Литий можно смело объявлять металлом месяца. В июне ему было посвящено рекордное количество новостей. Глава Минприроды Александр Козлов заявил, что запасов лития хватит и на внутренние нужды, и на экспорт. По его мнению, снижение налоговых ставок на добычу редких металлов положительно сказалось на развитие отрасли. Например, совместное предприятие Госкорпорации «Росатом» и ПАО «ГМК «Норильский никель» в этом году получило лицензию на разведку и добычу лития на Колмозерском месторождении, где сосредоточены 18,9% от всех российских запасов – 75 млн тонн. Еще одно масштабное месторождение в Мурманской области освоит АО «Арктический литий».
«Росатом» не ограничивается родными просторами. Компания подписала рамочный договор на строительство предприятия по добыче и производству лития в Южной Америке. Размер инвестиций с российской стороны составит $600 млн. «Ураниум Уан Груп» (входит в холдинг «Росатом») и боливийская компания Yacimientos de Litio Bolivianos запустят комплекс в 2025 году, согласно планам, через пару лет он будет добывать 6% металла от мирового объема.
Крупнейшие игроки нефтегазовой отрасли тоже интересуются добычей лития. Exxon Mobil, Schlumberger, Occidental Petroleum и Equinor планируют применить свои технологии по добыче и переработке нефти для производства лития из геотермальных рассолов. Например, компания Equinor инвестирует в этот сектор, а ExxonMobil купила литиевый участок в Арканзасе за $100 млн.
Норвегия планирует реализацию инновационного проекта по глубоководной добыче полезных ископаемых. По оценкам экспертов, в районе Гренландского и Норвежского морей находится около 38 млн тонн меди и кобальта, а также редкие неодим и диспрозий. Если проект состоится, норвежцы станут пионерами глубоководной добычи.
Новость не очень инновационная, но не менее интересная. В России легализуют частную добычу золота. Новый законопроект «О вольном приносе» уже одобрен правительством. Пока частную добычу планируют разрешить только в Забайкальском крае и Магаданской области, где уже подготовили резервацию площадью 1498 га для старателей. В случае успеха через несколько лет другие регионы тоже внедрят эту практику.
Учалинский ГОК требует от российского дилера Sandvik компенсацию за срыв сроков поставки оборудования. Компания должна была передать предприятию технику еще в первой половине 2022 года, но из-за санкций задержала поставку на 105 дней. УГМК посчитала пени и подала на поставщика в суд, требуя компенсацию в размере 10 млн рублей.
«Норникель» также ощутил на себе перебои с поставками оборудования. Компания пересмотрит инвестиционную программу к концу года, в частности, по «Южному кластеру». Проект должны были вывести на полную мощность в 2024-2025 годах. Как пишет telegram-канал «Нержавейка», сроки, скорее всего, перенесут из-за сложностей с поставками оборудования. До этого «Норникель» из-за проблем с комплектующими сдвинул на 2-4 года строительство новой Норильской обогатительной фабрики и третьего плавильного комплекса на Надеждинском металлургическом заводе.
По данным Нью-Йоркской биржи Comex, 23 июня цена на палладий упала ниже исторического минимума, который был зафиксирован в январе 2019 года, – $1269 за тройскую унцию. Напомним, что Россия поставляет на мировой рынок 40% металла от общего объема, а его крупнейшим отечественным производителем является «Норильский никель». Палладий приносит более трети выручки компании, значительно влияя на её финансовые показатели.
Интересно взглянуть и на стоимость других ресурсов. Рейтинговое агентство Fitch Ratings обновило прогнозы цен на цветные металлы и железную руду. Эксперты считают, что стоимость меди до конца 2023 года опустится с $8800 за тонну до $8600, алюминия – с $2500 до $2400, цинка - с $3000 до $2700. Железная руда, наоборот, вырастет до $105 за тонну из-за спроса на азиатском рынке. Золото также будет расти в цене больше, чем изначально планировалось, с $1700 за унцию до $1800.