Друзья, в нашей семье было яблоко раздора. Математика. Сын её терпеть не мог. Правда, так было не всегда. До пятого класса он её любил. У него получалось. Благодаря очень хорошему учителю. Она умела зажечь любопытство, вселить веру в себя. А потом был учитель в средней школе... Это была зелёная тоска. Я слышала пару уроков в Teams в пандемию. И это, правда, была полная безжизненная скукота. Нужно ооооочень сильно любить предмет и оооооочень уметь на силовых себя заставлять, чтобы быть в строю. Сын потух. Начал говорить про нелюбовь к предмету. Потом он перешёл в очень хорошую IB-школу. Там каждый учитель — золото. Очень внимательные, очень неравнодушные, разговаривают на «Вы». Сильны в предметах. Но как назло именно по математике учитель была уважительная, спокойная, но какая-то формальная, что ли. Приглашала сына на консультации. Он даже пару раз ходил. А потом перестал. Я тогда не разобралась до конца почему.
Сейчас сын учится в новой школе. Это тоже IB. И по математике теперь классный молодой ирландец. У сына, наконец, загорелся глаз. Он увидел красоту предмета. Но вот незадача. Два предыдущих года работы не в полную силу дали о себе знать. Никакой горящий глаз, как бы ярко он ни горел, уже не смог восполнить пробелы. Я решила: сейчас или никогда. Если сейчас я не сделаю всё, что в моих силах, чтобы сыну помочь, то математика будет для нас потеряна. А математическая грамотность одна из важнейших наряду с шестью другими грамотностями в образовательной модели. Крайне важно развивать математическое мышление вне зависимости от будущей профессии. Математика везде - взять кредит, создать свой стартап, увидеть недоплату в зарплате, даже рецепт пирога понять. Ловить за хвост надо было именно сейчас, пока, наконец, есть классные отношения с учителем. Нужно было латать дыры в знаниях. За два профуканных года! Точнее, за три! В новой школе сына взяли сразу в 8 класс. По другим предметам это не стало проблемой, а вот по математике реально новый класс ушёл на год вперёд.
Я выбрала стратегию:
1. Найти ещё одного классного учителя, с которым сын будет заниматься дополнительно. Ещё одного такого, который умеет зажечь глаз и показать красоту предмета. Чтобы их было два. Один такой в школе идёт по программе дальше. А ещё один такой онлайн с сыном зажигает по пройденному (точнее, профуканому). Важно! Критериев было три. 1) Чтобы умел зажечь любопытство, 2) Чтобы умел грамотно давать обратную связь, 3) Владение самим предметом.
2. Самой взять математическую грамотность прицельно в фокус разговоров с ребёнком.Тоже через грамотную обратную связь. Убедить, что не знать не стыдно. Убедить, что при должном количестве усилий сможет.
Вот как всё сложилось:
1. Учителя нашла. Перевернула всю Москву. Помогли найти. Молодой парень. Одновременно математик и психолог. Очень классный, очень живой, очень умеющий с подростками на одном языке. Придерживается гуманистической педагогики. И при этом (я прицельно слушала несколько уроков) умеющий давать грамотную, качественную обратную связь. Все вот эти: «Смотри, у тебя уже получилось вот это и вот это», «А помнишь, как ещё месяц назад ты не..., а теперь...», «Я верю, что ты сможешь», «А ты знаешь, у меня тоже было так, и вот что мне помогло...». Ну и главное. Он в нужные моменты умеет сказать: «Ты просто ЕЩЕ НЕ освоил. Ты ЕЩЕ НЕ знаешь. Но ты освоишь. Ты узнаешь». Да, признаюсь, это была моя фишка, которую я парню подарила. Пришлось дать ему экспресс-курс про все секреты качественной, развивающей обратной связи.
2. Сама много разговаривала. Сначала сын вообще наотрез отказывался от любых репетиторов. Мне понадобилось пять (пять!) заходов с разговорами по душам. Только на пятый раз он признался. Это был стыд. Признался, что ему стыдно даже от самого факта, что ему нужен репетитор. Точно такой же отдельный учитель по китайскому — не стыдно, потому что этого он сам захотел, это был его личный выбор, в школе китайского нет. Точно такой же учитель, который готовит к Кембриджским экзаменам — не стыдно, потому что это уже уровень выше того, что достаточно в школе. А с математикой стыдно. Потому что тут надо подтягивать, а это значит, признать, что он не смог, что он пропустил, что он когда-то забил. «А это признаться в своей слабости». Да, так и сказал. В итоге дальше мы ещё много разговаривали именно об этом. О том, что чего-то не знать — не слабость. Пропустить материал — не «плохость». Так бывает. Приводила в пример известных людей, которые ненавидели математику только потому, что не везло с учителями, а уже взрослыми всё-таки увидели красоту предмета и стали инженерами (Барбара Оукли заново учила математику с 26 лет). Рассказывала про взрослых, которые в довольно зрелом возрасте кардинально поменяли сферу деятельности. Не посчитали, что когда-то поздно (Эдит Ева Эгер в 40 лет решила стать психотерапевтом, сейчас одна из известнейших психотерапевтов по работе с ПТСР в мире, наша родственница Ксения до 35 лет работала в PR, сейчас уже год успешно учится языку программирования, всю жизнь считала, что она гуманитарий).
В общем, часы разговоров, километры вместе исхоженных улиц, килограммы слузганных за разговорами семечек. В итоге по всем пунктам он сказал: «Да, наверное, ты права. Попробую». Согласился попробовать. Конечно же, после первого же занятия с молодым математиком он вышел из ZOOM сияющим. А после двух недель сказал, что кайфует от того, что у него стало получаться. А я только продолжала смазывать маслом обратной связи эти разговоры. Дошло до того, что сейчас лето, а сын не захотел устраивать по математике каникулы. По всем остальным предметам — да, а по математике — нет. Дошло до того, что математика нашего забирают служить, и сын расстроился больше меня. Да, кстати, теперь надо снова искать классного математика 🤨
Как бы дальше ни сложились отношения с предметом, мне уже не важно. Мне было важно две вещи. Первое. Чтобы полностью была освоена программа до 7 класса включительно. Сами математики говорят, что для успешности в жизни и карьере этого уровня достаточно при любой профессии, не связанной с математикой глубоко. Второе. Чтобы не было у сына этого блока, этой установки, что есть что-то, что он не может. Наоборот, важно понимать, что в любом возрасте, с любым опытом при должном количестве усилий ты всё можешь. Очень рада, что ещё и оба учителя (школьный и частный) оказались моими единомышленниками и доносят до сына то же самое.
Неравнодушных педагогов и осознанных родителей я приглашаю в Телеграмм-канал «Учимся учить иначе» и в привязанную к каналу Группу.
Книгу «Травля: со взрослыми согласовано» можно заказать тут.