Найти в Дзене
Дмитрий Семенов

Июль начался. Лес! Грибы?

Выбрался, наконец, в лес – открыл для себя грибной сезон. Но грибной ли? Можно ли его так назвать?

А что же не раньше? Весной просто водоворот садовых-дачных дел не отпускал. Да и какие весной грибы – ну правда? Развлечение натуралиста – и все. А летом-осенью – вот это уже серьезно.

Был, правда, еще и июнь, вроде недавно. Вот же когда в лесу красота почти девственная и грибы первые-настоящие. Должны быть. Да что-то странный – в который раз! – случился у нас июнь (мой лес на юге Московской области): сухой, знойный. Совсем не грибная погода.

И только накануне наступления июля пролились долгожданные, дожди.

Все – гори тут на даче, сохни, мокни - я в лес! И точка!

Свои дорожные наблюдения вчера изложил, а теперь основное и главное.

Бёрдвотчинг и грибы.

Уже предварительные наблюдения не давали поводов для грибного оптимизма:

  • Лесных грибов нигде не продавали.
  • Грибников – ни пеших, ни авто – нигде и даже следов.
  • Есть местечко, где мы останавливаемся перед нашим любимым лесом – просто бросить взгляд, попредвкушать. Аперитив своеобразный. Практически пусто тут. Из грибов только некто невзрачный, мне неизвестный и мне неинтересный. Наверняка, не ядовитый и даже условно/ограниченно съедобный, какой-нибудь 5-6-ой категории.
Вот эти знакомые, да подзабытые грибы первыми попались и дальше попадались.
Вот эти знакомые, да подзабытые грибы первыми попались и дальше попадались.

Ну и пусть – оптимизм-то всегда при мне.

Поэтому маршрут и планы продолжаются как ни в чем не бывало.

Уже в дачном поселке, направляясь к выходу в лес, заметил с другой стороны ограды, на лесной опушке рыжеволосую красавицу в туристическом. «Здрасте! Как грибы,» - спрашиваю (что же еще могут делать одинокие красавицы в лесу, если не грибы собирать?). «Никаких грибов и в помине! – рыжеволосый ответ – сушь же невероятная. А я – говорит – тут птиц наблюдаю».

Ну что такое бёрдвотчинг и можно ли говорить с бёрдвотчерами о грибах! Они же только вверх все время смотрят.

Лес без людей – сам уже диво чудное.

Но бёрдвотчерица была единственным, встреченным в лесу. А дальше – удивительная для июля безлюдность. По привычной моей тропинке давным-давно никто не ходил. Лес этот хоть и отдаленный, совсем не исхоженный, но грибники и охотники в нем бывают. То аукнет кто-то вдали, то пакет брошенный. А обиднее всего, когда грибы изрезанные.

Сейчас – никого и никаких следов. Как в монгольской пустыне. Полное отдохновение от человеков и человеческого. Можно бы и насладиться. Но я-то - за грибами! Где они?!

Нет вообще! Тут я мог бы долго причитать и сетовать, но не буду. Поскольку многажды это проделал в своих прошлогодних грибных дзенах. Один к одному – типичное дежа вю.

Поэтому совсем коротко: идешь по красивому-зеленому-цветущему лесу, но грибов нет вообще! Ни каких-нибудь сыроежек (таких раньше назойливо привычных), ни вездесущих свинушек, ни даже каких-либо поганковидных малявок.

Странно, дискомфортно, разочаровывающе – так не бывает, не должно быть! Но вот уже пара давно примеченных грибных мест пройдена – и хоть бы фитюлечка какая! Нехорошая, но правильная мысль вызревает: повернуть обратно (не птиц же, в самом деле, наблюдать!).

И все-таки они есть!

Зря эта мысль не посетила голову раньше. Потому что сразу и обнаружились первые грибы.

Лисички, конечно. Выручалочки на безгрибье. Бывало, и не брал их вообще – собирать муторно. Но то было в далеком прошлом – три-четыре года назад, когда климат-погода были нормальными и грибы тут водились все лето так, что можно было придирчиво выбирать, кого взять в корзинку.

Лисички только-только появляются.
Лисички только-только появляются.

Сейчас же обрадовался лисичкам, как родным. Хотя они лишь только чуть выглянули, и даже самые крупные – еще малыши. А мелкие – с горох. Их уж потом лучше соберу. Может быть.

Но и мест, где лисички успели появиться, совсем-совсем мало. Не грибы это еще, лисички – не наберешь их. В очередной раз ущипнул себя – нет, правда: июль уже на дворе (в лесу). А даже лисички собирать еще рано!

С лисичками рядом и вообще расчудесный гриб! Так бывает – идешь-идешь, ничего не попадается, находишь один гриб, смотришь – рядом другой. Вообще другой, но – рядом!

Так вот рядом с первыми лисичками обнаружился расчудесный – правда! – подберезовик. Светлый, плотный, крепконогий. Правда, не я его первым обнаружил. Раньше меня до него добрался огромный слизень и жадно его выедал прямо на моих глазах (слизням, явно, тоже грибов в лесу не хватает!). Но зря моллюск полагался на мою порядочность – гриб недоеденный я забрал, а его стряхнул.

Первый подберезовик (слизень жрет основание) ...
Первый подберезовик (слизень жрет основание) ...

Забегая вперед – еще один подобный подберезовик нашел на просеке, уже выходя из леса. Так что ДВА подберезовика – это и есть серьезный сегодняшний улов. Я все с прошлыми годами сравниваю – но мне можно: я пенс (пенсионер). Так вот раньше, бывали дни, что я подберезовики и не брал – даже такие крепкие и основательные.

... второй-последний.
... второй-последний.

Помянул про сыроежки. Так все-таки попались и они. И тоже две. Очевидно, серо-зеленые. Росли поодиночке, спрятавшись и явно страдая. Но взял их из ностальгии по лесу своего детства, в котором только сыроежки и росли.

Редкость: сыроежка,
Редкость: сыроежка,

Те немногие грибы, которые в прошлый чудовищный (в грибном отношении) год все-таки попадались, сейчас удивительно редкие. Красавец рогатик, например, - тоже только два раза встретился.

Рогатик ненужный, но увидеть - приятно.
Рогатик ненужный, но увидеть - приятно.

Стойкий плютей тоже кое-где. Единичный и мало. Мы его дома так и не привыкли в пищу употреблять, поэтому эти единичные, которых мало, остались в лесу.

Плютеи встречаются несмотря ни на что.
Плютеи встречаются несмотря ни на что.

Несобираемые опята, которые год назад все-таки буйствовали, только пробиваются в одном месте.

Опять меня можно поругать, что не запомнил названия, и что их не собираю.
Опять меня можно поругать, что не запомнил названия, и что их не собираю.

А вот майско-июньских летних опят нет и в помине.

Когда нет практически ничего, начинаешь обращать внимание на всякие грибные необычности. Вот такое желтое чудо, например. Или совсем не-грибной дискомицет пецица. Который съедобен, да, но ни уму, ни сердцу.

Красивые-незнакомые.
Красивые-незнакомые.

Ну что это за гриб ... пецица...
Ну что это за гриб ... пецица...

Не грибами едиными.

Откровенно говоря, грибов нет. Конечно, будут/появятся. Когда-нибудь. А не то съем свой оптимизм.

Но лес-то все равно прекрасен! И в нем как хорошо, особенно, когда погода расчудесная и вокруг на километры – ни души. Рядом же растения-цветы и всякая живность. Но про всякую не стану – а то до конца текста не доберусь. Только самое яркое.

Бабочки! Ну да, они летом всегда. Но сегодня – не совсем простая. Переливница ивовая. Она редкая и охраняемая в Московской области. Но не это самое впечатляющее. Самое впечатляющее, что лес этими бабочками сегодня был просто набит. Повсюду они порхали, а еще больше - сидели на берегах луж.

Переливница ивовая (все фотографии в тексте - мои вчерашние).
Переливница ивовая (все фотографии в тексте - мои вчерашние).

Что-то сдвигается в лесном мире: редкая бабочка летает тучными стаями, а таких привычных в середине лета грибов нет совсем.

Не берусь судить, поскольку это было бы научной или околонаучной спекуляцией. Просто констатирую.