Вы — копирайтер-новичок, изучали теорию, но практически не работали. Хотите написать статью, но не знаете, с чего начать. Вот и начните с нуля — с подготовительной работы.
Анализ и сбор информации
До того, как приступить к тексту, обсудите с заказчиком следующие вопросы:
1. Что за продукт или услуга.
2. Какая от него польза.
3. Какие проблемы у клиентов и как их можно решить.
4. Чем вы лучше, почему надо купить именно у вас. Цены, скидки, специалисты высшего класса, бесплатная доставка или гарантия, красота, престиж, комфорт.
5. Цель статьи. Для пользователя — рассказать о новом продукте, компании, помочь выбрать и купить, развлечь или вызвать доверие. Для заказчика — продажа, комментарии, переход по ссылке, лайки, повышение экспертности, репутация.
6. Как достичь цели. При помощи какого стиля, структуры, данных, фактов, доводов, доказательств.
7. Где публикуем. На сайте, в соцсетях, в СМИ, блоге.
Вопросы и ответы помогут вам действовать целенаправленно, последовательно и не собьют с пути.
Далее собираем и подбираем информацию. Она должна отвечать на вопросы, которые обозначил заказчик. Материал можно найти в поисковиках, форумах, соцсетях, беседах с экспертами, отзывах, видео.
Структура
Определили задачу, аудиторию, собрали данные, выбрали стиль. В голове потихоньку созревают мысли, слова, вспыхивают какие-то озарения. Фиксируйте их в виде тезисов, можно наговаривать в голосовой блокнот, чтобы не забыть. Они обязательно пригодятся.
Для небольшой первой статьи подойдет самый простой план:
● описание проблемы
● погружение в проблему
● решение
Или:
● проблема
● решение
● призыв к действию
Рассмотрим построение на примере заметки о роботе-пылесосе.
Целевая аудитория — чистюли, люди с ограниченными возможностями, занятые, пожилые, ленивые, семьи с маленькими детьми.
Цель статьи — перейти на страницу продажи. Далее заказать звонок консультанта, купить.
В чем проблема, боль клиентов? Любят чистоту, но не могут, не любят убирать. Хотят завести кошку, собаку, но не решаются из-за обилия шерсти. В доме маленькие дети, постоянный беспорядок, некогда убирать.
Я бы рассказала, что при помощи робота-пылесоса легче поддерживать порядок, тратить меньше усилий и времени на уборку. Поддерживать постоянную чистоту, при этом больше отдыхать, уделять время себе и близким.
Можно добавить в структуру текста пункт “Доводы”. И чтобы снизить сопротивление, ответить на вопросы, которые волнуют покупателя:
● Дорого? — Цена меньше, чем у моющих пылесосов.
● Шумит? — Работает тихо.
● Сложная инструкция? — Ее можно не читать, в интернете есть обучающие видео.
● Чем ваш пылесос лучше? — Бюджетная цена при оптимальных функциях, гарантия 3 года.
● Затраты на электроэнергию? — суммарно не больше, чем у обычного пылесоса даже при ежедневном использовании
Для большей убедительности привести факты, статистику. Например, "по сведениям Бюро статистики труда больше всего травм получают при уборке" и добавьте ссылку.
Расскажите читателю, что он приобретает не бытовую технику, а свободное время, хорошее настроение, комфорт. Для убеждения хорошо работают метафоры, например, «пусть “вкалывают роботы”, а вы порхайте, как бабочка».
Для полного доверия лучше сообщить об особенностях пылесоса. Хуже убирает в углах, неудобен в маленьких заставленных помещениях. Перед включением надо убирать провода и мелкие вещи с пола, иначе засосет.
Теперь клиент может прикинуть все “за” и “против”, и принять решение. Вот тут как раз к месту призыв, отдельно или на кнопке перехода на страницу продажи или в магазин.
Не забудьте о первом вводном абзаце, где кратко излагают суть статьи и добавляют интригу.
Конструкция текста меняется, зависит от качества и объема информации. Следуйте за логикой и здравым смыслом, от легкого к сложному, от общего к деталям.
Каркас готов, нанизываем слова.
Пишем
Советы опытных копирайтеров:
Следовать за мыслями, не задерживаться подолгу на одной фразе.
Если печатаете медленно и кое-как — плохо, ваше мышление запаздывает и отвлекается на поиск букв, глаза быстро устают.
Следить за порядком и логикой изложения: сначала главное, затем второстепенное.
Использовать в 1 абзаце одно время и одну мысль, лучше не более 4-6 несложных предложений.
Не пугаться корявых фраз — отшлифуете позже, когда будете редактировать.
Написали. Отложите текст, обязательно отдохните. Через несколько часов вы увидите ошибки, которых раньше не замечали.
Проверяем
Вычитываем, сокращаем повторы, заменяем нелепые слова и подбираем подходящие по стилю.
Добавляем новые идеи, проверяем заголовки и подзаголовки.
Укорачиваем длинные предложения, следим, чтобы не потерялся смысл.
Проверяем, все ли термины понятны.
Прочитайте вслух, ничего не цепляет?
Не надо комплексовать, если грамматика у вас слабое место. Обратитесь к знакомому редактору или воспользуйтесь специальными сервисами.
И прекратите бесконечные правки, хотя…
Заключение
Теперь вы знаете, как написать небольшой текст, по какому плану. Как и где найти информацию. На что обратить внимание, как подготовиться и проверить. Удачи!
Ирина Балахнина, "Заря молодёжи"