Важный момент любой работы – это оценка эффективности. Если ее не проводить, то и не поймешь, продвигаешься ты куда-то или нет. Делаешь ли ты что-то реальное или все это в твоей голове, фантазии, галлюцинации. Сферы духовности это также касается.
В этой статье рассмотрим, как понять, что духовные практики работают и идут вам на пользу. И как понять, что они не работают и/или работают вам во вред.
В данном посте автор высказывает субъективный взгляд на происходящее, основанный на личных наблюдениях и изучении соответствующих практик.
В статье рассмотрим:
- Когда духовные практики работают и идут вам на пользу
- Когда духовные практики не работают и идут во вред
- Когда нам кажется, что практика не работает, хотя на самом деле работает
Духовные практики работают и идут вам на пользу
Вам становится лучше. Физически, психически, эмоционально иногда и материально. Вы начинаете более ясно и чисто воспринимать происходящее как в физической проявленной реальности, так и в своей психике, во сне и воображении.
Что тут имеется в виду?
Если вы все делаете правильно, ваше ощущение благополучия возрастает. У вас снижается частота и интенсивность вспышек гнева, обиды, паники. В идеале они либо вообще не возникают, либо если и возникают, вы быстро их ловите, прорабатываете и освобождаетесь от них.
Вы начинаете воспринимать происходящее более ясно и без неадекватных ожиданий. А если нет неадекватных ожиданий и корявого восприятия, то откуда взяться обиде и гневу, если «ожидаемое» не происходит или что-то пошло не так, как вы «ожидали».
Вы перестаете так или иначе вредить в первую очередь себе, а там и окружающим. Мусор, например, на землю не кидаете. Перестаете упарываться разными веществами до умопомрачения. Начинаете ценить свои интеллектуальные и эмоциональные способности и состояния и перестаете их разрушать. Обычно это происходит потихоньку и само собой.
Если вы утрачиваете склонность к гневу и агрессии и потребности их проявлять, то счастье-счастье прилетает ко всем, кто с вами живет или едет в транспорте, например. Вы просто перестаете их терроризировать. Таким образом и на вас нападают и проявляют агрессию в вашу сторону меньше и реже.
Когда вы более ясно и чисто воспринимаете происходящее, вы начинаете понимать, что вам полезно, а что вредно. Где и как вам хорошо, а где нет. С кем вам приятно, полезно, интересно и увлекательно общаться, а кто вас разрушает если не словами (шизофреногенные паттерны, например), то своим состоянием (эмоциональное заражение негативными переживаниями).
В целом, духовная практика, проходящая в здоровом ключе, – это когда вы обретаете больший контакт с собой и реальностью. Начинаете воспринимать реальность в ее многослойности, всепроявленности и интегрированности.
Если же вы улетаете, попадаете в ловушку иллюзий и становитесь менее интегрированными, теряете связь с собой, телом и необходимыми потребностями, что-то идет не так. Если вы хотите избавиться от тела, что-то идет очень не так. Об этом ниже.
Если у вас становится меньше деструктивных эмоций и корявых восприятий и интерпретаций реальности, вы меньше влезаете во всяческую дичь, начинаете лучше относиться к себе и своему здоровью. В целом выправляется состояние физического тела – не всегда и не во всем, но часто и во многом.
Так постепенно вы регулируете свою экосистему, возможно, меняете работу на более подходящую для вас, меняете круг общения или выбираете побыть какое-то время в уединении без отказа от приносящей доход социальной активности. Ну и так далее.
По сути, вы перестаете жить в формате «Чего хочу не имею, а имею то, чего не хочу». Или делаю, что «нужно» и «должно» и не делаю то, что мне действительно требуется.
Это не значит, что вся духовная практика превращается в сплошной торт со взбитыми сливками, сладкий до умопомрачения. Нет.
Эффективная духовная практика скорее похожа на то, что вы убираетесь в хлеву и очищаете заросшую бурьяном и борщевиком территорию своих владений. Тяжело, больно, воняет, отвратительно. Но потом вам становится лучше и легче.
И чем больше вы очищаете себя. Свои искажения, иллюзии, негативные семена и отпечатки, деструктивные воззрения, разрушительные тенденции и так далее, тем более чутким вы становитесь к их проявлениям и тем более тонкие штуки можете отловить и выкорчевать. А еще просто не позволяете им появляться или же, если они появляются (все мы люди), ловите в зародыше и трансформируете в нейтральные или позитивные.
В целом, это увлекательная задача на всю жизнь, которая вполне себе может занять место смысла жизни.
Духовные практики не работают и идут во вред
Зависание в «приятных» переживаниях
❗️ВАЖНО ❗️ Цель духовной практики – долгосрочное благополучие, а не приятные и эйфорические переживания в процессе практики.
Это одна из ловушек религиозно-духовно-мистического опыта (РДМО). Люди испытывают какие-то приятные переживания, например, от того, что развивают сердечный центр и… Всё. На этом их практика останавливается. И вот они крутятся и крутятся на одном месте, не в силах оторваться от приятных переживаний. Зависимость такая получается.
И тут можно с подозрением глянуть на современный тренд на всяческие ретриты за просветлением и прочие нью-эйдж тантры и медитации на любовь, фокусирующиеся на приятных переживаниях и розовом все-приятии, которое заканчивается, стоит проводящим их товарищам столкнуться с альтернативным взглядом на природу происходящего.
Помните, если вы медитируете на любовь и принятие всех и вся, к примеру, то вы также должны любить насильников, убийц, живодеров и агрессивных лидеров. Принимать деструктивную, слабую, завистливую, ненасытную и склонную к неосознанности и безответственности природу человека. Слабо? Вот.
◾️ Залипание на приятных переживаниях имеет еще и глубинные особенности. Если начать эти самые приятные переживания перерабатывать и прорабатывать, то окажется, что там, в бессознательном, все вовсе не про приятные переживания, а про лютый треш, насилие, дичь, смерть, разрушение, живодерство и т.д. и т.п.
◾️ На поверхностном уровне в данном случае положительные переживания будут тормозить рост именно потому, что психика не может, не имеет ресурсов, не справляется и/или не имеет инструментов, чтобы справиться с этим «негативом». Вот и остаетесь вы в нем, пока вас не попустит хоть сколько-нибудь, или пока не найдете инструмент для решения этой задачи.
Легко проработать негативные переживания, потому что вы воспринимаете их как что-то, от чего необходимо избавиться.
Тяжелее проработать нейтральные переживания, например, помедитировать на своем состоянии после еды и починить, тот ужас, который таится за вроде бы нейтральным состоянием сытости.
Еще тяжелее проработать положительные переживания, потому что «ну они ведь положительные, чего там прорабатывать». А вот нет и не всегда.
Так что, принцип адекватной духовной работы следующий: сначала убираете острый и по возможности хронический «горящий» негатив, затем переходите к нейтральному, после этого, возможно параллельно, потихоньку прорабатываете позитивные переживания.
◾️ В целом, с точки зрения духовной практики любое залипание – это проблема. Ведь идея в том, чтобы понять непостоянство и бренность всего. А если вы про них забываете в чем-то приятном, то вы перестаете духовно работать, а начинаете залипать в избегании и/или отрицании.
Стремление нести добро и свет в массы
Это прям частая штука. Люди, уходящие в «духовность», вдруг решают, что они просветлены, наполнены, несут лишь добро и свет. И почему-то решают, что всех надо срочно спасти, избавить, просветлить через колено и так далее. А если от вас почему-то убегают или патиссонами тухлыми в вас кидают, то нужно догнать и еще спасти.
◾️ На базовом психологическом уровне это баг, потому что с таким посылом вы падаете в треугольник Карпмана «Спасатель-Жертва-Агрессор». И сначала заходите в него с точки зрения Спасателя. Если спасти прям сразу не получается, то падаете в Агрессора, а там и до Жертвы недалеко, которую с ее благими намерениями никто не ценит и принижает. Уроды какие, ба!
◾️ На плане поглубже желание всех спасти – это агрессия в сторону тех, кто не соответствует вашему представлению о «добре» и «благе». Но если мы подумаем, что эти понятия придумали люди, и это просто понятия, а для природы и вселенной «А есть ли благо?» или все просто происходит без оценки – в ясности и нейтральности, то понятно становится, что лучшее спасение – это дать другим жить их жизнь. Оставить в покое, короче, и заниматься своими делами.
◾️ Еще глубже такие позывы к облагодетельствованию всего сущего – это проявления Тени. Той, что вы не проработали, конечно же, когда стремились к свету.
Если бы солнце светило беспрестанно и не было бы ночи и облаков, мир превратился бы в выжженную пустыню.
◾️ А еще это – про не понимание того, что все существа разные и им требуются разные условия. Кому-то нужно жить в глубине под массивным давлением мирового океана (глубоководные рыбы), кто-то расцветает в темноте под лунным светом. Кто-то лучше растет под тенью деревьев (грибы). Кто-то активно плодоносит в жару. Кому-то нужен арктический холод, а кому-то и в саванне замечательно.
В общем, всепроявленность, равностность и различающая мудрость отсутствует.
◾️ Ну и с религиозной точки зрения подумайте, сколько гордыни в том, чтобы возжелать «спасти» весь мир.
И помните, в крайней степени такое стремление оборачивалось массовым уничтожением, горящими людьми и прочим живодерством. А вот это именно то, что и есть «на самом деле» под таким желанием «всех спасти» – жажда уничтожения. Так что, не залипайте, а продолжайте работать.
Ежели вас все еще не попускает, и хочется помочь всем и каждому, вот хоть соседу по подъезду, то придерживайтесь принципа:
«Помогать только тем, кто просит. Именно так и в том объеме, как и в котором просят».
А еще лучше – зарабатывайте денег. Чтобы помочь себе лучше жить. Чтобы помочь своему телу иметь более здоровую и безопасную среду обитания, личное пространство и полезное питание с чистой водой. Чтобы, покупая продукты и услуги у других людей, увеличивать их благосостояние. Как говорится, сначала спаситесь сами.
Желание уйти от мира, уединиться, спрятаться, уйти в монастырь
Если вы понимаете, что с вашим уровнем духовности вам невозможно жить в мире и пора валить в глушь, куда угодно, то это проблема. Высокий уровень духовной практики предполагает, что вы можете обрести и сохранять покой среди мирской суеты. Лишь слабый духом находит покой в уединении и тиши.
Некто сказал: люди высших способностей обретают Дао, даже находясь в рядах трех армий. Люди средних способностей обретают Дао, даже живя в больших городах. Люди низших способностей обретают Дао только среди гор и лесов. <…> Ведь те, кто находился в трех армиях, достигли неуязвимости, и ни один клинок не мог нанести им раны. Те, которые жили в большом городе, достигли такого состояния, при котором они оказались защищены от всех человеческих горестей (читай – деньги, связи и внутреннее состояние защищают, прим. авт.) и только низшие по способностям не достигли ничего, поэтому они так и остались в горах и лесах. <…> Следовать учению можно и в наши дни, никуда при этом не уходя.
Гэ Хун – Баопу-Цзы
Если вы понимаете, что вам прям надо срочно уединяться, не бросайте все и вся. Попробуйте для начала это сделать у себя дома. Возьмите отпуск и посидите пару недель в уединении и практикуя. Посмотрите, каково это.
Затем подумайте о том, что уединение и жизнь в глуши предполагает довольно большой объем работы для самообеспечения и некоторую степень опасности. Если для вас часть духовной практики – это повседневный физический труд, то все ок. Если же нет, то подумайте, что город предоставляет гораздо больше возможностей к совершенствованию, потому что тупо экономит время – вы не растите курочку для яиц и помидорки для салата. Вы просто идете в магазин. Вы не боретесь с холодом, жарой, влагой и болезнями, за ними следующими. Вы направляете силу своего внимания на то, чтобы преобразовывать уже имеющиеся проблемы, не создавая себе новых.
Чтобы вас немного попустило – смотрите (тут лучше смотреть) фильмы про монахов. Документалки и художественные. Смотрите, как люди живут в уединении в горах и лесах. И так далее. Так ваша психика поймет, что имела некоторые иллюзии по поводу благостности и умиротворенности жизни в уединении. Часто это, скорее, про грязь, холод, голод и нищету, нежели про умиротворение. Но если для вас это источники духовного роста, тогда флаг вам в руки.
Если копнуть поглубже, то желание уединиться может быть связано с тем, что вы дошли до уровня, где прячется ваш внутренний убийца. Его не безопасно без предварительной работы интегрировать. Поэтому вы и пытаетесь уберечь себя и окружающих от своих возможных аффектов. Не отчаивайтесь. Продолжайте работать, просто больше внимания уделите агрессивным, воинственным, убийственным импульсам, которые когда-то прежде всем нам позволяли выжить.
Смотрите фильмы, читайте книги на тему насилия, войн, расправ и пр. Смотрите и читайте про то, как люди адаптируются к мирной жизни после пережитого ужаса и пздца. ПТСР там, все дела, чувство собственной ненужности, неприменимости, отсутствия места в мире и/или среди людей.
А еще это про непроработанную тему мирной жизни. И свободной жизни. Жизни без начальников, без понуканий, без долга, без обязанностей перед людьми. Лишь перед собой и богом, дао, вселенной или духами рода, как хотите.
Вообще тема мирной жизни сейчас актуальна. И войти в нее, удержаться в ней и жить в ней в благополучии и процветании, оказывается, не так просто. Иначе она бы у нас у всех была и уже давно.
Вы погрязли в сложности всего происходящего и можете думать только о том, как оно устроено
Тут простой пример. Послушайте вопросы, которые задают люди сильно просветленным практикующим. Вопросы обычно задают те, кто типа духовно растет. Помимо бытовых мелочей, типа как любить мужа так, чтобы не хотелось его кончить, там будут и вопросы про разные тела, эссенции, энергии, про то, как все устроено и пр.
И эти вопросы по сути своей – мусор, шелуха беспокойного ума. Они не имеют к реальности и практике никакого отношения.
Вы спросили меня, «Что я понимаю?»
Я понимаю, что нечего понимать. Нечего делать и нечего практиковать, только держать ясный ум. Но никто не захочет этого слушать. Все хотят писать, танцевать, шуметь, иметь мнения и без устали говорить о любви и сострадании, что является лишь их идеей любви и сострадания.
Мое учение в том, чтобы говорить другим людям, чтобы они не заботились о миллионах различных возможных практик, а только сидели [в дза-дзен]. Метод не важен. Просто сидеть, медитировать на коан, считать дыхание. Тогда реальное Я функционирует без мышления и без разговора. Тогда неожиданно приходит Бог или Будда, «как это». Реальность.
Мышления и идеи – это преграда на пути к ясности, по крайней мере в начале. Научитесь бросать свои мнения и эмоции любым способом, каким сумеете.
Сунг Сан Сон Са Ним «Посыпание будды пеплом»
Если вы размышляете о телах, то почитайте про духовные тела и чакры в индуизме, тибетском буддизме, даосизме (разные души человека). Окажется, что, может местами они и сходятся, но чаще всего отличаются. По тому же количеству чакр и их местоположению. А еще по количеству душ и тому, что с ними происходит после смерти (привет, даосизм vs то же xpистиaнcтвo).
Интересно то, что, если вы практикуете работу с чакрами в рамках индийского подхода, то он будет у вас работать. Если вы работаете с меридианами, где чакр нет, то это тоже будет работать. Если вы будете работать с центрами по тибетским методам, это работает. Но это работает, потому что вы верите в то, что это работает. А если копнуть глубже, то это работает на том уровне, на котором вы с этим работаете.
Технически, все это – конструкт нашего сознательного ума. Поэтому, когда вы перерастаете концепцию чакр, например, и начинаете работать с каким-нибудь каузальным телом, то к чакрам вы больше не возвращаетесь, потому что для вас проще сразу все сбалансировать через каузал.
Дзен-буддисты, же, вообще над этим посмеются и скажут: «Просто будь за пределами ума». Там, где нет ума, есть ли чакры? И это работает, если вам заходит этот подход.
В общем. Учений и практик действительно очень много. Делайте то, что работает для вас. Но не зависайте на попытке интерпретировать умом. Не задавайте вопросы от ума. Пытайтесь постепенно приближаться к чистому, ясному и пустотному состоянию осознанности. В нем такие вопросы даже не возникают.
Вы хотите избавиться от тела
У некоторых при интенсивной духовной практике возникает чувство бессмысленности жизни и желание поскорее из этой жизни свинтить. Те, кто ловят мгновения просветления, вообще перестают понимать, зачем продлевать свои «страдания» в этом «бренном теле», если уже всё, просветлился. Куда дальше-то?
Это очень плохое состояние, потому что наделать в нем всякого можно.
Лучше всего в нем обратиться за помощью к компетентному специалисту в рамках духовного обучения. Либо, бывает, и к психиатру за таблеточками (при необходимости). А то и обычный психолог или другой специалист, который в теме, помогает.
Со своей стороны дам несколько опор, которые можно использовать в рамках техники безопасности 👇
1. Если вы хотите избавиться от тела, то вы не выросли духовно, а улетели. С развитием практики вы понимаете, что тело и душа, по сути, одно, просто разной частоты. Или Тело – это более медленная и плотная фракция более быстрой души. А в идеале вообще понимаете, что ни нет ни тела, ни отсутствия тела, ни души, ни отсутствия души. Ну или как-то так.
Поэтому если вас нахлобучило, используйте это как ресурс для роста. Используйте проявления телесности, как ресурс для роста.
Часть практики Дзен – есть, когда хочется есть. Спать, когда хочется спать.
«Если я умру, как же я буду практиковать?»
Используйте свое сопротивление пребыванию в теле, как ресурс для роста. Почувствуйте, что тело может быть и является гораздо большим, чем вы о нем думаете.
2. Чаще всего проблема с избавлением от тела происходит, когда вы наталкиваетесь на глубокие потребности тела в жизни, удовольствии, разрядке, насыщении, достатке. В части духовных практик подобные устремления считаются греховными и их жестко подавляют.
Тут вариантов несколько. Или продолжать, скрепя зубы, держать телесную «чистоту». Или-таки понять, что не все духовные практики требуют этой самой чистоты для духовного роста.
В первом случае продолжайте держать чистоту, но работайте с Тенью телесности. Лучше это сделать со специалистом, конечно, ибо сопротивление может быть большим.
Во втором – поизучайте, какие еще духовные практики есть. Про что они? Какие из них вы можете ввести в свою жизнь без вреда для психики и здоровья.
3. Помните, что избавление от тела – это грех (тем, кому актуально такое понятие). Так что практикуйте смирение и терпение (если вам актуальны эти понятия).
4. Помните Будду, Сиддхартха Гаутама, который. Просветлился он в районе 35-36 лет, а потом не ушел себе с этой земли бренной, а продолжил нести образование в массы и благополучно обучал до своей смерти в районе 80-ти лет. Если он смог, то кто вы, чтобы не смочь.
5. Сбалансируйте свои нейромедиаторы.
Заземляйтесь. Добавьте больше телесности в вашу практику. Делайте физические упражнения, йогу, боевые искусства, бегайте, ходите гулять, постройте что-нибудь. Переведите свою практику из образно-вербальной в телесную – без слов и понятий. Юнг, вон, башню из камней строил. Так вы выключите мозг и добавите эндорфинов в свою жизнь.
Трогайте животных, что-то мягкое. Заботьтесь о ком-то. Это позволит включить окситоцин.
Поставьте себе цель тупо начитывать молитвы или делать простирания в каком-то количестве каждый день. Типа 300 молитв в день или 300 простираний в час. Так вы сбалансируете дофамин и дадите себе хоть какую-то мотивацию продолжать жить.
Дайте себе обет, построить сто домов для бедных, например. Или высадить десять тысяч деревьев. Как угодно. Объемный обет только выберите, желательно на всю жизнь, ну или лет на 10 хотя бы. Выполняйте обет. Так в вашей психике появится перспектива будущего и понимание того, зачем оно. Ну и дофамин с серотонином.
Все эти способы помогают сбалансировать нейромедиаторы в мозге, и вас часто попускает. Также почитайте статьи про мотивации, с которыми хочется просыпаться по утрам. Выберите то, что подходит для вас.
6. Смотрите на духовных учителей, которые дожили до преклонных лет. Читайте их книги, читайте про их жизнь. С какими трудностями и препятствиями они сталкивались. Что их мотивировало двигаться дальше. Как они видели такие периоды практики.
7. Помните, что в некотором случае тело в рамках самосохранения может жестко вас заземлять. Это могут быть пищевые срывы, злоупотребления веществами и телесными контактами со следующим за ними раскаянием и ненавистью к себе. Это порочная практика. Поэтому все-таки такие штуки лучше мягко интегрировать, не доводя до прорыва Тени в вашу повседневность.
Некоторые признаки, которые говорят, что вы растете, хоть и кажется, что это не так
Чувство, что я тупой и вообще нифига не понимаю
Это прекрасно! Поздравляю, вы столкнулись с неведением. А только столкнувшись и взаимодействуя с ним можно обрести знания и новый опыт. Продолжайте.
Еще можно посмотреть на этот этап как на осознанную некомпетентность – «Я знаю, что не знаю».
Иллюзии или «Когда не кажется»
В процессе духовной практики мы можем работать с воображением, сновидениями и тонким восприятием. У некоторых при этом «открываются» способности. На самом деле просто восприятие становится более чистым, и вы начинаете регистрировать то, что раньше до сознания не доходило.
Но как понять: «Мне кажется?» и «Это фантазии?», или все-таки не кажется?
Тут, как и с любыми иллюзиями, помогает проверка реальности. Приведу пример классический пример иллюзии 👇
Нам кажется, что столы разные по длине и ширине. На самом деле одинаковые. Чтобы это проверить, нужно просто взять линейку и померить длину и ширину у обоих столов. Ну или сделать так 👇
Особенность иллюзии в том, что, проверив ее, мы продолжаем видеть столы разными по длине и ширине, пусть и знаем, что они одинаковые. Но это так, на заметку.
С иллюзиями в восприятии «тонкого» поступайте также. Если вы общаетесь с человеком и вдруг отчетливо понимаете, что он, например, собрался в Карелию на сплав. Можете как-то невзначай об этом упомянуть. Если он удивленно на вас посмотрит со словами «Как ты узнал?» или «Я как раз собирался в Карелию на сплав», то вам не кажется.
Если же к вам, условно, приходит призрак и намекает на всеведение, способ проверки тот же. Если то, что вам «говорят», сходится с действительностью, вам не кажется. Здесь важно, чтобы вам «говорили» не по поводу вас, а по поводу ситуации или других существ.
В любом случае, есть классный способ проверки 👇
Одна молодая женщина заболела и была близка к смерти.
«Я так сильно люблю тебя, – сказала она своему мужу. – Я не хочу покидать тебя. Не уходи от меня к другой женщине. Если ты это сделаешь, я вернусь к тебе призраком и буду причинять неприятности».
Вскоре жена умерла. В течение трех месяцев муж исполнял ее последнее желание, а потом встретил другую женщину и полюбил ее. Они решили пожениться.
Немедленно после обручения к бывшему мужу каждую ночь стал являться призрак, укоряя его за то, что он не сдержал слова. Призрак был слишком умен. Он точно пересказывал человеку, что происходило между ним и его возлюбленной. Если бывший муж делал своей невесте подарок, призрак подробно описывал его. Он даже повторял все их беседы, и это так раздражало человека, что он не мог спать. Кто-то посоветовал ему обратиться со своей бедой к дзенскому учителю, жившему неподалеку от деревни.
В отчаянии бедняга отправился к нему за помощью.
«Твоя бывшая жена стала призраком и знает обо всем, что ты делаешь, – подытожил учитель. – Что бы ты ни делал, ни говорил, что бы ни дарил своей любимой, она все знает.
Должно быть это очень умный призрак. Ты должен восхищаться им. Когда твоя жена-призрак появится в следующий раз, поторгуйся с ним. Скажи, что она знает о тебе так много, что тебе не удастся ничего скрыть от нее, и что если она ответит на один твой вопрос, то ты обещаешь разорвать помолвку и остаться холостяком».
«Что же я должен спросить у нее?» – спросил человек.
Учитель ответил:
«Возьми полную горсть соевых бобов и попроси, чтобы она точно сказала, сколько бобов у тебя в руке. Если она не сможет ответить, знай, что она – плод твоего воображения и никогда больше не будет беспокоить тебя».
На следующую ночь, когда призрак появился, человек приветливо встретил его и сказал, что призрак знает обо всем.
«Конечно, – ответил призрак. – И я знаю, что сегодня ты был у дзенского учителя».
«Если ты знаешь так много, – требовательно сказал человек, – скажи мне, сколько бобов в этой руке?»
Больше перед ним не появлялось ни одного призрака, который бы ответил на этот вопрос.
Пол Репс - Плоть и кость Дзэн
Тут от себя отмечу, что бессознательное, бывает, плодит «призраков», если вы не готовы воспринять его контент, как свой собственный. Подробнее об этом здесь.
При этом бессознательное не может оперировать цифрами. Ну то есть для него они, как понятия, отсутствуют, потому что их создает более «рациональный» сознательный ум. Поэтому если то, с чем вы взаимодействуете, с цифрами не очень, есть вероятность, что это плод вашего бессознательного. Если же очень… Тут интересно, изучайте.
Также отмечу, что чаще всего «не кажется». Даже если ваши «видения», принимают странные формы. Выясняйте, про что они, о чем, в чем их суть. И они перестанут вас беспокоить, ежели беспокоят, либо станут сначала сотрудничать, а затем и интегрируются как ваше же собственное содержание.
Депрессия
На пути духовного и не только роста многие сталкиваются с депрессией. Это может быть прям клиническая депрессия разной степени тяжести. Иногда требуется помощь и поддержка медикаментов и компетентных специалистов.
Почему так происходит?
Потому что вот мы неслись на всех парах в какую-то жизнь, которую строили вокруг социальных запросов, гонки и понятия нормы. Но вот мы начали практиковать. И оказывается, что всё, куда мы неслись и к чему стремились, по факту не имеет значения. Бессмыслица. И часто – бессмыслица, несущая с собой сопутствующее обременение, страдания и болезни.
И вот ваш поезд сначала слегка затормаживает, а то и вовсе останавливается – депрессия.
Также депрессия может накрывать, когда вы вдруг внезапно осознаете, что ваше добро и все ваши духовные достижения по факту никому не нужны. Особенно не нужны, если их навязывать или лезть с ними в чужую жизнь. В этот момент отваливается ложная мотивация к духовному росту в виде «изменения мира к лучшему» и «озарения своим светом» всех, кто об этом не просил.
Технически состояние депрессии как бы говорит нам – нет смысла делать то, что ты делал. Это истощает. Даже не думай в эту сторону. А если думаешь, так я, как тело, отказываюсь в этом участвовать.
Кто-то на этом этапе оставляет практику и возвращается к обыденности. И, к сожалению, это не лучший выбор. Потому что обыденность больше не будет обыденной. Она больше не будет доставлять те удовольствия и переживания, которые доставляла прежде. А это будет демотивировать еще больше.
🔷 Выход здесь – продолжать практику, но, возможно, сфокусировать ее на темных переживаниях. Есть книжка, кстати, прекрасная «Темные ночи души» Томаса Мура. Она про этот период нашего роста. Приятно написана и с хорошими примерами.
🔷 Можете добавить в практику книги и практики медитации на смерть, например. Есть в буддизме такие. Можете подумать о бренности человеческого бытия, но в формате «Как здорово, я наконец-то почувствовал эту бренность! Возможно, есть что-то еще, вечное и изначально-безначальное!»
🔷 Медитируйте на непостоянстве.
🔷 Изучайте книги про смерть, например, при смертельных заболеваниях. Читайте что-нибудь обзорно-историческое, чтобы понять, что бренно не только человеческое тело, но и культура, и наука, и мировоззрения, и социальные структуры. Они приходят и уходят, но, когда они уходят, мир на этом не прекращает быть. На их месте тут же, если не сразу, появляется что-то еще.
Важно понимать, что с концом одного тут же проявляется начало другого. И если этот конец несколько затянулся, что ж, имеет право.
Такая темная ночь души может длиться неделю, может месяцы, а иногда и несколько месяцев. В целом, если мягко проходить этот процесс с поддержкой литературы, иногда медикаментов, и лучше специалистов, полноценная перестройка занимает от года до двух лет. Если запустить, то может и на пять лет растянуться, так что… не запускайте.
А еще важно понимать, что вы не один такой. Что многие практикующие сталкивались с этим периодом. И проходили его. Просто продолжайте.
Кроме описанного есть еще этапы роста, которые могут сопровождаться неприятными переживаниями или неконтролируемыми видениями. О них подробнее в статьях:
Препятствия роста: сущности, нападения, страшные видения
Препятствия роста: нет сил, не понимаю, что происходит, ничего не хочу
Препятствия роста: как раньше жить не хочу, а как по-другому пока не знаю
А в следующих статьях будет про Темную сторону духовности и духовных практик и про то, а не иллюзия ли вообще вся эта духовность и как это проверить.