Найти тему
АвтоДром

15 фактов о самом совершенном Citroen в истории

Основанная ровно полвека назад, SM является вершиной бренда и причиной его падения.

Самой скандальной модели в истории Citroen исполняется полвека. Ему принадлежит сомнительная честь быть главной причиной банкротства компании и ее поглощения конкурентом Peugeot. Но в то же время это, вероятно, самый изысканный и продвинутый автомобиль, когда-либо носивший эмблему с двойным шевроном. Напомним вам удивительную историю Citroen SM.

Наследник DS
В конце 60-х жемчужиной модельного ряда Citroen продолжал оставаться легендарный DS. Даже на своем втором десятилетии жизни этот автомобиль по-прежнему опережает большинство конкурентов. Одураченные его успехом, инженеры Citroen решили сделать новую, гораздо более быструю и более дорогую версию. И так увлекаются, что в итоге вместо улучшенного ДС получают совершенно новую модель - его преемницу.

-2

Убийственный налог
Многие компании в конце 60-х разработали спортивные и более престижные модели. Но для Citroen это особенно большой риск — французский рынок в высоком сегменте был опустошен огромным «налогом на мощность», введенным правительством после Второй мировой войны. Из-за него роскошные французские бренды довоенного времени, такие как Bugatti и Delahaye, исчезли один за другим. Фактически, после 1945 года во Франции была создана только одна впечатляющая роскошная модель — Facel Vega, и она с треском провалилась.

-3

Необычный союз с Maserati
Но у Citroen есть козырь в рукаве. В 1968 году французская компания приобрела обанкротившуюся Maserati у семьи Орси, чтобы иметь доступ к эффективным и быстрым двигателям итальянцев.
Это самый необычный союз: французская марка с упором на комфорт и итальянский бренд, рожденный и существующий в основном благодаря гонкам и спартанским спортивным купе.

-4

Тайна имени SМ
Никто точно не знает, что означает эта аббревиатура — по распространенной версии, она происходит от Systeme Maserati, но официально компания никогда ее не подтверждала.
Однако дело в том, что для SM французы используют двигатель, доработанный по их заказу инженерами Maserati. Из-за упомянутого налога во Франции было решено, что агрегат будет V6, но с относительно небольшим рабочим объемом — всего 2,67 литра. С двумя верхними распределительными валами он фактически является производным от итальянского V8, уже установленного на Ghibli. Это также объясняет угол в 90 градусов между блоками цилиндров, что необычно для шестицилиндрового агрегата. Этот двигатель выдает максимальную мощность в 174 лошадиные силы — на пятнадцать меньше, чем у BMW 3.0CS, и почти на 75 меньше, чем у Jensen Interceptor.

-5

Средний двигатель?
Двигатель установлен низко и далеко назад, за передней осью, что эффективно превращает SM в автомобиль со средним расположением двигателя. Конструкция является самонесущей и имеет такую ​​же самовыравнивающуюся гидравлическую подвеску, как и DS.
Завод обещает максимальную скорость 220 км/ч, но на независимых тестах SM развивает даже 235 км/ч, что делает его самым быстрым переднеприводным автомобилем в мире.

-6

Дизайн бьет рекорды
Дизайн был доверен Роберту Опрону, одному из великих имен эпохи и будущему главному дизайнеру Renault, Fiat и Alfa Romeo. Автомобиль заметно длиннее DS и имеет наклонную заднюю часть, что плохо сказывается на грузовом пространстве, но при этом снижает коэффициент аэродинамического сопротивления до рекордных для эпохи 0,26.

-7

Даже фары гидравлические
Гидравлика работает не только с полностью независимой подвеской, но и с гидроусилителем руля и тормозами, и даже отвечает за управление поворотными огнями, чего раньше не было во Франции. Шесть лампочек поворачиваются вместе с рулем, как и в инновационном Tucker 48 четверть века назад. Сама подвеска настроена немного жестче, чем в DS из-за больших динамических возможностей СМ. Но в целом он остается удивительно удобным.

-8

Поддерживает 200 км/ч в течение нескольких часов
SM оснащен одним из первых цельнопластиковых баков необычно большого для Европы объема - 90 литров. Это и относительная экономичность двигателя делают автомобиль очень удобным для дальних поездок. Журналисты British Motorsport впечатлены тем, что автомобиль одинаково удобен на любой скорости и может часами поддерживать скорость в 200 км/ч, не утомляя водителя. Пресса в целом хвалила сочетание комфорта и точного, очень быстрого рулевого управления. На самом деле так быстро, что нужно привыкнуть.

-9

Тормоз на самом деле резиновая кнопка
Рулевое колесо имеет регулировку по высоте и глубине и перемещается, чтобы водитель мог выйти из машины. Кроме того, SM оснащен разрекламированной в то время резиновой тормозной «кнопкой», благодаря которой очень легкое тормозное усилие с ноги водителя усиливается гидравликой. Результат впечатляет — американское Popular Science протестировало модель и сообщает, что у нее самый короткий тормозной путь из всех протестированных автомобилей.

-10

Пресса влюбляется в него
Концепт SM был показан уже весной 1970 года в Женеве, а серийный автомобиль — той же осенью в Париже. Однако поставки на международные рынки начались в январе 1971 года, ровно 50 лет назад. «SM — это именно то, на что мы надеялись: нечто среднее между идеалами комфорта, роскоши и безопасности Citroen и всем, что олицетворяет Maserati в плане скорости и спортивного обаяния», — написало одно из самых влиятельных британских автомобильных изданий. А America's Road & Track называет SM «одной из лучших пятиступенчатых машин, на которых мы ездили».

-11

Американские чиновники саботируют дизайн
Однако в Америке, которая является основным рынком сбыта продукции Citroen, пришлось переработать весь дизайн передней части. Это из-за устаревших государственных стандартов на фары. Из-за них изящные капсулированные фары опущены и заменены открытыми круглыми фонарями, довольно старомодными и не соответствующими стилю автомобиля.
Но главная проблема - цена. В США SM продается за баснословную цену в 11 482 доллара — около 74 000 долларов в пересчете на сегодняшние деньги. До этого самым дорогим Citroen на рынке США был DS21 Pallas — всего 4876 долларов.

-12

Первый европейский автомобиль года в США
Несмотря на все это, SM пользовался приличным интересом в США, чему способствовало беспрецедентное решение Motor Trend назвать его Североамериканским автомобилем года (чего никогда раньше не случалось с автомобилями не из США). Компания также предлагает более мощную версию специально для рынка США, с 3-литровым двигателем вместо 2,7-литрового.

-13

И снова чиновники
Однако все резко оборвалось в 1974 году, когда Американская администрация дорожного движения NHTSA ввела новый строгий регламент — на этот раз для бамперов. Французы получили заверения, что для их уже представленной модели на рынке США будет сделано исключение — но этого не происходит. SM не может соответствовать новым правилам из-за подвески с регулируемой высотой. Так что последние 134 единицы, доставленные в Америку, вдруг оказались нелегальными и их пришлось вывезти в Японию и продать там.

-14

Банрут и абсорбция
В итоге Citroen не удалось выпустить даже 13 000 единиц этой замечательной модели (из них 2037 — в американском варианте). В 1974 году, во многом из-за огромных затрат на SM, компания обанкротилась и была выкуплена старым врагом Peugeot. Исторический завод Que André Citroën в Париже был закрыт, а производство SM было прекращено.

-15

Настоящая причина - в двигателе
Основной причиной провала СМ, ​​помимо государственного регулирования, является нефтяной кризис, начавшийся в 1973 году. Но некоторые эксперты говорят, что спад интереса начался еще раньше, ближе к концу 1972 года, и связан с некоторыми проблемами в обслуживании автомобиля. У SM сердце экзотического итальянского автомобиля, и оно требует не меньшего внимания, особенно при периодической настройке карбюраторов Weber. Citroen забыл предупредить клиентов, что цепи ГРМ также нуждаются в регулярной ручной регулировке, а большинство автомехаников той эпохи в Европе не имели опыта работы с двигателями V6 с углом поворота 90 градусов.

Авто
5,66 млн интересуются