Начало, первая глава
Новоиспеченный муж ни в чем ей не отказывал. Но в одном очень важном моменте супруги не сходились. Виктор очень хотел детей, Анна же это желание категорически не разделяла. Плохое самочувствие, изменившаяся фигура, эти ужасные роды… А потом придется нянчиться с младенцем, на себя не останется ни минуты.
Но молодая женщина дурой не была, она отлично понимала, что, родив ребенка, привяжет к себе Виктора еще крепче. Если он и сейчас с нее пылинки сдувает, то, когда родится малыш, он будет стараться угодить жене еще больше.
Поэтому Аня, в конце концов, решила родить – но только одного ребенка, второго — ни в коем случае.
Ольга Семеновна звонила Гале и изливала душу:
— Теперь сын к нам будто украдкой приезжает. Привезет какие-нибудь гостинцы и точно боится, что мы проговоримся его жене. Она против того, чтобы он часто навещал своих стариков, тратился на нас. Говорит, что теперь каждая копейка, которую зарабатывает Виктор, должна идти в его собственную семью. А сама-то как замуж вышла, так и уволилась, дома сидит. Решила сначала Аня: денег, что приносит Витя, ей за глаза хватит. Теперь же оказывается – мало, аппетиты у нее растут.
…За месяцы беременности Анна вволю поизмывалась над супругом. Она точно хотела выяснить границы его терпения. Ночами по несколько раз отправляла его в аптеку, хотя в серьезных лекарствах не нуждалась. Естественно, ни о какой домашней работе речь не шла – готовила, убирала и стирала приглашенная женщина. Ане же все было не по душе. Она не хотела оставаться по вечерам дома – скучно. Но не желала и выходить «в свет». В первые месяцы жаловалась на головокружение, потом не хотела никому показываться с расплывшейся талией и отяжелевшей походкой.
Виктор выслушивал бесконечные жалобы, утешал, старался развлечь, покупал подарки. И при этом он жалел Аню – во-первых, считал, что она и правда себя плохо чувствует, во-вторых, думал, что скоро на нее свалится множество забот по уходу за ребенком.
Роды в платной клинике прошли без осложнений, на свет появился маленький Саша. Но особых чувств к нему мать не испытывала. Малыш почти сразу перешел на искусственные смеси, так как Аня не желала портить свои формы кормлением. А по ночам капризничающего младенца укачивала няня.
Когда Саше исполнился год, Виктор снова задумался о том, чтобы заняться собственным делом. Он давно мечтал об этом, да и – как показала жизнь — денег требовалось все больше и больше. Аня не изменила своим привычкам – при каждой возможности норовила улизнуть из дома.
Поэтому вся ответственность за семью лежала на плечах Виктора. Жизнь мужчины никогда не была легкой, но сейчас нервничать приходилось больше обычного. Работа, домашние неурядицы — порой Виктору казалось, что Аня просто обожает закатывать скандалы. Здоровье ребенка тоже тревожило – в первые месяцы жизни Сашенька часто болел…
До себя у Виктора просто руки не доходили. В те дни, когда он чувствовал себя особенно плохо, мужчина одну за другой пил таблетки от головной боли и старался хотя бы немного отлежаться – прямо на диване в своем кабинете. Хоть полчасика…
Но инсульт его все-таки настиг. Случилось это на работе, и взволнованные сослуживцы вызвали «скорую помощь». Сомневаться не приходилось – невнятная, мычащая речь, половина тела отнялась…Виктора отвезли в неврологию.
Обеспокоенная Аня примчалась в больницу и добилась встречи с лечащим врачом. Та вручила молодой женщине целый список лекарств.
— Того, чем мы будем лечить вашего мужа в рамках ОМС – явно недостаточно. Вот от этих препаратов должно стать лучше.
— Но какие перспективы? — волновалась Аня, — Когда он встанет на ноги?
— Давайте поставим вопрос иначе, — рассердилась врач, — Главное, чтобы ваш муж остался жив. Ведь за первым может грянуть и второй инсульт, и третий. И тогда Виктор Алексеевич или умрет, или уже окончательно превратится, что говорится, в «овощ». Что ж вы его так запустили, не следили за ним… У пациента гипертония, надо было регулярно принимать лекарства, не перегружать себя…
— Но вот сейчас…как вы оцениваете ситуацию. Он станет прежним?
— Доставили его в больницу быстро, лечить начали сразу, возраст достаточно молодой – то есть перспективы неплохие. Но конечно, потребуется много времени на восстановление. Нужно будет соблюдать режим, пить таблетки, заниматься лечебной физкультурой, работать с логопедом. Словом – дел очень много, и тогда…
Аня была разочарована. Инсульт мужа стал для нее полной неожиданностью. Но, подумав, она решила, что ее устроили бы два варианта – или чтобы Виктор поднялся через несколько недель, выздоровел. Так — сравнительно быстро — восстанавливаются больные с пневмонией. Или чтобы уж супруг умер и никого не мучил. Что за жизнь у парализованного человека!
Тем не менее, Аня договорилась с домработницей – та каждый день готовила домашнюю еду, ездила в больницу, помогала матери, которая почти все время проводила рядом с сыном, отправляла ее на несколько часов домой отдохнуть. Пару раз в неделю Виктора навещала и любимая жена, заботливо спрашивала о его самочувствии, рассказывала о том, что происходит дома, спрашивала – не нужно ли чего-нибудь…
Пролежать в больнице мужчине пришлось долго. Но это был только первый этап реабилитации. Стало ясно, что Виктору еще несколько месяцев придется пробыть на больничном. В прямом смысле слова он будет заново учиться ходить и самостоятельно обслуживать себя.
Из больницы мужчину привезли друзья. Володя на руках занес Виктора в квартиру. Уложил его на кровать.
— Слава Богу, пока все благополучно, — радовалась Галя, — Теперь только поправляться, думать о хорошем…
Когда супруги ушли, Аня начала собирать вещи.
— Что ты делаешь? — удивился Виктор, — Собираешься куда-то?
— Ага! — с готовностью ответила Аня, — Я ухожу. Всему, знаешь ли, есть предел. Я устала за тобой ухаживать…
— А разве ты?... — удивился Виктор.
Он хотел сказать, что Аня еще ни разу не выполняла на его глазах тяжелую грязную работу, связанную с уходом за беспомощным человеком.
— И главное все это бесполезно, — жена как будто не слышала его, — Даже если я с утра до ночи буду с тобой возиться, ты все равно уже не станешь полноценным, таким как прежде. Выходит, я просто погублю свою жизнь ради инвалида. А мне это не улыбается.
Виктор еще с трудом говорил, он пытался вставить хоть несколько слов в быструю речь супруги:
— А Саша? Как Саша?
— Саша? Он останется с тобой, это ведь ты мечтал о ребенке, а не я. А мне придется выходить на работу, ты на свою пенсию по инвалидности и себя-то не сможешь обеспечить.
Аня принесла сынишку, посадила на кровать к мужу, и хлопнула дверью. В кухне домработница, слышавшая весь этот разговор, тихо плакала.
— Поля, подойди ко мне, — позвал ее Виктор.
Он помнил, что врач велела ему ни за что не расстраиваться, не нервничать, держать себя в руках, иначе последствия могут быть катастрофическими.
— Позвони ребятам…Володе, — попросил мужчина.
Родителей тревожить он боялся, итак переживают за него, в больнице много времени с ним проводили, сейчас он хотел, чтобы они отдохнули, пришли в себя, а такие новости могут их подкосить. Друзья приехали сразу. Получилось, что они только вернулись домой, переступили порог квартиры — и снова поехали к Виктору.
— Какая же дрянь эта Аня, — всю дорогу возмущалась Галина,— Пока муж ее любил и баловал, он был хорош. А теперь бросила его в самую трудную минуту.
— Не только его, но и малыша, это вообще в голове не укладывается, — хмурился Володя...
СЛЕДУЮЩАЯ, ТРЕТЬЯ ГЛАВА