ВЛАДИВОСТОК, 28 июня, ФедералПресс. Адвокат в области гражданского и семейного права Виктор Жданов прокомментировал ситуацию с жительницей Приморья, которая третий месяц не может увидеть свою новорожденную дочь. Сразу после родов Светлана была госпитализирована в психиатрическую лечебницу, а ее ребенку уже дали другое имя и не дают видеться с матерью.
«Согласно Семейному кодексу, при непосредственной угрозе жизни и здоровью ребенка органы опеки и попечительства имеют право немедленно изъять ребенка у родителей. Это отнесено к их исключительной компетенции и производится во внесудебном порядке», – сказал правозащитник.
Под непосредственной угрозой жизни или здоровью ребенка подразумеваются действия или бездействие, которое может повлечь его смерть, вред физическому или психическому здоровью. Такие последствия могут быть вызваны, в частности, отсутствием ухода за ребенком в зависимости от его потребностей в соответствии с его возрастом и состоянием здоровья.
«Например, непредоставление малолетнему ребенку воды, питания, крова, неосуществление ухода за грудным ребенком либо оставление его на длительное время без присмотра. Характер и степень опасности определяются в каждом конкретном случае с учетом возраста, состояния здоровья ребенка, а также иных обстоятельств», – уточнил Жданов.
Процедура хоть и проводится без участия суда, но имеет свои строгие требования: так, должен быть издан акт об изъятии ребенка от органа исполнительной власти субъекта РФ или акт главы муниципального образования. Также об этом должна быть уведомлена прокуратура: орган опеки и попечительства обязан не позднее семи дней с момента издания акта обратиться в суд с исковым заявлением о лишении либо об ограничении прав.
Если процедура была нарушена или вовсе отсутствовали основания для изъятия ребенка из семьи, родитель вправе обратиться в суд. В случае, когда родитель по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сделать это сам, он может обратиться в прокуратуру своего региона с указанием конкретных причин, мешающих ему подать иск.
«В подтверждение должны быть предоставлены соответствующие документы, к примеру, медицинское заключение. В свою очередь, прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов такого родителя», – пояснил адвокат.
Виктор Жданов добавил, что в случае Светланы без медицинских заключений и истории болезни оценку действиям органов опеки и попечительства может дать только суд.
Напомним, сегодня в Сети распространилась история Светланы из Приморья, которая родила в марте девочку и из роддома была госпитализирована в психиатрическую лечебницу. Тем временем ее дочь определили в дом ребенка, и мать не может ее забрать уже более трех месяцев. Как отмечает правозащитник Максим Чихунов, при этом каких-либо судебных решений, ограничивающих право материнства или лишающих его, нет.
Фото: Jörg Horstmann / imageBROKER.com / globallookpress.com