Все больше стран репатриируют золотые резервы после введения Западом санкций против России, пишет UnHerd. Автор статьи считает, что это ускорит наступление многополярной эры, поскольку Америка теряет свой самый ценный актив — доверие мира.
*****************************************************************************
Как показало опубликованное на этой неделе ежегодное исследование Invesco Global Sovereign Asset Management, благосклоннее всего респонденты относятся к золоту, что подтверждает его статус безопасного актива во времена инфляции, рыночной волатильности и геополитической неопределенности. Однако еще более поразительным, чем переключение на золото, стало сообщение центральных банков о репатриации золотых резервов из-за рубежа — в 2022 году таковые хранили у себя 68% стран (сравните с 50% в 2020 г.). Цена на золото может расти и снижаться, но сам факт его возврата центробанками говорит о растущем дефиците менее осязаемого, но при этом куда более ценного глобального актива — доверия.
Как и в случае с потерей долларом статуса мировой резервной валюты, репатриация золота вызвана спровоцированным Америкой захватом чуть ли не половины хранящихся за рубежом российских валютных резервов на 640 миллиардов долларов в качестве наказания за начало СВО. С тех пор даже высказывалась идея пустить эти средства на восстановление Незалежной.
Независимо от отношения к конфликту и лично Владимиру Путину, репатриация мировых золотых запасов говорит о значительных долгосрочных последствиях сложившейся ситуации, которые выходят далеко за пределы Восточной Европы. Раз центральные банки больше не доверяют другим (читай — западным) государствам хранение запасов драгоценного металла, то в их глазах из шерифа глобального капитализма США превращаются в рыцаря легкой наживы. Как и в случае с долларом, смещающееся равновесие мировых золотых резервов подчеркивает глубину зависимости глобального капитализма от призрачной политической веры в стабильное функционирование американского государства.
Репатриация золотого запаса и уже запущенный процесс дедолларизации указывают на несовместимость однополярности с бесперебойным функционированием глобальной капиталистической экономики. В течение последних 30 лет, если не с момента окончания Второй мировой войны, глобальный капитализм был синонимом американского влияния и мощи, но наступление новой многополярной эры напоминает нам о том, что по сути своей это нечто большее, чем богатство отдельно взятого государства. Главный вопрос звучит так: что делать с капитализмом в эпоху, когда США перестанут его возглавлять?