Найти в Дзене
Рыжий рыцарь

О наличии в допетровской Руси сабель с дужками

В Восточной Европе сабля с дужкой (как правило, еще не замкнутой с навершием рукояти) начинает встречаться с конца XVI века. В XVII - приобретает особую популярность на так называемых венгро-польских саблях. Эфес с крестовиной дужкой, полузамкнутой или замкнутой, становится одним из характерных типов эфесов для польских и некоторых других восточно-европейских сабель - однако в русских музейных коллекциях таковых почти нет.

В настоящий момент на XVII век известны только 6 сабель и фрагментов сабель с такими эфесами, сохранившихся в России. Три из них - с полузамкнутой дужкой (фактически - это просто удлиненный нижний конец крестовины, отогнутый к рукояти под прямым углом), а три - с замкнутой (условно, конец полукруглой дужки доведен до навершия рукояти, но не прикреплен к нему).

Что имеется в виду?

Раз:

Два:

-2

Обратите внимание, кстати, на мальтийские кресты на гардах этих сабель.

Кстати, по польской традиции обе эти дужки считаются замкнутыми. Даже первая. Доходит до навершия - все, замкнутая. Факт физического соединения с ним не имеет значения.

С левой стороны у всех них - кольцо (палюх) под большой палец, характерное опять-таки для польской традиции.

Имеющиеся в наличии сабли такого типа можно перечислить детально: 5 - из собрания Оружейной палаты, 1 - фрагмент сабли из Смоленска, скорее всего польской. Достоверно атрибутированы как использовавшиеся в России только две сабли из арсенала Долгоруких, остальные - бог весть чьи.

Можно было бы сделать вывод о непопулярности в нашей стране в то время сабельных эфесов такой конструкции, если бы не пара моментов...))

Во-первых, именно с такими саблями, с дужками (обычно - прямыми и незамкнутыми) изображены русские стрельцы в знаменитом альбоме Пальмквиста:

-3
Здесь мелко, ну да что поделать...
Здесь мелко, ну да что поделать...

Вот крупнее:

-5
-6

Во-вторых, в архивах сохранились записи о наличиях запасов сабель с "огнивами гнутыми" и "накулашниками". Так, например, в Описи Оружейной казны 1686/1687 гг. фигурируют аж:

"Шестьсот восемьдесят одна сабля всяких русских и немецких полос... оправы железные... огнива гнутые и прямые"

А в описи Оружейной палаты Кирилло-Белозерского монастыря (где хранился весьма солидный арсенал - защита божеского дела требовала) имелись три "крыжа с накулашниками".

Напоминаю, крыж и огниво - это так в то время назывались как рукоять палаша или сабли, и так и конкретно гарда. Лексическая разница меж огнивом и крыжем в этом плане очень зыбкая, фактически это синонимы.

Крыж с накулашником... Определенно - под этим термином подразумевается защита кулака. Которая в то время могла быть выполнена только в виде дужки, корзинчатые гарды на Руси не были известны вообще. Разве что у шпаг заезжих немчинов, на сабли их не ставили.

В-третьих, все сохранившиеся в наших музеях сабли с "польскими" дужками (и вообще, с польского типа эфесами) - имеют очень простые и даже грубоватые, зато максимально прочные стальные крестовины и дужки. Действительно способные защитить пальцы от разрубания, если замешкался и неправильно выставил защиту. Ну или если противник, гад такой, специально в пальцы и метил...

Просто сравните уровень качества работы и отделки, например, с этим:

-7

Учитывая наличие в Оружейной палате указанного периода почти семисот сабель с "огнивами гнутыми", причем самой простой работы, "всяких русских и немецких полос", а также наличие изобразительных источников на подобные сабли у стрельцов, как рядовых, так и офицеров (например, с ними изображены у Пальмквиста сотники), можно сделать вывод, что подобный эфес в то время на Руси считался исключительно утилитарным. Рабочим, "люцким", простецким. Этой характеристике вполне удовлетворяют немногочисленные сохранившиеся в наших музеях сабли этого типа.

В музейные собрания ведь попадали преимущественно дорогие предметы из частных коллекций, за которыми тщательно следили, которые берегли. А шестьсот простых сабель выдали стрельцам, да и забыли. Их никто специально не старался сохранять...

Это еще к слову о релевантности подборок музейных коллекций, кстати.

Источник - В. С. Курмановский, "К вопросу о типологии сабельных перекрестий на территории Русского государства XVI-XVII веков".