Однажды в 1964 году 49-летний журналист Норман Казинс неожиданно заболел. Сначала все напоминало банальную простуду: чувствовалась ломота в теле, жар, озноб. Но пара дней в постели не помогли: ему становилось все хуже. Уже через неделю стало заметно ухудшение подвижности шеи, рук и ног. Встревожившись, Норман отправился в больницу, где ему поставили диагноз: коллагеноз. При этой болезни разрушается соединительные ткани организма и страдают мышцы и суставы.
День за днем состояние заболевшего ухудшалось, он все больше терял подвижность и впадал в депрессию от того, насколько быстро была разрушена его прежняя деятельная жизнь. Когда же его лечащий врач дал честный ответ о прогнозе выздоровления (статистика говорила об 1 из 500 выздоровевших) Норман и вовсе был шокирован.
Всю ночь после этого разговора он размышлял над словами своего лечащего доктора о том, что большое значение имеет настрой пациента на выздоровление. При проявлении негативных эмоций организм человека выделяет гормоны стресса, которые в большом количестве отрицательно сказываются на состоянии человека. И напротив, положительные эмоции помогают организму мобилизовать свои ресурсы и выздоравливать.
Казинс взялся искать подтверждения своей догадке о благотворном действии положительных эмоций и, в частности, смеха. И он находил эти подтверждения, например, в высказываниях врача XVII века Р. Бартона, который в своей книге «Анатомия меланхолии» утверждал: «Смех очищает кровь, омолаживает тело, помогает при сердечных недугах».
Вторил этому доктору и Иммануил Кант, который считал, что смех помогает запускать жизненно важные процессы в организме.
Современные же ученые утверждали, что под действием смеха в мозгу у человека вырабатывается вещество, помогающее человеку расслабиться и даже заглушить боль.
Найдя подтверждения своим догадкам, Норман Казинс решил подключить к своему лечению еще и «смехотерапию». Поддержал Нормана и его доктор Хитциг, который сдружился со своим пациентом.
Казинс переехал в гостиничный номер (чтобы больничная обстановка не давила на психику) и поставил туда кинопроектор с комедийными шоу и фильмами. Ему, почти утратившему подвижность, помогала сиделка. Доктор также наблюдал своего больного и брал у него анализы крови.
Помните, что самолечение без учета мнения медиков может иметь крайне негативные последствия для организма. Автор не одобряет самолечение вместе с отказом от медицинской помощи и не пропагандирует его.
Цель статьи: повествование об удивительном случае конкретного человека, а не руководство к действию!
Сначала смеяться было тяжело, но даже 10 минут вынужденного смеха дали Норману возможность поспать пару часов без боли.
Норман старался смеяться все больше времени, и доктор Хитциг на основании анализов крови убеждался, что воспалительный процесс его пациента сходил на нет. Доктор постепенно снижал дозы лекарств и снотворных, так как его пациент скоро смог спать самостоятельно.
Восстановление шло медленно, но верно. Уже через месяц Норман мог без боли пошевелить пальцами рук. Еще месяц потребовался, чтобы больной мог двигаться в кровати. Через полгода ему удалось встать с постели. Ноги дрожали и подгибались, руки не поднимались выше уровня глаз. Но это была победа!
Медленно, месяц за месяцем, подвижность суставов возвращалась к нему. Дольше всего уходили неприятные ощущения из коленей. Но он снова жил активной жизнью: работал, играл в теннис, скакал на лошади.
Спустя десять лет после своего излечения он повстречал одного из докторов, предрекавших ему неблагоприятный исход. Сильное рукопожатие Нормана продемонстрировало тому врачу, как он ошибался.
В 1976 г. Норман Казинс издал автобиографическую книгу «Анатомия болезни (с точки зрения пациента)» в которой утверждал, что положительные эмоции помогают в преодолении даже самых сложных болезней.
Впрочем, убеждения Казинса неоднократно критиковались. Особую опасность они представляли для внушаемых людей, которые могли бы отказаться от медицинской помощи в надежде на «смехотерапию».
В 1980 году социолог Нью-Йоркского университета Флоренс Рудерман высказала следующее мнение: «Вполне возможно, что у него был острый приступ артрита, который затем медленно, но вполне естественно, утих».
Следует сказать, что помимо указанной болезни, у Казинса были и проблемы с сердцем. В 65 лет у него случился сердечный приступ. Но и тут, наряду с препаратами, назначенными врачами, он снова усиленно смеялся. Видимо, это давало неплохой результат, ведь умер Норман Казинс от сердечной недостаточности в возрасте 75 лет, прожив на несколько лет дольше, чем предсказывали ему врачи.
Благодарю за прочтение!
Лайк и подписка всегда нужны каналу (не устану об этом напоминать).