Найти в Дзене
ПарфюМир

Lancome: четыре жизни и семейная драма Армана Петижана

Пару месяцев назад снова поднялась волна обсуждений, что Lancome снял с производства знаменитую Poeme и добавил в список снятостей Hypnose. Слухи то подтверждаются, то опровергаются, та же «Поэма» уже давно исчезла с официального сайта, правда пока есть в продаже, причем, если верить европейским очевидцам, то даже из новых партий. В принципе, ничего удивительного, за свою историю они неоднократно снимали очень популярные ароматы...

Основатель бренда Арман Петижан
Основатель бренда Арман Петижан

Основатель Lancome Арман Петижан родился в 1884 году и прожил несколько увлекательных жизней!
В первой они с братьями были владельцами успешной компании, продающей товар из Южной Америки в Европу и наоборот. Достаток, особняк в Сантьяго на три семьи, прислуга, балы... но потом случилась Первая мировая война, и началась вторая жизнь.
В ней он был дипломатом. Петижан ушёл в армию и успел повоевать, но потом глава французской внешней политики отозвал его с фронта и отправил руководить отделом пропаганды в странах Латинской Америки – перетягивать их на сторону Франции. Петижан блестяще вел дела, но после войны отказался от поста министра пропаганды и вернулся в Сантьяго. В третью жизнь.

Франсуа Коти
Франсуа Коти

Теперь он – руководитель бразильского филиала компании Франсуа Коти. Они были давно знакомы, так что парфюмер доверил ему дела с легкой душой. За пару лет Петижан утроил обороты его компании в Латинской Америке, и впечатленный Коти позвал его в Париж на должность главного управляющего дома.
Там Петижан начал интересоваться не только делами, но и творчеством, засиживаясь на производстве и дегустируя новые ароматы. Когда управляющий начал вносить правки - отношения с Коти разладились, и неизвестно, чем бы дело кончилось, если бы парфюмер не ушёл из жизни… А Петижан ушёл в четвертую жизнь – основателя собственного бренда.

-3

Ему было уже 50, за его спиной были огромный опыт, крепкие связи, верная жена Нелли и двое взрослых детей, которые жили своей жизнью и в папин бизнес не хотели. Всю бумажную работу взяла на себя Нелли, а Петижан занялся поисками партнеров и сотрудников. Вечерам супруги ломали голову – как назвать свое дело? Емко, ярко и изящно! В конце концов остановились на названии французского замка Lancosme, откуда выбросили «некрасивую» букву S, а над О поставили «красивую» крышечку-циркумфлекс. И 21 февраля 1935 года Петижан зарегистрировал компанию Lancôme!

Первый логотип дома Lancome, 1935
Первый логотип дома Lancome, 1935

Для фирменного знака были выбраны роза – символ духов, лотос – ухаживающей косметики и херувим – макияжа, а на фасаде магазина была размещена голова Венеры – символа красоты. Со временем навороченное великолепие упростилось до всем знакомой золотой розы.
Первым делом Петижан написал срочное письмо организаторам Всемирной ярмарки с просьбой разрешить участие. Организаторы ничего не знали о Lancome, но знали Петижана и поэтому разрешили… До начала ярмарки оставалось два месяца, и фабрика сразу заработала в режиме «сроки горят!» Правда почву основатель подготовил – коллектив был подобран и все знали, кто чем будет заниматься, тем более, что многих Петижан переманил из оставшейся без хозяина Coty.

-5

В производство сразу запустили одеколоны Etiquette Noire и Cachet Bleu, ароматную пудру и 5 духов по формулам самого Петижана - Conquete, Kypre, Tendres Nuits, Bocages и Tropiques. Работа шла в авральном темпе, но владелец марки, во-первых, работал наравне с сотрудниками, а, во-вторых, обеспечил всех соцпакетом и маленькими подарками за труд. В результате Lancome получила первый приз на ярмарке и контракты, причем первые заказчики были из далеких Китая и Вьетнама.

Первое косметическое средство Lancome, которое выходит до сих пор!
Первое косметическое средство Lancome, которое выходит до сих пор!

Основную ставку Петижан делал на парфюмерию, а к косметике подходил по принципу «лучше меньше, но лучше!» Поэтому для разработки первого крема позвал ученых, которые должны были придумать новую формулу питательного, восстанавливающего и заживляющего средства. Так в 1936 году появился крем Nutrix, который привлек внимание даже министра обороны Великобритании – он на полном серьезе предлагал его закупить для лечения радиационных ожогов.

Лучшая пудра, которая у меня была...
Лучшая пудра, которая у меня была...

Через год Петижан запустил линию средств для макияжа, и, кажется, никто не переплюнул его в тщательности подхода – одна только пудра выпускалась в 18-ти (!) оттенках. Прямо вспомнился разговор в статье про косметику: «все желтит»))))
Петижан освоил основы маркетинга прямо «с колес» – делал два варианта упаковки и продавал по разным ценам. Открыл школу продавщиц и визажистов, которые продвигали новаторский продукт – мягкую пыльно-розовую помаду Rose de France. Петижан поставил цель – невзрачный по тем временам оттенок должен был перебить моду на плотную красную помаду! Изучавшие анатомию, колористику и графику визажистки выстраивали такой макияж вокруг оттенка, что покупательницы брали помаду в надежде повторить сногсшибательный эффект. Ну, заодно и другие использовавшиеся в профессиональном макияже средства...

-8

В 1950 году на свет появился аромат Magie, ради которого Петижан несколько лет выводил формулу идеального жасмина, а еще через два дом выпустил одни из своих знаменитых духов - терпкий восточный Tresor, разлитый во флаконы в виде граненого бриллианта. Он не знал, что настоящая слава к этим духам придет гораздо позже и во флаконе попроще. Следующими вышли шипровые Fleches d’Or и Envol. И если первые затерялись в истории, то вторые прожили долгую жизнь. Правда в виде одноименного дезодоранта... А в начале 80-х права на духи Envol приобрел Тед Лапидус. Копировать формулу он не мог, но по слухам было похоже.

Винтажный дезодорант еще можно встретить, но на цену лучше не смотреть.
Винтажный дезодорант еще можно встретить, но на цену лучше не смотреть.

В середине 50-х наступили смурные времена и компания зашла в тупик. Новая косметическая линия "Океан" с новой классификацией типов кожи провалилась – дистрибьюторы не могли в нее вникнуть и не понимали, как её продавать. Умерла любимая Нелли, дети выбрали другие профессии, да и внук наотрез отказался иметь дело с косметикой. Династии, о которой мечтал Петижан, не получилось.

В 1961 году он отошёл от дел и управление компанией через силу взял на себя сын Арман-Марсель, который был максимально далеким от бизнеса писателем. Он вяло пытался что-то делать, но очень скоро все убедились, что наследник не вывозит, и в 1964 году Lancome была продана концерну L’Oreal. Это всё было для Петижана ударом – оказалось, что его Lancome, его главное дело жизни, даже с миллионными оборотами никому в семье не нужна...

-10

Последними ароматами, выпущенным при жизни Армана Петижана стали легендарные Climat и Balafre 1967 года, которые сделал один парфюмер – Жерар Гупи.
«Клима» называли вторым Chanel №5! Он был популярен по всему миру, но особой любовью пользовался у нас – это был не только символ дома, но и символ французской парфюмерии в целом... С «Балафр» история была похожа, в 70-х на западе интерес к нему угас, но зато возник на нашей территории. Оба аромата были сняты с производства, потом их перевыпустили к юбилею дома и, посмотрев на эффект, оставили «Клима» в производстве. Но во флаконе была уже другая история...

-11

Благодаря этим ароматам наступил расцвет дома Lancome! Один за другим вышли обожаемые покупателями зелено-цитрусовый и до сих пор хорошо звучащий Ô, глубокий восточный шипр Sikkim, медово-древесная Magie Noire. «Мажи нуар» повторила успех «Клима» и долго выходила в первоначальном виде, пока маркетологи «Лореаль» не решили, что композицию пора осовременить и переделали формулу… Автор аромата – все тот же Гупи – был очень разочарован и назвал новый вариант запахом «уставшей женщины».

-12

В 80-х вышли мужской Trophee с цитрусами и базиликом, мелькнувший и исчезнувший Reves de Singapour и древесно-мшистый мужской Sagamore, воскресший все в той же юбилейной линейке. А новое десятилетие открыл перезапуск «бриллианта» Tresor и его олицетворение – актриса Изабелла Росселини. Теплый осенний «Трезор» с набирающим популярность персиковым направлением и насыщенными цветами был все-таки ароматом «взрослых» 90-х... А вот вышедшую через пять лет медово-ванильную томную Poeme таскали у мам довольно бодро))

-13

В «нулевых» Lancome еще не пошёл по кривой дорожке и выпускал оригинальные ароматы. Кружевной Miracle с майскими цветами и легкой терпкостью, который любила моя подруга, и уже мой любимый Hypnose – обволакивающий ванилью и мне запомнилось, что грушей, но сейчас вижу, что её там нет. Фруктовая карамелька с вяленой сливой Calypso и гардения в пыли и пыльце Attraction. Незнакомый мне Cyclades и Magnifique, который мне вроде даже нравился, но почему-то я его не помню. По-моему был довольно густым и фруктово-древесным. И... да и все, пожалуй.
Дальше началась ненапряжная эпоха – десятки «Трезоров», варианты «Миракла», версии «Гипноза». В 2010-м я относила флакончик нежного
Tresor In Love и больше брендом особо не интересовалась.

Ароматы 2023 года: фланкер, фланкер и фланкер...
Ароматы 2023 года: фланкер, фланкер и фланкер...

В 2012 году была вспышка гурманской сладости La Vie Est Belle с улыбкой Джулии Робертс, ставшей бессменным лицом аромата. Который и тогда казался мне невероятно попсовым, и до сих пор держит звание «антипарфюмерии». Но тем не менее на La Vie Est Belle до сих пор большой спрос, и он породил еще одну бесконечную линейку.
Независимого аромата пришлось ждать семь лет, пока в 2019 году не вышел типично люксовый розово-пудровый
Idole. Вышел, чтобы что? Правильно - чтобы Lancome мог еще годами расслабляться на новых фланкерах...

Первый бутик Lancome открылся в тогда еще Ленинграде
Первый бутик Lancome открылся в тогда еще Ленинграде

Интересный факт: Lancome был одним из немногих западных брендов, который попал за «железный занавес». После войны дом активно пробивал рынки и отправлял в разные страны «посланниц красоты» - лучших учениц школы макияжа Петижана. В СССР приехала Нина Гошер, которая включила все французское обаяние на приеме у Никиты Хрущева и добилась разрешения представить продукцию в нескольких крупных универмагах страны.

-16

У Randewoo есть аромабокс Lancome с современными ароматами, переизданиями классики и без единого фланкера! А еще интересней то, что в ассортименте магазина есть немного «ланкомовского» винтажа, редкие ароматы, премиальная линейка Maison Lancôme и даже дезодорант Envol!

  • Моя скидка 10% по промокоду 10PARFUMIR не облегчит боль при виде цены на Balafre, но сделает приятнее покупку бокса или флакончика от 2 500 р.))