Пару месяцев назад снова поднялась волна обсуждений, что Lancome снял с производства знаменитую Poeme и добавил в список снятостей Hypnose. Слухи то подтверждаются, то опровергаются, та же «Поэма» уже давно исчезла с официального сайта, правда пока есть в продаже, причем, если верить европейским очевидцам, то даже из новых партий. В принципе, ничего удивительного, за свою историю они неоднократно снимали очень популярные ароматы...
Основатель Lancome Арман Петижан родился в 1884 году и прожил несколько увлекательных жизней!
В первой они с братьями были владельцами успешной компании, продающей товар из Южной Америки в Европу и наоборот. Достаток, особняк в Сантьяго на три семьи, прислуга, балы... но потом случилась Первая мировая война, и началась вторая жизнь.
В ней он был дипломатом. Петижан ушёл в армию и успел повоевать, но потом глава французской внешней политики отозвал его с фронта и отправил руководить отделом пропаганды в странах Латинской Америки – перетягивать их на сторону Франции. Петижан блестяще вел дела, но после войны отказался от поста министра пропаганды и вернулся в Сантьяго. В третью жизнь.
Теперь он – руководитель бразильского филиала компании Франсуа Коти. Они были давно знакомы, так что парфюмер доверил ему дела с легкой душой. За пару лет Петижан утроил обороты его компании в Латинской Америке, и впечатленный Коти позвал его в Париж на должность главного управляющего дома.
Там Петижан начал интересоваться не только делами, но и творчеством, засиживаясь на производстве и дегустируя новые ароматы. Когда управляющий начал вносить правки - отношения с Коти разладились, и неизвестно, чем бы дело кончилось, если бы парфюмер не ушёл из жизни… А Петижан ушёл в четвертую жизнь – основателя собственного бренда.
Ему было уже 50, за его спиной были огромный опыт, крепкие связи, верная жена Нелли и двое взрослых детей, которые жили своей жизнью и в папин бизнес не хотели. Всю бумажную работу взяла на себя Нелли, а Петижан занялся поисками партнеров и сотрудников. Вечерам супруги ломали голову – как назвать свое дело? Емко, ярко и изящно! В конце концов остановились на названии французского замка Lancosme, откуда выбросили «некрасивую» букву S, а над О поставили «красивую» крышечку-циркумфлекс. И 21 февраля 1935 года Петижан зарегистрировал компанию Lancôme!
Для фирменного знака были выбраны роза – символ духов, лотос – ухаживающей косметики и херувим – макияжа, а на фасаде магазина была размещена голова Венеры – символа красоты. Со временем навороченное великолепие упростилось до всем знакомой золотой розы.
Первым делом Петижан написал срочное письмо организаторам Всемирной ярмарки с просьбой разрешить участие. Организаторы ничего не знали о Lancome, но знали Петижана и поэтому разрешили… До начала ярмарки оставалось два месяца, и фабрика сразу заработала в режиме «сроки горят!» Правда почву основатель подготовил – коллектив был подобран и все знали, кто чем будет заниматься, тем более, что многих Петижан переманил из оставшейся без хозяина Coty.
В производство сразу запустили одеколоны Etiquette Noire и Cachet Bleu, ароматную пудру и 5 духов по формулам самого Петижана - Conquete, Kypre, Tendres Nuits, Bocages и Tropiques. Работа шла в авральном темпе, но владелец марки, во-первых, работал наравне с сотрудниками, а, во-вторых, обеспечил всех соцпакетом и маленькими подарками за труд. В результате Lancome получила первый приз на ярмарке и контракты, причем первые заказчики были из далеких Китая и Вьетнама.
Основную ставку Петижан делал на парфюмерию, а к косметике подходил по принципу «лучше меньше, но лучше!» Поэтому для разработки первого крема позвал ученых, которые должны были придумать новую формулу питательного, восстанавливающего и заживляющего средства. Так в 1936 году появился крем Nutrix, который привлек внимание даже министра обороны Великобритании – он на полном серьезе предлагал его закупить для лечения радиационных ожогов.
Через год Петижан запустил линию средств для макияжа, и, кажется, никто не переплюнул его в тщательности подхода – одна только пудра выпускалась в 18-ти (!) оттенках. Прямо вспомнился разговор в статье про косметику: «все желтит»))))
Петижан освоил основы маркетинга прямо «с колес» – делал два варианта упаковки и продавал по разным ценам. Открыл школу продавщиц и визажистов, которые продвигали новаторский продукт – мягкую пыльно-розовую помаду Rose de France. Петижан поставил цель – невзрачный по тем временам оттенок должен был перебить моду на плотную красную помаду! Изучавшие анатомию, колористику и графику визажистки выстраивали такой макияж вокруг оттенка, что покупательницы брали помаду в надежде повторить сногсшибательный эффект. Ну, заодно и другие использовавшиеся в профессиональном макияже средства...
В 1950 году на свет появился аромат Magie, ради которого Петижан несколько лет выводил формулу идеального жасмина, а еще через два дом выпустил одни из своих знаменитых духов - терпкий восточный Tresor, разлитый во флаконы в виде граненого бриллианта. Он не знал, что настоящая слава к этим духам придет гораздо позже и во флаконе попроще. Следующими вышли шипровые Fleches d’Or и Envol. И если первые затерялись в истории, то вторые прожили долгую жизнь. Правда в виде одноименного дезодоранта... А в начале 80-х права на духи Envol приобрел Тед Лапидус. Копировать формулу он не мог, но по слухам было похоже.
В середине 50-х наступили смурные времена и компания зашла в тупик. Новая косметическая линия "Океан" с новой классификацией типов кожи провалилась – дистрибьюторы не могли в нее вникнуть и не понимали, как её продавать. Умерла любимая Нелли, дети выбрали другие профессии, да и внук наотрез отказался иметь дело с косметикой. Династии, о которой мечтал Петижан, не получилось.
В 1961 году он отошёл от дел и управление компанией через силу взял на себя сын Арман-Марсель, который был максимально далеким от бизнеса писателем. Он вяло пытался что-то делать, но очень скоро все убедились, что наследник не вывозит, и в 1964 году Lancome была продана концерну L’Oreal. Это всё было для Петижана ударом – оказалось, что его Lancome, его главное дело жизни, даже с миллионными оборотами никому в семье не нужна...
Последними ароматами, выпущенным при жизни Армана Петижана стали легендарные Climat и Balafre 1967 года, которые сделал один парфюмер – Жерар Гупи.
«Клима» называли вторым Chanel №5! Он был популярен по всему миру, но особой любовью пользовался у нас – это был не только символ дома, но и символ французской парфюмерии в целом... С «Балафр» история была похожа, в 70-х на западе интерес к нему угас, но зато возник на нашей территории. Оба аромата были сняты с производства, потом их перевыпустили к юбилею дома и, посмотрев на эффект, оставили «Клима» в производстве. Но во флаконе была уже другая история...
Благодаря этим ароматам наступил расцвет дома Lancome! Один за другим вышли обожаемые покупателями зелено-цитрусовый и до сих пор хорошо звучащий Ô, глубокий восточный шипр Sikkim, медово-древесная Magie Noire. «Мажи нуар» повторила успех «Клима» и долго выходила в первоначальном виде, пока маркетологи «Лореаль» не решили, что композицию пора осовременить и переделали формулу… Автор аромата – все тот же Гупи – был очень разочарован и назвал новый вариант запахом «уставшей женщины».
В 80-х вышли мужской Trophee с цитрусами и базиликом, мелькнувший и исчезнувший Reves de Singapour и древесно-мшистый мужской Sagamore, воскресший все в той же юбилейной линейке. А новое десятилетие открыл перезапуск «бриллианта» Tresor и его олицетворение – актриса Изабелла Росселини. Теплый осенний «Трезор» с набирающим популярность персиковым направлением и насыщенными цветами был все-таки ароматом «взрослых» 90-х... А вот вышедшую через пять лет медово-ванильную томную Poeme таскали у мам довольно бодро))
В «нулевых» Lancome еще не пошёл по кривой дорожке и выпускал оригинальные ароматы. Кружевной Miracle с майскими цветами и легкой терпкостью, который любила моя подруга, и уже мой любимый Hypnose – обволакивающий ванилью и мне запомнилось, что грушей, но сейчас вижу, что её там нет. Фруктовая карамелька с вяленой сливой Calypso и гардения в пыли и пыльце Attraction. Незнакомый мне Cyclades и Magnifique, который мне вроде даже нравился, но почему-то я его не помню. По-моему был довольно густым и фруктово-древесным. И... да и все, пожалуй.
Дальше началась ненапряжная эпоха – десятки «Трезоров», варианты «Миракла», версии «Гипноза». В 2010-м я относила флакончик нежного Tresor In Love и больше брендом особо не интересовалась.
В 2012 году была вспышка гурманской сладости La Vie Est Belle с улыбкой Джулии Робертс, ставшей бессменным лицом аромата. Который и тогда казался мне невероятно попсовым, и до сих пор держит звание «антипарфюмерии». Но тем не менее на La Vie Est Belle до сих пор большой спрос, и он породил еще одну бесконечную линейку.
Независимого аромата пришлось ждать семь лет, пока в 2019 году не вышел типично люксовый розово-пудровый Idole. Вышел, чтобы что? Правильно - чтобы Lancome мог еще годами расслабляться на новых фланкерах...
Интересный факт: Lancome был одним из немногих западных брендов, который попал за «железный занавес». После войны дом активно пробивал рынки и отправлял в разные страны «посланниц красоты» - лучших учениц школы макияжа Петижана. В СССР приехала Нина Гошер, которая включила все французское обаяние на приеме у Никиты Хрущева и добилась разрешения представить продукцию в нескольких крупных универмагах страны.
У Randewoo есть аромабокс Lancome с современными ароматами, переизданиями классики и без единого фланкера! А еще интересней то, что в ассортименте магазина есть немного «ланкомовского» винтажа, редкие ароматы, премиальная линейка Maison Lancôme и даже дезодорант Envol!
- Моя скидка 10% по промокоду 10PARFUMIR не облегчит боль при виде цены на Balafre, но сделает приятнее покупку бокса или флакончика от 2 500 р.))