Найти тему
Blackwood history

Варварские королевства. Короли и налоги.

Никто не любит платить налоги. И это совершенно нормально. Вообще, какого черта я должен отдавать кому-то результаты своего труда? Особенно когда на дворе раннее средневековье и эти самые результаты не очень впечатляющи. Лето было короткое, и поэтому земля в этом году уродила бедно, впрочем, как и в прошлом, и в позапрошлом. И спрашивается, какого черта именно ко мне пришел сборщик налогов.

Нет, понятно, что королю нужно содержать двор, строить крепости и собирать армию, когда на его земли приходит враг. В древности вон, когда стоял Вечный Город, короли даже дороги, говорят, строили. Но причем тут обычный общинник, у которого едва есть пара мансов земли на границе с темным лесом?

Совершенно точно, именно такие мысли приходили в голову каждого свободного человека, жившего в землях франков, саксов, бургундов, лангобардов, да и в любых других землях Европы времен "варварских королевств". И вот действительно интересно, как там было с налогами, в те славные, хотя и очень непростые времена? Давайте разбираться.

Нологи. Плоти нологи!
Нологи. Плоти нологи!

Ни для кого из нас не секрет, что налоги есть база и основа государства, его кровь, без которой даже самое маленькое вождество существовать не может. Что уже говорить про королевства и империи. Слишком многое нужно для их существования. И все это стоит денег, которые никаким другим способом, кроме как в виде налогов, взять невозможно.

Вот мы с тобой, дорогой читатель, и поговорим сегодня, как это вообще работало в Европе того времени. А для примера возьмем королевство Франков, то самое что к VIII веку было готово уже превратиться в империю.

Но начнем мы тремя веками раньше, в те времена, когда король Хлодвиг только закончил строить свое королевство, отобрав у окружающих племен и союзов все земли, которые мог взять силой. Это, конечно, очень увеличило его личную славу и границы молодого франкского государства, но вместе в этим, кардинально уменьшило количество друзей среди окрестных вождей и королей. И чтобы иметь, что сказать всем этим неприятным людям, королю Хлодвигу нужна была армия.

Конечно же, у короля была своя дружина, самая сильная и многочисленная в королевстве. И, конечно же, когда он собирался в поход, он призывал не только прочих вождей с дружинами, но и родовое ополчение франков. Но был, как говорится, один нюанс. Все это отлично работало, когда враг приходил на земли королевства. Тогда и ополчение собиралось немедленно, и вождеские дружины приходили вовремя.

Большая армия это дорого. Очень дорого. Тут на небольшую то денег не напасешся.
Большая армия это дорого. Очень дорого. Тут на небольшую то денег не напасешся.

А вот когда намечался поход в чужие земли, все было не так радужно. Нет, понятно, что, может быть, будет грабеж и добыча, но ведь может, и не будет. И что тогда делать? Поход может длиться не одну неделю, а случалось, и не один месяц. Кто будет землю пахать и вести хозяйство? Как вообще без хозяина проживёт семья? Это были очень болезненные вопросы, ответов на которые не было.

И ситуация, когда "фирд и хирд" фактически саботировал подготовку к походу, были не редкими как у франков, так, впрочем, и во всех других "варварских королевствах" Европы. Люди просто не приходили. Находились тысячи отговорок, более или менее правдивых. Жатва, болезнь, бандиты, посевная. В конце концов, посланника волки съели, и мы ничего не знали.

Хлодвиг все понимал и где-то в глубине души даже сочувствовал своим подданным. Но королевству нужны были новые земли, которые нельзя было добыть без армии. А армию нужно было собирать каждый раз заново. И для этого нужны были деньги. Которых, конечно, никогда не хватало.

Сколько такой например шлем стоит в серебре, даже считать страшно.
Сколько такой например шлем стоит в серебре, даже считать страшно.

Армия, особенно большая армия, в принципе ненасытна. Она готова поглотить любое количество любого ресурса. Деньги, оружие, еда, щиты и шлема, бараны, невольники, шкуры и дрова. Все пригодится, все будет пущено в дело. Дружины ждут подарков от вождей, а ополченцы - платы за время, проведенное в походе. И добыча тут не поможет, нужен был другой источник финансирования. И Хлодвиг не был бы великим королем, если бы не нашел его. Вернее, конечно, позаимствовал у римлян, что совсем еще недавно владели этими землями.

Идея о том, что можно было брать налоги со свободных франков централизовано, была необычной, но, в общем, не вызывала у них недоумения. Все же, прожив несколько поколений в Римской Европе, франки были уже не теми германскими племенами, что пришли с Востока три века назад. И поэтому налоги и королевских сборщиков налогов они, хотя и с некоторым недовольством, приняли довольно быстро.

Вообще, с налогами у римлян все было настолько хорошо, что даже через пару веков после падения Римской Империи для короля франков нашлось сразу несколько готовых решений, которые можно было брать и использовать, почти не меняя даже под реалии нового государства.

Гражданин ангел, соблаговолите заплатить налои!
Гражданин ангел, соблаговолите заплатить налои!

Первым и главным, конечно, был земельный налог. Любой свободный франк, что владел пахотной землей, должен был отдавать часть своего урожая в виде налога раз в год в королевскую казну. И тут ты, конечно, спросишь меня, дорогой друг, а сколько в те славные времена был размер налога? И мне нечего тебе ответить. Мы не знаем точно, сколько платили королю со своей земли свободные франки. Но можем попробовать догадаться.

Григорий Турский сообщает нам:

  • В 554 году Хлотарь, король Нейстрии, то есть западной части Франкского королевства, потребовал от церкви третью часть ее натурального дохода. И это было воспринято как чрезмерно тяжелый налог, однако было все же выполнено епископами.
  • В 579 году же сын Хлотаря Хильперик потребовал пятую часть всего вина, что было произведено в Лиможе, после чего вскоре многие покинули государство Хильперика, будучи уверены, что в других местах они смогут найти менее жестокого владыку.
Вино в раннем средневековье, ОЧЕНЬ ценный продукт.
Вино в раннем средневековье, ОЧЕНЬ ценный продукт.

Опираясь на эти, и некоторых других истории, дошедших до нас из глубины веков, мы с известной осторожностью можем предположить, что обычный земельный налог в то время составлял седьмую или шестую часть урожая, приплода или любого другого дохода с земли. Что нужно сказать, очень немало.

Вторым налогом, что платили королю Хлодвигу, был налог с имущества, известный нам сейчас как кадастровый налог или налог на недвижимость. Имеющие любые другие строения, кроме своего дома, должны были ежегодно платить положенное количество серебра вместе с земельным налогом. Сюда попадало все. Амбары, овчарни, мастерские, кузни и даже загоны. Любые строения, в которых не жили люди.

И вот двух этих простых и понятных налогов, ну, в сочетании с успешными походами, грабежом и прочей добычей, Хлодвигу вполне хватало для того, чтобы расширить и укрепить свою армию, а значит, и свое королевство. И, казалось бы, его наследники, что получили в свои руки большое, сильное и, в общем, довольно благополучное государство, должны были всего лишь продолжить дело своего отца. Но....

А что у вас это? Точно не амбар?
А что у вас это? Точно не амбар?

Потомки Хлодвига, сменившие его на престоле, оказались не готовы править королевством. Четыре сына короля - Теодерих, Хлодомир, Хильдеберт и Хлотарь - фактически разорвали королевство франков на части, начав править каждый своей землей, разрушив большинство торговых связей, начиная войны по своему разумению, иногда даже с родственниками своих братьев. И нужно ли удивляться, что худо-бедно работавшая система получения налогов снова засбоила.

Денег опять стало не хватать, и поэтому, подумав немного, франкские короли решили ввести еще один налог. Подушный. И если земельный и имущественный налог были, конечно, неприятными, но, по крайней мере, предсказуемыми. Любой франк, что жил в то нелегкое время, хотя бы понимал, по какой причине он отдает свое серебро королю. То подушный налог, оказался совершенно зверским.

Вообще, подушный налог был известен франками и ранее. Еще Виомад, что в союзе с Эгидием боролся за престол с отцом короля Хлодвига, пробовал потребовать его у франков. Но не преуспел и был этими самыми франками немного убит. А сам закон был предан поруганию и поношению. Но история, как обычно, никого ничему не научила, и молодые короли решили, что именно им подушный налог очень поможет.

Заносите налоги!
Заносите налоги!

Конечно же, этот налог принес какие-то деньги, но вместе с ними принес и массу неприятностей. Франки просто него не приняли. Григорий Турский утверждал, что правители франков и их люди больше думали о войне и привели в упадок бумаги и податные списки. Не зная, кто в списках этих жив, а кто мертв, сборщики налогов приходили и собирали положенный налог, даже если людей в селении было меньше.

Биограф королевы Батильды утверждал, что доходило до того, что отцы предпочитали воспитанию своих детей их смерть, лишь бы не платить за них подати. В общем, налог этот во франкских землях снова не зашел. А для сборщиков налогов начались тяжелые дни.

  • Дабы Бертоальд быстрее нашел свою смерть, его послали в (определенные) края и города (королевства) с поручением. взыскивать налоги. Хроника франков VII века.

И весь следующий век и половину следующего за ним меняющиеся, как в калейдоскопе, Меровинги, короли франков, жонглировали тремя этими налогами, при этом постоянно воюя как с врагами внешними, так и друг с другом. Вызывая у свободных общинников тихую злобу, переходящую иногда в свирепую ярость.

Вооон в то болото ушет твой сборщик налогов. Я то откуда знаю что он там забыл?
Вооон в то болото ушет твой сборщик налогов. Я то откуда знаю что он там забыл?

Франки же в те далекие времена, не забыли еще своих славных, хотя и немного вспыльчивых предков и отлично знали, с какой стороны нужно браться за копье и в каком лесу водятся самые голодные волки на которых можно все свалить.

И вот такое безобразное отношение к налогам было, наверное, самой важной причиной падения Меровингов. Когда скромный королевский мажордом Карл, которого еще никто не называл Мартеллом, решил подвинуть королевскую семью и начать править сам, он встретил полнейшее понимание как у военной элиты франков так и у простого народа. Ну просто потому, что всех этот бардак достал до последней крайности.

Первым после Хлодвига королем, что взялся всерьез за экономику государства франков, стал сын Карла Мартелла Пипин Короткий. Не то, чтобы он сильно хотел этим заниматься, все таки война, пиры и охоты привлекали его больше. Но всеми этими замечательными делами нельзя было заниматься без денег. А денег, как обычно не было. Объединенному королевству снова, как и всегда, была нужна армия, а для армии снова нужны были деньги.

С другой стороны, все отлично помнили, как закончили Меровинги, и повторять это увлекательное приключение не спешил никто. Требовались новые решения, которые у Пипина Короткого и его сына Карла Великого как раз были. Эти, без дураков, великие правители отлично понимали, что прежде чем что-то у кого-то забрать, нужно сначала этому человеку что-то дать. Иначе забирать будет нечего.

Фундамент на котором стоит империя.
Фундамент на котором стоит империя.

Поэтому часть земель, что были захвачены во время войн, что случались в империи франков постоянно, император стал отдавать своим подданным, создав, таким образом, приграничные графства. Но отдавал эти земли он, конечно же, не просто так. Получившие эти земли графы были обязаны по зову императора являться не только со своей дружиной "конно людно и оружно", но и набирать в них должное количество ополчения. Причем делать это самостоятельно, платя свободным франкам за каждый день службы свыше оговоренного из своего кармана.

За это земельный и имущественный налог с этих земель брался совершенно номинальный. И это было удобно и землевладельцу, и правителю империи. Первый получил серьезное снижение налоговой нагрузки, а Император на ровном месте получал почти бесплатную армию ничуть не хуже той, что собрал бы сам.

Остальные налоги Карл Великий просто отменил, заменив их одним "королевским налогом" довольно похожим на земельный налог. Но погоди, автор, - спросит самый внимательный читатель, - но был же уже земельный налог, что изменилось-то? А в общем то ничего. Ну, кроме того, что в Империи Каролингов впервые со времен Вечного Города появилась нормально работающая налоговая служба.

Десятки и сотни человек обновляли документы, сверяя данные с землемерами и местными судьями, что позволяло точно знать, у кого сколько земли и кто с нее сколько урожая получает. Не то чтобы все были в восторге, но это снова был простой, понятный и предсказуемый налог. И, что немаловажно, налог строгий. За нарушения, в том числе за нарушения со стороны сборщиков налогов, Император карал безжалостно.

Когда законы работают, это само по себе хорошо. Пускай даже законы так себе.
Когда законы работают, это само по себе хорошо. Пускай даже законы так себе.

Земли своего же домена император стал развивать с поистине титаническим упорством, лично регулируя даже совершенные мелочи. Вроде перечня садовых культур, очередности перевозки товаров, распорядка рабочего дня живущих на его землях людей или разрешенных подарков для управляющих.

  • § 3. Чтобы управляющие (judices) не могли налагать никакой службы в свою пользу на наших домочадцев (familia), никакой полевой работы (corvadas), ни выгонять на порубку леса, ни принуждать к какому-нибудь труду для себя, ни получать с них какие-нибудь подарки, как-то: лошадь, быка, корову, свинью, овцу, поросенка, ягненка, и ничего другого, кроме молока, овощей, яблок, куриц и яиц…. Капитулярий о поместьях

И все это, нужно сказать, отлично сработало. Конечно, налоги не стали легки и приятны, они по-прежнему висели тяжелым жерновом на шее у свободных общинников. Но, по крайней мере, никто больше не мог здесь и сейчас прийти и потребовать у франка заплатить за его только что родившегося сына или за давно сгоревший амбар. И это было немало.

Да что там, Это было настолько круто, что восстаний в землях франков до самого XII века просто не было. И это несмотря на то, что потомки Императора Запада успешно развалили полученную от Карла Великого империю. Даже набеги викингов, что продолжались всю вторую половину IX и весь X век, не смогли что-то существенно изменить в этом вопросе.

Опять налоги? Да вы совесть то поимейте! В смысли "поимели уже"?
Опять налоги? Да вы совесть то поимейте! В смысли "поимели уже"?

Впрочем, дорогой друг, если ты решил, что история с налогами в Империи франков закончилась хорошо, то спешу тебя разочаровать. Очень скоро свободные земли в пограничье закончились, и потомкам Карла Великого, для того, чтобы поддерживать всю эту систему сдержек и противовесов в рабочем состоянии, пришлось начать раздавать своим вассалам уже земли своего домена.

А это немедленно привело к появлению самого что ни на есть настоящего феодализма. Усилению позиций старых аристократических семей, земли которым жаловал еще сам император. Ну и ослаблению королевской власти, просто потому, что земель у королевских вассалов стало теперь больше, чем у короля. А еще к превращению свободных общинников в зависимых крестьян, появлению рыцарей и множеству других изменений. Но это уже совсем другая история.