В прошлом году китайский гигант BYD закрепил свои позиции в качестве крупнейшего поставщика легковых автомобилей с различными комбинациями электродвигателей для тяги. Tesla остается лидером в производстве чистых электромобилей, но ее доля рынка упала до 16,6%, а шесть из десяти первых компаний в рейтинге крупнейших производителей - китайские компании.
Собственно, сам Элон Маск не питает иллюзий на этот счет и считает, что если он оставит пальму первенства Tesla и другим производителям электромобилей, то она, скорее всего, будет принадлежать китайским компаниям. Пока же американский миллиардер пытается защитить интересы Tesla, снижая цены на свои одноименные электромобили на нескольких региональных рынках, включая Китай.
На этой неделе компания TrendForce опубликовала отчет о рынке электромобилей. Отчет включает отдельную статистику по автомобилям на электротяге в целом, включая некоторые автомобили на водородных топливных элементах, а также подключаемые гибридные автомобили с двигателями внутреннего сгорания и чисто аккумуляторные электромобили. TrendForce также измерила количество проданных в прошлом году аккумуляторных электромобилей.
Так, всего в прошлом году было продано 10,65 млн электромобилей, что на 63,6% больше, чем в 2021 году. Из них 7,89 млн. были аккумуляторными электромобилями, что на 68,7% больше. Подзаряжаемые гибридные автомобили составили 2,74 млн единиц, что на 50,8% больше. Напомним, что китайский бренд BYD позволил лидеру рынка выйти на вершину рынка, а именно подключаемых гибридов, увеличив продажи автомобилей этой категории примерно на три с половиной года до 946 000 единиц. Китайский гигант контролирует 34,5% этого рынка, в то время как его ближайший конкурент, баварский BMW, имеет всего 7,3%.
В области аккумуляторных электромобилей BYD также есть чем гордиться. В частности, она не только занимает второе место с 11,5% против 16,6% у Tesla, но и производит один из самых популярных полноразмерных электромобилей, хэтчбек BYD Dolphin, который занимает 23% рынка. На третьем месте в глобальном рейтинге находится совместное предприятие GM и SAIC, которое производит популярный в Китае небольшой электромобиль Wuling Hongguang. Tesla и BYD в настоящее время движутся в разных направлениях с точки зрения своих рыночных стратегий. Первая снижает цены, чтобы сохранить свои позиции на рынке, а вторая собирается представить бренд YangWang на электромобилях класса люкс стоимостью выше 100 000 долларов и запустить более дорогие модели. Это необходимо, если китайские производители хотят сохранить маржу прибыли в приемлемых пределах.
В прошлом году Ola (Great Wall), XPeng и Renault выбыли из десятки лидеров рынка электромобилей, в то время как BMW стал первым полностью электрическим автомобилем, вошедшим в девятку лидеров, удвоив свои продажи. В категории подключаемых гибридов китайской компании Li Automobile удалось увеличить свою долю рынка до 4,9%, поднявшись на пятое место. Jeep (Steranthos) занял седьмое место благодаря росту продаж подключаемых гибридов в США. Между тем, Volvo, Volkswagen и Toyota сократили свою долю рынка PHEV, при этом Volvo заняла четвертое место с 5,1%. Audi не вошла в десятку лучших в конце прошлого года, несмотря на седьмое место в 2021 году.
В Китае продажи подключаемых гибридов в прошлом году удвоились, в то время как в Европе они упали. В целом, рынок электромобилей примерно поделен между Китаем (63%) и Западной Европой (29%), остальные 8% приходятся на другие страны. Китайские бренды занимают шесть из десяти позиций в категории аккумуляторных электромобилей, но только третье место в категории подключаемых гибридов. Если включить сюда Volvo, принадлежащую китайскому гиганту Geely Automobile, то эта цифра увеличивается до четырех. По прогнозам TrendForce, в этом году продажи электромобилей вырастут на 36,2% до 14,51 млн. единиц.