Найти тему
Записки кинезиолога

Темная сторона духовной практики

Оглавление

Темной стороной духовной практики в части случаев становится безумие. Это не обязательно окончательное слетание с катушек. Это и чувство разрушения собственной личности, и полное непонимание того, что происходит, и к чему это ведет, и разного рода видения и проблемы с реальностью.

То, что ваше прошлое окружение от вас отваливается, это вещь вполне ожидаемая, предсказуемая и не то чтобы темная. Но многие про нее не думают или забывают.

Но это так, вводное. В статье же мы рассмотрим темы:

  • Опасных духовных практик
  • Безумия
  • Нарушений работы тела, эмоций, ума
  • Потери связи с реальностью, иллюзий, видений
  • Путешествий в Астрале вместо духовной практики

Опасные духовные практики

Итак. Начнем с того, что духовные практики бывают относительно безопасными и опасными. Это важно понимать, чтобы прежде времени не соваться туда, куда не следует.

Духовные практики – это не только про любовь и кручение чакр. Часть из них будет откровенно опасной. Приводить примеры, я, конечно же, не буду, чтобы не соблазнять, так сказать.

– Так, чтобы к 22.00 была дома. Не пить, не курить, всякое там не нюхать, татуировки не бить, с парнями по ночной трассе не гонять. Боже, я сам тебе сказал, что можно делать 🤦‍♂️


Чем они опасны? Часть из них может привести к одержанию, в том числе мертвыми. Часть – к инфекции, отравлениям и прочим биологическим неприятностям. Часть – к «отстреливанию» центра сознания с возможной смертью. Часть – к смерти. Часть – к безумию. Часть – к посадке в места не столь отдаленные. Часть – к сильнейшей дестабилизации систем.

Шутки про искажение ци – это шутки, пока это не произошло с вами.


◾️ В некоторых случаях люди перестают различать сновидения, видения и реальность и выходят в окно, потому что привыкли таким образом летать во сне. Или потому, что поверили в то, что между сном и реальностью нет разницы. А раз я могу летать во сне, то и в бодрствовании тоже могу. Некоторые горные монахи так с обрывов улетали, пытаясь доказать свои способности учителю.

Разницы между сном и реальностью для сознания, подчеркиваю, сознания, действительно нет. Но особенности пребывания в мирах разной плотности никто не отменял. А если уж очень хочется проверить свои способности, то со стула сначала взлетите. Ну или подпрыгните и попробуйте удержаться в воздухе.

-2

◾️ Те же практики парной культивации могут быть опасны для женщин, если они выступают не в качестве равноценного партнера для совершенствования, а в качестве инструмента по прокачке мужчины. В результате у них чаще всего едет крыша, они болеют, рано умирают, снаркоманиваются или заканчивают свою жизнь преждевременно в не самом лучшем состоянии.

◾️ Те же эвокации и прочая работа с духами может обернуться очень опасными вещами. Потому что, а как вы проверите, кто именно приходит к вам в лучах «благодатного света»? Особенно, если делаете такие практики без предшествующей многолетней подготовки, защиты, наставника и техники безопасности.

Безумие

Итак, безумие. Чаще всего заглюки в сфере психики в ходе духовных практик происходят, если эта самая психика была повреждена изначально. В ходе текущей жизни, родительской системы, неблагоприятных накоплений и пр.

Тут для примера приведу чуть треснутую вазу. Пока воды в ней нет, все ок. Сухие или бумажные цветы в нее можно поставить, например. Просто стоять она может для красоты и так далее. Но если вы нальете в нее воду и начнете прочими способами использовать по назначению, то велика вероятность, что она как минимум начнет протекать, а как максимум окончательно треснет. А если воды налить под напором…

Духовные практики в целом повышают уровень энергии. Но нужно понимать, что уровень энергии повышается во всех сферах, как позитивных, так и нейтральных и негативных. Так вот. Негативных.

Представьте, что у вас проблема с машиной. На низких скоростях она неплохо работает, даже не чихает. Можно ее для фоток использовать или как клумбу – как угодно. Но если вы дадите газу, то велика вероятность, что с ней сразу что-то станет не так.

Соответственно, если у вас потенциально не очень хорошо с головой, а вы при этом начинаете качать себя в сфере духовности, энергии и прочих ци в огурцы, то есть вероятность, что раскачаете вы не только позитив, но и треш.

Если мы возьмем немного метафизики, то, если у вас, например, пробой по базовой безопасности (первая чакра), то риск безумия наиболее велик. Потому что, как ни странно, но первая чакра сильно связана с нашими мозгами, ощущением опасности, страхами и прочими заглюками. Чистите и чините первую чакру, и ваша практика станет лучше, и общее чувство безопасности повысится.

С другой стороны, сами по себе духовные практики часто направлены на выход за пределы линейного и рационального ума, на выход за пределы Я и сознания, на растворение в бесконечном. А это само по себе и есть без-умие. Но одно дело – контролируемая практика с хорошей устойчивой базой. А другое – скоростное пике без возможности возврата.

А базу нам обеспечивает тело, навык пребывания в теле, навык стабилизации ума и рассеивания негативных переживаний. А еще – понимание ответственности и последствий своих действий.


Пытаться же компенсировать чувство небезопасности и выраженные психические повреждения духовной практикой не всегда полезно и не всегда дает нам те результаты, на которые мы рассчитываем. Скорее в этот момент наша же духовная практика обернется против нас. Об этом подробнее ниже в разделе про Тело.

Что делать?

Работать как минимум с психологом, психотерапевтом, а иногда и психиатром. Сорян. Иногда надо таблеточек попить и выключиться из практики, чтобы вернуться в тело.

Однако, более эффективно работают трансформационные техники. Они позволяют оперативно вычищать и корректировать то, что потенциально способно нанести вред вашей кукухе.

cr: @konindom
cr: @konindom

Также можно работать телесно-ориентированными методиками и вычищать из тела накопившиеся завалы эмоциональных и прочих проблем.

Удивительно (на самом деле нет), но при такой комплексной работе и результаты практики улучшаются и становятся более быстрыми, и тело с психикой себя комфортно чувствуют.

В рамках классических подходов к духовному обучению люди продолжают уделять огромное внимание практикам очищения, стабилизации и тренировки ума и сердца. Потому как чем выше скорости, тем более стабильной и уравновешенной должна быть ваша система.


Но хочу отметить, что даже буддистские учителя в случае затыков в практике на уровне психики рекомендуют обращаться к кукухатерапевтам.

Недостаточный телесный, эмоциональный и ментальный интеллект

Тело

Если у вас плохая связь с телом или вообще аутоагрессия и внутреннее желание себя прикончить чем быстрее, тем лучше, то духовные практики могут привести к тому, что вы быстрее помрете.

Пример – практики самобичевания, духовного роста через умерщвление тела, голодание (часто экстремальное и до смерти) и т.д. Вон, недавно один товарищ таки помер от того, что «прекрасно» чувствовал себя без еды и ловил духовный кайф. Умер он от голода.

Простой пример для самопроверки. Пока вы говорите: «Я имею тело» или «Мое тело» или «Мое тело плачет, а я чувствую себя хорошо, вот странно», у вас плохой контакт с телом.
Иметь тело и быть телом – это разные вещи. Когда «имеем», следовательно, у нас низкий контакт с телом. «Я» воспринимает тело как нечто, не связанное с собой. Нечто, чем я «владею».
Обычно это связано с застрессованной перцепцией и прочими патологиями, когда мы воспринимаем тело как чужой объект. Также такое бывает при органических повреждениях мозга, при инсультах, например. Когда сознание отказывается воспринимать часть тела, как свою собственную, и говорит: «Это не моя рука, это рука моего брата», например. Или попросту игнорирует левую сторону своего тела (обычно левую).
Когда «Я» есть тело. Или «Я» есть и тело тоже. Это уже хорошо. А еще лучше понимать, что если нет тела, то нет и «Я», и духовной практики и, да ничего нет. Пока у вас снова не появится тело)


В целом, если вам жизнь не мила или вы активно ищете смерти, то ну и в добрый путь. Но подумайте, а не считается ли это убийством себя? И как это технически отразится на вашем посмертии, если вы в него верите? Или на дальнейших жизнях, если вам близка эта парадигма.

В рамках духовной практики никогда не стоит забывать о сочувственном отношении в первую очередь к своему телу.

Я не могу позволить себе больше часа сидеть в медитации, так как сострадательно отношусь к своим коленям, как говорил один из учителей (честно, не помню имя 😑)


Более того, некоторые моменты просветления или единения с богом, вселенной и вообще приводят нас в сомнения относительно того, а стоит ли дальше поддерживать свое существование в телесной форме, если вот ТАМ, так прекрасно. Почему бы не закончить существование? Особенно, когда понимаешь, что все происходящее здесь иллюзорно, недолговечно и бессмысленно.

И это очень большой философский вопрос. Действительно, незачем. Но если у вас есть любовь к своему телу и природе, к богу и вселенной, бережное и сострадательное отношение к себе и другим, в конце концов, то вы останетесь и будете поддерживать себя и других, только теперь с нового уровня.

Эмоции

Если у вас плохо с эмоциями, их распознаванием, эмоциональным интеллектом или вы вообще алекситимик (не распознаете или неправильно распознаете эмоции), то у вас могут быть проблемы с духовным ростом.

◾️ Например, алекситимики могут негативные эмоции (страх, опасность, гнев, убийственное намерение) распознавать как радость, эйфорию, счастье и благость. Будут сидеть и ловить «добродетельный» кайф от практик, которые по факту их эмоционально, а следом и психически разрушают.

◾️ Далее, духовные практики могут значительно повысить уровень эмпатии и вам станет физически больно находиться рядом с другими людьми. Если вы при этом не работаете с собой, чтобы убрать свои баги, приносящие страдания, или хотя бы не практикуете сострадательное отношение к себе и людям, у вас могут случиться значительные ограничения в работе и нахождении на улице. Проблема.

◾️ Кроме того, если вы работаете в сторону недуальности, например, в сфере преодоления дуальности добро-зло, а с эмоциональным интеллектом, да и ментальным, у вас проблемы, то есть риск, прстите, потерять берега. «Какая разница, что я делаю, ведь добра и зла не существует». Может на определенном уровне и нет, но есть понятие откровенного вреда. Может это и не зло, если вы за пределами дуального восприятия, но на благо это не пойдет ни вам, ни людям, ни животным, ни растениям, ни Гее, ни кому там еще.

◾️ Если вы, несмотря на свою «духовность» все еще продолжаете агрессивно и/или неадекватно реагировать на окружающих, то вам есть еще с чем работать. И в том числе в эмоциональной сфере. Если вам наступили на ногу, а вы дали в глаз, вам еще далеко до высокого уровня совершенствования.

Когда китайцы пришли с завоеванием в Тибет, монахи, которых они убивали и мучали, молились о том, чтобы действия китайских солдат не отразились негативно на их карме. Нам всем до такого уровня ох как далеко. Но, возможно, не всегда и надо… Хотя…


◾️ Пока действия других людей вас «оскорбляют», вам еще далеко до духовного совершенствования.

Прощение – одно из добродетелей определенных религий. Тогда, если вас оскорбили (или вам показалось, что вас оскорбили), то в рамках этого направления духовного развития, вам стоит простить обидчика. Но, кто-то вместо этого выбирает агрессивные нападки и доклады в определенные органы. А не попахивает ли это гордыней? Хм?


◾️ Пока вы воспринимаете людей как врагов и не способны эмоционально и глубинно понять того, кто вам противостоит, вам еще далеко до духовного совершенства. Это не значит не защищать свою жизнь или собственность. Это значит не преумножать жестокость и ненависть.

Те же монахи в горах занимались боевыми искусствами вовсе не из стремления «прокачаться» и покрасоваться, а потому что на дорогах встречается разный сброд, опасный для жизни. Но они не убивали противника, а лишь отстаивали свою безопасность.

Хотя бывает еще и так 👇

Однажды, когда священник Унго из Мацусимы ночью шел через горы, его остановили разбойники.
– Я человек из этой местности, а не странник, – сказал он, – поэтому у меня нет денег, но вы можете забрать мою одежду. Прошу вас, оставьте мне жизнь.
– Что ж, наши усилия были напрасными, – ответили разбойники. – Твоя одежда нам не нужна. – И они двинулись дальше по дороге.
Не успели они пройти и двадцати метров, как Унго окликнул их.
– Я нарушил заповедь «Не лги», – сказал он. – В замешательстве я забыл, что у меня в кошельке есть один кусок серебра. Искренне сожалею, что обманул вас, когда сказал, что у меня ничего нет. Вот это серебро. Пожалуйста, возьмите его.
Разбойники были так тронуты, что постриглись в монахи и стали его учениками.
Цунэтомо Ямамото – Хагакурэ

Ментальный интеллект

Заставь дурака богу молиться, он себе лоб расшибет ©
Или прикончит пару тысяч «неверных». Или пойдет делать разные уничтожающие акты во славу своего божества. Или станет жертвой более умного лидера какой-либо «духовной» организации.


В общем, когда вы практикуете, важно не только практиковать, но и учить «матчасть». Читать оригиналы текстов, а не их интерпретации. Читать комментарии к текстам от проверенных источников, в частности, с понятной линии передачи учения.

Ну и фигню читать, конечно, тоже. Потому что как же вы еще поймете, что это фигня? А точнее, как вы поймете, что на 100 книг 1-2 нормальных? Чтобы найти эти 1-2 нормальных, приходится перелопатить 100 книг. Ну или таки пойти учиться к «правильному» учителю.

Не просто ходить на всякие духовные ретриты, а изучать, откуда все это пошло, что за учителя, какие у них практики и результаты, кто их учителя. А в идеале, опять же, читать оригинальные тексты и изучать оригинальные учения и пр.

Изучать, как именно на биологическом, психическом и духовном уровне работают эти самые практики. Вникать в тонкости. Изучать параллельные духовные учения. Это значительно улучшает практику.

Читать историческую литературу на эту тему, чтобы посмотреть в разрезе нескольких сотен лет, к чему в результате привела та или иная духовная практика их последователей.

Потеря связи с реальностью, иллюзии, видения

В целом, духовная практика, проходящая в здоровом ключе, – это когда вы обретаете больший контакт с собой и реальностью. Начинаете воспринимать реальность в ее многослойности, всепроявленности и интегрированности.

Эшер "Море и Воздух"
Эшер "Море и Воздух"

Если же вы улетаете, попадаете в ловушку иллюзий и становитесь менее интегрированными, теряете связь с собой, телом и необходимыми потребностями, что-то идет не так.

Особенно, если вы начинаете философствовать и объяснять все с точки зрения духовности и высших сфер. Истина, как говорится, не требует слов. Если есть слова, это не истина. К сожалению, подобное часто встречается у практикующих. И это одна из ловушек духовной практики.

Ловушка в том, что вместо того, чтобы просто идти по пути, вы начинаете про него рассуждать. А значит, по нему не идете.


А еще хуже – когда вы принимаете видения и образы во время практики за Истину и явления высших существ 👇

Медитирующего могут посещать видения Будды и других святых, прозрения. Случаются также внезапные постижения трудных мест священных текстов и другие «сверхъестественные» состояния, свидетельствующие о том, что дыхание не гармонирует с сознанием. Не отрегулированное с самого начала дыхание может привести к лицезрению богов, слышанию их голосов и даже чудесам, которые, как кажется адепту, он совершает совей силой. Для кого-то все это, возможно, и желательно, но не для ученика дзэн. Для него описанные явления свидетельствуют о том, что он попал в ловушку гэдо-дзэн – вторую и наиболее опасную стадию медитации, которой никому не миновать.
Хотя подобные состояния по-своему могут порождать ощущение совершенства, гармоничности существования, все же их следует понимать только как эманации перенапряженного сознания, далекие от истинной религиозности.
Множество целителей и чудотворцев веры, периодически удивляющих мир, являются как раз примерами такого рода измененных состояний сознания. Чудеса Христа – лишь один из примеров того, что может быть сделано посредством развитого гэдо-дзэн. В принципе, любой, сумевший внушить кому-либо веру в свои силы, может творить чудеса. Разного рода чудеса, как и массовые галлюцинации хорошо известны и довольно часты в дзэн [и других религиях – прим. авт.]. Существует множество историй о чудесах, совершенных дзэнскими монахами. Но ученик дзэн равнодушно минует подобного рода рассказы, хотя, возможно, и сам мог бы творить аналогичные вещи, не будь ему хорошо известно, что они являются результатом извращенного воображения других людей, не более того.
Они не лучше снов, испаряющихся при пробуждении. Поверить их реальность – значит впасть в суеверия.
Слишком усердный аскетизм также может вызывать видения. Все, что ведет к противоестественной жизни тела, скорее всего, приведет к соответствующему психологическому состоянию. Этим объясняются и те видения Господа и его святых, которые были выявлены людьми в ходе суровейшей аскезы. Видения эти не означают близости сподобившихся их к небесам, но свидетельствуют о непомерном умерщвлении тела, побуждающем сознание к созданию таких состояний, которые положат конец самоистязаниям. Просто ум этих подвижников творил те образы, к которым они стремились.
Опасность приходит, когда мы начинаем придавать подобным вещам значимость. Поэтому, если с вами такое происходит, уточните, в той мере, в которой вы в состоянии это сделать, правильно ли вы сидите, дышите, правильно ли организована ваша жизнь, и продолжайте занятия дзэн [своей практикой – прим. авт.], словно ничего не произошло.
Стоит вам однажды решить, что силой дарованных вам видений вы становитесь святым, движение вперед тотчас и полностью прекратится.
Дзию Кеннетт – Водой торгуя у реки

Путешествия в Астрале вместо духовной практики

Еще одна ловушка и темная сторона духовной практики – это путать духовную сферу с Астралом. Точнее, не различать их.

Тут буду говорить своими словами.

Во время духовной практики многие испытывают ощущения «улета», «затягивания», потери связи с телом и страха «не вернуться», ощущения затопленности образами и ощущениями. Это хорошие симптомы, говорящие, что вы нифига не духовностью занимаетесь, а улетели в Астрал.


Еще раз подчеркну. Духовность больше про ясность, проявленность, пустоту и единство восприятия, сознавание и проявленность.

Астрал же про ощущения, переживания, эмоции, картинки и тех существ, которые в нем обитают.

Многие художники очень четко отображают астрал. А теперь посмотрите на картинку, и представьте, что та, что справа - нифига не добрая и благая, а тот, что слева - хочет вам помочь из истинно благих намерений. Такие особенности восприятия Астральных существ также нужно учитывать.
Многие художники очень четко отображают астрал. А теперь посмотрите на картинку, и представьте, что та, что справа - нифига не добрая и благая, а тот, что слева - хочет вам помочь из истинно благих намерений. Такие особенности восприятия Астральных существ также нужно учитывать.

Проблема не была бы проблемой, если бы в этом самом Астрале не жили бы различные паразиты сознания, «мертвые», существа, для которых это дом родной и прочие товарищи.

Да и они бы не были проблемой, если бы практикующий в этот самый Астрал ходил с подготовкой, знанием того, куда и зачем он направляется, как вернуться обратно. А еще важна техника безопасности (учи «матчасть») и грамотные защиты, если вы еще не очень развились, да и когда развились тоже.

Самое опасное – зависать в этом самом Астрале, особенно долго. Так вы становитесь лакомым кусочком для всех желающих и даже не знаете об этом.
А еще опаснее – зависать в этом самом Астрале, если вы об этом не знаете. Но, незнание, как говорится, от ответственности и последствий не освбождает.


Если уж очень хочется поработать с Астралом, то используйте для этого инструменты-посредники – карты, маятники, тексты, книги, пондеромоторику, автоматическое письмо и пр. Чтобы снимать информацию не постоянно находясь в Астрале, а опосредованно. Так безопаснее.

Также обязательно из него выходите, если уж ходите, и регулярно проводите чистки на предмет всякого.

А лучше выходить туда импульсно и по необходимости, чтобы вас, так сказать, не успели засечь. Но это для умельцев.

И НИКОГДА НЕ ПРАКТИКУЙТЕ ВЫХОД В АСТРАЛ ПЕРЕД СНОМ.
Потому как затянет и повреждений с «пассажирами» нахватаете.

А, и да, когда вы просто «смотрите» Астрал, вы не просто смотрите, а так или иначе там отмечаетесь. И привлекаете к себе внимание как минимум.


Из таких базовых темных сторон духовности вроде все. Что забыла или не учла – пишите в комментариях. Вопросы и комментарии, также пишите в комментариях.

А в следующей статье рассмотрим тему того, а не заглюк ли это вообще – вся эта ваша духовность. Есть она или мы себе это выдумали. Бонусом будет мини-упражнение на развеивание иллюзий относительно духовности.

Еще почитать по теме

Духовные практики: кому они нужны и нужно ли в них погружаться

Как понять, духовная практика работает и идет вам на пользу или нет

Религиозно-духовно-мистический-опыт и медитация как базовые мотивации: плюсы, минусы, подводные камни

Препятствия роста: нет сил, не понимаю, что происходит, ничего не хочу