В предыдущих статьях ставил вопросы на размышление об образовании и самостоятельности в учёбе. Сегодня попробую через свою "тьюторскую линзу" описать как и зачем я различаю образование и самообразование, а также, в чём современный вызов для такого "тонкого акцента".
Я размышляю, что образование не возможно представить каким-то "конечным результатом" или, ещё страшнее - "фактом", а вот "процессом всей жизни" - легко. О чем люди спрашивают, когда говорят: "А какое у тебя образование?":
- какую школу, ВУЗ окончил..?;
- какие оценки в аттестате, дипломе..?;
- на бюджете или на контракте..?
- какая специальность, квалификация, степень присвоена..?;
- на сколько человек допущен, выполнять какие-то задачи..?;
На это обычно принято отвечать "в двух словах", и что-то, наверное, это даст вопрошающему... Но прозвучит ли в ответе смысл или наличие знания о своем образовании..? По-моему, нет.
А если "спросить" у него по-другому:
- как долго, у кого и как он чему-то учился..?;
- что он про себя и мир уже знает, и что еще хочет узнать..?;
- в чём про себя он сомневается, а в чем уверен твердо..?;
- в каких средах уже проходило образование и как добывались в них знания..?;
- что уже может делать сам, где с помощью кого-то, а что ему не поддается или не вызывает интерес..?
Зачем эта разница смыслов?
Чтобы "ответить" вопрошающему, что образование - это не "орден", который мне "вручили", а "пазл", который я сам успел "собрать" на текущий момент.
Отсюда я выделяю три ключевые принципа:
- Это то, что я делаю с собой (учение), или кто-то с выгодой для меня (обучение).
- Я управляю этим, или совместно, в русле моих целей и смыслов.
- Это актуально и эффективно для меня в текущее время.
После чего я размышляю об образовании, только как о самообразовании.
Зачем мне такое различие?
Да затем, чтобы не потерять ответственность, быть субъектным и идти к своим целям... чтобы из "пилота" не осознанно не превратиться в "пассажира".
В чем, по-моему, вызов такого "авторства" в образовании сейчас?
Во-первых, в непрерывности процесса. И это уже не только мои вышесказанные умозаключения... про концепцию "LLL" не говорит, разве, что "ленивый". По-моему, образование не "получают", а "берут". Нужен такой навык - уметь учиться САМОМУ.
Во-вторых, нейросети, машинное обучение и конкретно продвинутый продукт в виде ChatGPT, делает процесс обучения в учреждениях (в случаях неосознанной "образовательной деятельности" ) практически бесполезным для ученика, т.к. выполнить формальные требования в виде домашних заданий, решения задач, написания различных текстов, курсовых и дипломных работ и т.п. для ИИ не проблема. Слово "надо" больше не работает, теперь работает" зачем". Нужен навык определения СВОИХ смыслов и целей в образовании и субъектного самодвижения в них. Я даже канал для рефлексии феномена ИИ создал, чтобы не встать перед фактом, а самоопределяться заранее.
В-третьих, высокой скоростью развития технологий и необходимостью "прорыва" в различных отраслях экономики, который могут сделать только люди способные "творить/образовывать" свою жизнь, а не только "осваивать" чужой опыт", т.к. он устаревает быстрее, чем появляется новое поколение, предназначенное для рефлексии и трансляции этого опыта. Нужен навык "интенсивных остановок", чтобы собрать знания про СЕБЯ и дефициты, чтобы опыт дал опоры и открыл новые возможности при любых колебаниях, а "не остался в одно мгновение не у дел".
В-четвертых, современное "формирующее образование и среды", различные их содержания и разнообразие, могут исказить, заглушить естественное желание человека быть "автором" своих решений или вознести легкость достижений в "неокрепшие умы". Нужен навык осознанных выборов и отказов, основанных на пробах и экспериментах возникших не спонтанно и не под влиянием чужих смыслов, а СВОИХ.
Нужен ли в такой период ЧЕЛОВЕКУ ЧЕЛОВЕК, который это уже практикует? По-моему, конечно нужен и не один...
Там где нет претензий на самообразование и субъектность тьютор точно не нужен.
Я убеждён, что никакая стратегия, в том числе образовательная, не может быть построена без анализа данных. Пройдя анонимный опрос об образовательных результатах вы увидите, что вам возможно недостает в этом понимании, и очень поможете мне писать больше объективных статей.
Хотите узнать как тьютор сопровождает выход в самообразование с учетом вашей ситуации, напишите мне...
Чтобы не торопиться меня понять по одной статье – прочитайте предыдущие.