Найти тему
6000 миль до Голливуда

Чей страх больше? Новый оригинальный триллер + мистика

("Нефариус", Nefarious, 2023, США)

Когда я ворчал по поводу отсутствия на экранах хоть сколько-нибудь оригинальных новых хорроров и мистики, я, конечно, имел в виду не то, что предлагают нам режиссеры/сценаристы Конзелман и Соломон в своём "Нефариусе".
Однако, поскольку я ж не уточнил, чего конкретно "тебе хочется, старче", то надо признать: снять и вправду нетипичный "мрачняк" этим двум чувакам удалось. И довольно-таки неплохо.
Одна лишь загвоздка - это...

И не говорите - новичка в стрелковом тире видно сразу.
И не говорите - новичка в стрелковом тире видно сразу.

...Один загвоздка - эта картина даже не пытается заставить вас испуганно вздрагивать. Ни "бу!"-эффектами, ни иными привычными любителям хорроров способами. Ибо Конзелман и Соломон целенаправленно снимали мистическую историю для взрослых дяденек и тётенек, да к тому же мало-мальски начитанных. Можно даже сказать - философскую притчу. А это значит, что ярких диалогов, моральных дилемм и психологических выкрутасов в ней много, а вот беготни-прыготни, считай, и нет.
Более того, 80% фильма и вовсе протекает за столом в полумраке тюремной комнаты для допросов - фактически спектакль двух актеров, причем один из них прикован к столу кандалами.

Как вообще такое можно смотреть и не уснуть, спросите вы?
Хм, вопрос непраздный. Но не такой уж сложный.
Действительно, велик шанс, что вы бросите смотреть "
Нефариус" минуте на 20-й - признаюсь, я и сам хотел было это сделать, когда понял, что фильм собой представляет, но всё-таки передумал.
И не напрасно. Как ни крути, но интрига в нём есть, а слушать болтовню главгероев - приговоренного к смертной казни, маньяка- убийцы Брэди и его психиатра Мартина (Ш. П. Флэнери и Д. Бэлфи), - действительно интересно. Потому как разыграна она артистично и представляет собой не просто дежурный трёп, а остросюжетный словесный поединок. Со своими атаками, контратаками, финтами, подножками и ударами в спину. Вдобавок Флэнери, прежде обычный актер-середнячок ("
Святые из Бундока 1-2", "Грешники и святые", "Детоксикация" и др.), здесь удачно вжился в образ психопата с раздвоением личности - так у Брэди в мед. книжке написано, - и, вероятно, сыграл в "Нефариусе" одну из своих лучших и ярких ролей. Короче говоря, внезапно удивил и порадовал.

О чем же столь захватывающем решили поболтать эти двое, да еще в тюряге?
Дело в том, что предыдущий психиатр Брэди ни с того ни с сего вдруг привел свои дела в порядок, а потом спрыгнул с небоскреба и разлепёшил себя об асфальт. А поскольку в таком 2D-состоянии он уже не мог работать с пациентами, да и жить вообще, в тюрьму на замену был вызван ученик покойного, доктор Мартин. Причем c крайне ответственной миссией: вынести окончательный диагноз, действительно ли Брэди болен на всю голову, или он всего-навсего симулирует "шизика". А от этого зависело, куда он вскоре отправится: либо на электрический стул и в ад, либо в психлечебницу на мягкую койку. Что, сами понимаете, даже не было дилеммой - и так очевидно, какой из двух вариантов желаннее для любого смертника, даже на 100% сумасшедшего.

- Превед, грожданин начальнег!
- Превед, грожданин начальнег!

И каково же было удивление Мартина, когда пациент заявил ему, что а) он, Брэди, является не человеком, а лишь телесной оболочкой для "аццкого" демона Нефариуса, б) он сам жаждет поскорее издохнуть в корчах, чтобы демон наконец-то вырвался из надоевшего человеческого тела на свободу, и в) если доктор ему не верит, то вот ему в доказательство пророчество - еще до того, как Мартин сегодня покинет тюрягу, он... убьет трёх человек!
Тхе! Ну и как тебе такая "предъява", мистер мозгоправ? Есть, чем на неё возразить?

Конечно, возразить кандидату на электростул у Мартина было много чем - не зря же психиатрическое ПТУ в свое время с отличием закончил. Поэтому он тотчас стал "вгрызаться" в мрачный мозговой лабиринт пациента своими коварными вопросами. Затем, чтобы загнать ход его больной мысли в тупик неопровержимых противоречий и прижать его к стенке.
Однако упс - не тут-то было! Ведь у, казалось бы, туповатого с виду Брэди неожиданно нашлись для доктора свои убойные доводы. Которые не иначе, как мистикой, назвать было трудно. И тем не менее, чем дольше они с Мартином болтали, тем больше доктор осознавал: что-то здесь, блин, явно не так! И что давно сидящий в тюремной изоляции Брэди знает о Мартине подозрительно много. Включая те подробности его прошлого и настоящего, которые вроде бы этот зек не должен знать в принципе...

Понятно, что выходить "проветриться" из "допросной" сюжет тоже иногда будет, но недалеко и ненадолго. Хотя и в самой "допросной" говорильня доктора и смертника порой прерывается на пугающие "нежданчики", заставляющие обоих подскакивать со стульев и срываться на крик.
Так же отрадно, что финал с "тремя осечками подряд" получился по-хорошему сложным и спорным. Его можно объяснить и так, и этак, но оба варианта будут абсолютно уместны и по-своему красивы.

- Что, правда? А не врёшь? - Да точно тебе говорю: не "очко" обычно губит, а к одиннадцати туз!
- Что, правда? А не врёшь? - Да точно тебе говорю: не "очко" обычно губит, а к одиннадцати туз!

***

В общем, хотели новый уникальный мистико-триллер? Что ж, вот он перед вами, шкворчит на огоньке и благоухает дымком. А то, что он при этом "до печенок" взрослый, практически камерный, обыгрывающий библейско-теологические вопросы (в популярном, не занудном ключе) и пугающий злом не настоящим, а грядущим - ну извините, так у Конзелмана и Соломона было задумано, и так уж вышло.

И вышло, замечу я вам, вполне на уровне.
Слушать местные диалоги в исполнении неплохих актеров не надоедает, и следить за их бла-бла-перестрелкой аргументами-контраргументами действительно интересно.
Впрочем, всё вышесказанное никак не повлияет на мнение любителей простеньких бу!-ужастиков. Сия многочисленная публика - по крайней мере бо́льшая ее часть, - вряд ли заинтересуется этим специфическим фильмом, где нет милых ее сердцу хоррор-радостей. Вот почему ей я "
Нефариуса" рекомендовать и не стану. В отличие от тех из вас, кому серьезное, со смыслом, мистическое кино нравится. И кто готов смотреть его даже в малобюджетном исполнении, как эта, вне всяких сомнений, достойная картина.

Трейлер фильма (возрастной рейтинг 18+):