновидений, и при этом не являетесь супер-продвинутым практикующим, способным осознавать себя в этом тонком состоянии сознания, то… где там духовность?

А теперь сложнее. Глубокий сон – это тонкое состояние сознания, при котором тело еще способно самостоятельно дышать, стучать сердцем, что-то переваривать, метаболизировать, генерить нервную активность. После сна, даже если он был без сновидений, мы просыпаемся и худо-бедно можем осознать, что прошло какое-то время – большее или меньшее после того, как мы заснули. А вот наркоз?

Кому делали, тот поймет. Сколько времени прошло – 5 минут, 5 часов, 10 дней? Не ощущается. В зависимости от глубины наркоза тело перестает самостоятельно дышать – поэтому ставят трубку, чтобы аппарат дышал за вас. В том числе возможно снижение мозговой активности. Короче, это все детали.

Просто вспомните, если у вас был такой опыт, это состояние. И где там духовность?

-2

С точки зрения сознания духовность – не иллюзия. Но само сознание – штука пока мало объяснимая. Одно ясно – если нет сознания, нет и духовности. Просто потому, что нет того, кто обозначил бы некие изменения в еще живом теле как «духовность».

Нет сознания – нет духовности. Нет и страдания, и страха, конечно, но это отдельная история.

3. Духовность может быть вполне себе ощущаемой иллюзией

Представьте, что вы спите. И во сне вы – мессия, или вы лечите прокаженных своей духовной силой. Или вы медитируете 10 000 часов на скале, продуваемой ветрами. Или вы достигаете каких-то свершений. Супер. А потом вы просыпаетесь.

В бодрствующем состоянии сознания нет всех тех духовных практик, которые вы насовершали в сновидении. Однако в самом сновидении они были вполне себе ощутимы – ощущения могут быть вплоть до физических и даже после пробуждения.

Вспомните сонный паралич. Жутковато, да? :)
Вспомните сонный паралич. Жутковато, да? :)

Интересно, что результаты от практики во сне вполне могут проявиться в бодрствующем сознании. Тут можно вспомнить про духовные практики работы со сновидениями. И практики осознанных сновидений.

Никто не гарантирует, что вся наша жизнь – это не такой вот сон какого-нибудь буддистского монаха или кого вам нравится. И в этом сне мы истово духовно практикуем. Но это – лишь сон. Не хорошо, не плохо.


С точки зрения сновидения духовность – не иллюзия. Однако само по себе сновидение – нечто непостоянное и иллюзорное. Как, собственно, и наше бодрствующее состояние.

Но тогда какой смысл в практике? Хороший вопрос. Его нужно регулярно себе задавать.

В целом смысл, чтобы и во сне вам было жить благополучно. Ну или не жить, а пребывать. Что плохого в том, чтобы ваше сновидение было не кошмарной беготней от неизвестно кого или жвачной мутотой, от которой вы просыпаетесь уставшим. А чем-то приятным, полезным, исцеляющим тело и восполняющим энергию и психические силы.

Даже если потом вы проснетесь, почему бы этому не быть приятным сном? И если духовные практики делают вам лучше и приятнее, то ну и прекрасно. А если они двигают вас вперед и в прогресс в бодрствующем состоянии, то еще прекраснее.

А еще можно вспомнить практики посмертной медитации или духовной подготовки к процессу умирания. Что плохого в том, чтобы сделать этот страшный и последний для многих период жизни чем-то интересным, захватывающим, увлекательным и, возможно, а возможно и нет, полезным.

Духовность не гарантирует нам ничего просто потому, что как только мы умрем, исчезнет то тело и то сознание, которое и генерировало эту духовность в разных ее аспектах и срезах. А что там будет на самом деле под квантовым конфайнментом? Мы не знаем. Пока или вообще.

4. Мы слишком много навешали на идею духовности

🔷 Просто представьте себе духовные практики, какие знаете. Просто представьте себе то благоговейное отношение к учителям, святым, бодхисаттвам, проповедникам, пастырям и кому еще хотите люди в принципе испытывают.

Вспомните всех великих учителей и тех, в честь кого названы религии и практики.

А теперь представьте, что это просто концепции. И все они, включая того, кто за ними наблюдает, состоят из одной и той же изначальной субстанции… которая не имеет с ними ничего общего. Которая не имеет к ним никакого отношения. И с наблюдателем тоже не имеет ничего общего.

🔷 Чудно. А теперь представьте всё, что мы называем духовными практиками и задайте себе вопрос: «Кто осознавал до того, как появился осознающий?». Просто войдите в это состояние, не пытайтесь ответить на вопрос словами. «Кто осознавал до того, как появился осознающий?». Как состояние? Пропали картинки с духовными практиками?

🔷 Замечательно. А теперь представьте себе все духовные практики, что вы делали, о которых знаете и о которых узнавали когда-либо в своей жизни. Почувствуйте слово «Духовность». Прям почувствуйте. Можно даже представить его. А теперь в своем воображении замените слово «Духовность» на любое другое. Например, на кабачок.

И как вам заниматься кабачком? Практиковать кабачок? Умирать за идею кабачка? Помедитируйте на кабачок. А теперь помедитируйте на ярко-розовый кабачок (это практика, если что, просто попробуйте).

Словите это ощущение. Вот.

Все эти упражнения не про духовность. Но состояние, которое вы ловите после их выполнения, гораздо ближе к истине вне сознания. Сильно углубляться в это не стоит. Но иногда так перезагружаться полезно. Особенно, если вы очень вникли в тему, слились с ней и возводите ее на постамент, в культ, в одержимость, в навязчивость, посвящаете ей жизнь и так далее.

Единый миг равен десяти тысячам лет,
ибо пустота здесь и пустота там.
Бесконечная вселенная, стоящая пред глазами,
бесконечно велика и бесконечно мала.
Разницы нет, ибо когда определения ума исчезли,
границ меж ними не видать.
Где бытие?
И где небытие?
Так не теряй же время в рассуждениях
о недоступном рассуждениям.
Одна ли вещь, тьма ль вещей –
иди средь них, сливаясь без различий.
Жить так
значит не печалиться несовершенством.
Довериться этому
значит идти путем недвойственности.
Потому что недвойственность едина
с доверившимся ей сердцем.
Слова! О Пути нельзя сказать,
ибо на нем нет ни вчера, ни завтра, ни сегодня.
Сэнцань «Слова доверия сердцу»

На что еще стоит обратить внимание, кроме духовности

По факту, нам, как грязным скелетам в мясном костюме, важно вкусно и сытно кушать, когда этого хочется и что хочется, радостно трудиться, спать столько, сколько нужно и полезно (6-8 часов в день).

Часть дзэнской практики – есть, когда хочется есть, спать, когда хочется спать.


А еще важно быть в безопасности как по самоощущениям, так и в действительности, а еще быть чем-то увлеченным – чем именно, каждый решает сам, пусть той же духовностью.

Все остальное же – компенсаторика и нахлобучки, связанные с багами в нашем сознании и бессознательном. А вот с ними и стоит работать, чтобы было лучше и вкуснее жить. При этом духовная практика пойдет чище и яснее сама собой.

Стефен Волински
Стефен Волински

❗️Это не значит, что нужно скатиться до уровня животных и не думать ни о чем высоком и прекрасном. Это значит, что, думая об этом высоком и прекрасном, не стоит забывать, что все это высокое и прекрасное генерируется телом. Нет тела, нет сознания, нет и высокого, и прекрасного. А если тело и сознание болеют, то это «высокое» и «прекрасное» обретают чудовищные формы избавления рода человеческого от неугодных, например.

Поэтому важно – сначала база. А потом духовность.

Важный аспект — строить себя нужно начинать в определенном состоянии. Лао [Цзы] пишет: «…совершенномудрый стремится к тому, чтобы сделать жизнь сытой, а не к тому, чтобы иметь красивые вещи». То есть сначала нужно обеспечить базу, быть сытым, одетым, хорошо высыпаться, иметь дом и безопасность, а потом уже думать о духовном. Голодный и нищий человек будет злобен и одержим идеей обладать бОльшим количеством дорогих вещей, золота, машин-квартир, потому что его база так и не была удовлетворена. У него голодный, жадный надрыв к благам и поэтому он не может выйти на новый уровень. Он должен сначала успокоиться, привести в порядок мирское и свою психику, а потом уже соваться прокачивать «дух». Осознанный человек пластичен, расслаблен и открыт всему.
Mylene Maelinhon


Если вы найдете и посмотрите на вменяемых практиков, то заметите, что они очень четко придерживаются этой концепции. Они топят за мир и благополучие, в том числе, тела. При этом очень четко выдерживают свои границы и не пускают в них лезть, кому ни попадя.

Они ратуют за созидание и процветание общества, а значит и за технологии, которые облегчают жизнь и позволяют сделать ее более безопасной и легкой.

Они выступают за равенство живых существ, включая тех, кого мы и за людей не считаем. И за червячков с комарами, само собой.

Все божества равны, все существа равны. Мусорный бог – тоже бог. ©


Они выступают за то, чтобы не убивать себя аскезой и непонятным отречением (привет, тебе, Будда Шакьямуни). Потому как от этого глюки начинаются, вовсе не связанные с духовным прогрессом.
Вот тут об этом.

А еще намекают про хорошо поспать, чтобы сознание было чистым и ясным. И про регулярный труд, чтобы вас не выносило от вашей же собственной энергии. И про очищение мыслей, что нужно, чтобы избавляться от неосознанных, но существующих косяков, которые создают искажения в теле и сознании.

Подробнее о тех, кто этого не делает, в статье о том, как понять, работает ли ваша духовная практика и идет вам на пользу, или нет.

В качестве резюме:

В здоровом теле здоровый дух.
Работая с духовностью, уделите внимание телу, и бессознательным косякам и поломкам. И ваша практика пойдет сама собой, даже если вы ей не занимаетесь. Просто вдруг как-то неожиданно обнаружите, что, оказывается, ваше благоприятное состояние называют духовностью.

На этом, пока завершаю цикл статей на тему духовности. Если что не осветила, и вам интересно – пишите в комментариях. И да, духовность прекрасна, особенно когда идет на пользу вам и окружающим.

Еще почитать по теме

Духовные практики: кому они нужны и нужно ли в них погружаться

Темная сторона духовной практики

Как понять, духовная практика работает и идет вам на пользу или нет

Религиозно-духовно-мистический-опыт и медитация как базовые мотивации: плюсы, минусы, подводные камни