Эпосом называется повествование, характеризующееся изображением событий, внешних по отношению к автору.
В зависимости от протяженности изображаемого времени, охвата событий, в которых раскрываются человеческие характеры, различают крупные, средние и малые формы эпоса.
К крупным, или большим, формам эпоса относятся эпопея и роман. Как правило, объем произведения большой формы- эпопеи или романа- составляет более 100 страниц. К малым формам эпоса относятся: рассказ, новелла, сказка, басня и очерк. Их объем занимает менее 20 страниц. Средние формы эпоса- повесть и новелла- по объему примерно на 20-100 страниц.
Большие формы эпоса
1. Эпопея.
Является наиболее крупным жанром эпической литературы. Эпоха развития эпопеи- Древность, Средневековье. К этому жанру относится героический эпос- эпические поэмы, изображающие героическое событие, представляющее общенациональный интерес. Корни данного литературного жанра уходят в фольклор. Примерами героического эпоса являются, например, поэмы «Илиада», «Одиссея».
М.М. Бахтин выделил конститутивные черты эпопеи:
1) Предметом эпопеи служит национальное, эпическое прошлое, «абсолютное прошлое» по терминологии Гёте и Шиллера.
2) Источником эпопеи служит национальное предание (а не личные опыт и вырастающий на его основе свободный вымысел).
3) Эпический мир отделен от современности, т.е. от времени певца (автора и его слушателей) абсолютной эпической дистанцией.
4) Персонажи эпопеи- боги, герои, богатыри
5) Монолитность, односоставность эпического слова (высокий стиль)
6) Высокий статус эпопеи (высокий жанр)
7) Стихотворная форма
8) Отсутствие имени автора
9) Завершенность, целостность
Эпопеей нашего времени называется особенно монументальный по широте изображаемых событий роман. Но все-таки роман-эпопея будет относится к жанровой разновидности романа.
2. Роман.
Жанр повествовательной литературы, раскрывающий историю нескольких, иногда многих человеческих судеб на протяжении длительного времени, порою- целых поколений. Роман отличает разветвленность сюжета, отражающая сложность отношений в обществе, рисующая человека в системе его социальных связей, характер- в обусловленности средой.
Роман, каким мы его сейчас видим, появляется в литературе Нового времени. Известно понятие античного романа, средневекового рыцарского романа, однако, это произведения все-таки иной жанровой природы. Наверное, первым настоящим романом можно считать «Дон Кихот» Сервантеса, возникшим как пародия на рыцарский роман.
Выделим конститутивные черты романа (в сравнении с эпопеей), (М.М. Бахтин):
1) «незавершенное настоящее», современная действительность, жизнь без начала и конца как предмет изображения
2) Личный опыт автора, использование им разнообразных устных и письменных свидетельств, основанных на свободном вымысле- как источник романа
3) Индивидуальный фамильярный контакт с незавершенным настоящим, движение автора «в поле изображаемого мира», позволяющее ему оценивать изображаемое, пророчить факты, влиять на будущее- излагать авторскую позицию
4) Прозаическая форма (исключение- роман в стихах «Евгений Онегин»)
5) Авторство определено
6) Возможен завершенный или незавершенный роман, целостный или фрагментарный
7) Герой романа- обыкновенный человек
8) Романные диалогизм и разноречие- романное слово
9) Изначально роман- легкое, развлекательное произведение, в последствии развилось в высокий литературный жанр.
Чтобы как-то структурировать многочисленное количество романов, их классифицируют по различными признакам.
Жанровые разновидности романа:
I. По структурному признаку:
· Приключенческий/авантюрный: произведение, в центре внимания которого- острый сюжет жизни, заставляющий читателя следить за тем, как сменяются и развиваются события, в ходе которых проявляются характеры героев. Как отдельный вид внутри этой категории можно выделить плутовской роман. Сюжет плутовского романа заключается в том, что от первого лица- очевидца событий- рассказывается длинная история приключений героя, испытаний, которые выпали на его долю. Отдельным видом в этой категории также можно назвать детективный роман. Здесь острый сюжет формируется за счет идеи сложной логической загадки, которую пытаются разгадать герои.
· Бытовой/нравоописательный: изображает обыденную жизнь. В основе сюжета- хроника с жизнеописанием центрального персонажа или небольшой человеческой общности. Героем произведения будет человек с интересной биографией или историей.
· Психологический: изображение внутренней жизни героя, человека с его внутренними особенностями- душой, сознанием. В основе сюжета- противопоставление человека- социуму, человека- миру или описание взаимоотношений между людьми.
· Социально-психологический: изображение внутренних терзаний в условиях обыденной жизни. Героем будет человек с типичным характером в типичных обстоятельствах. Известные метафоричные определения данной категории романа: «зеркало, поставленное на большой дороге», «сокращенная вселенная».
· Философский/идеологический: главный предмет и доминанта произведения- идея, высший идеал. Герой-мыслитель проверяет идею на прочность. Как отдельный вид внутри категории можно выделить полифонический роман- спор, большой диалог между персонажами-идеологами.
· Роман-эпопея: изображает образ мира, картину общенациональной жизни; объединение бытового, психологического и философского романа. В основе сюжета- героическая жизнь человека, оказавшегося в тяжелых жизненных обстоятельствах, поневоле являющегося частью грандиозного события общенационального масштаба.
II. На основе принципа построения образа главного героя:
· Роман странствий (герой-путешественник)
· Роман испытания (герой-борец с жизненными трудностями)
· Биографический/автобиографический роман (повествование о жизни героя, перечисление основных этапов жизни и заслуг)
· Роман становления/воспитания (герой изменяется со временем)
III. По персонажному признаку:
· Плутовской роман
· Рыцарский роман
· Роман о новых людях (русская литература 19 века)
· Антинигилистический роман
IV. По культурно-хронологическому признаку (соответственно литературному направлению):
· Античный
· Средневековый
· Ренессансный
· Барочный
· Просветительский
· Сентиментальный
· Романтический
· Реалистический
· Натуралистический
· Символистский
· Соцреалистический
· Модернистский
· Постмодернистский
V. По временному признаку:
· Исторический: изображает прошлое
· Современный
· Фантастический: изображает будущее
· Утопия- вымышленная картина идеального жизненного устройства
· Антиутопия- изображение пугающих последствий социального развития общества.
VI. По признаку эмоциональной доминанты:
· Юмористический
· Сатирический
· Героико-романтический
VII. По тематическому признаку:
· Любовный
· Военный
· Готический
· Шпионский
· Географический
· Др.
Малые формы эпоса:
1. Рассказ- повествование о каком-либо ОБЫЧНОМ эпизоде из жизни героя. Главными характеристиками рассказа являются: кратковременность изображаемых событий, малое число действующих лиц, обыкновенность истории.
2. Новелла- повествование о каком-либо НЕОБЫЧНОМ эпизоде из жизни героя, рассказ с острым, захватывающим сюжетом.
3. Сказка- вид устных повествований с фантастическим вымыслом. Если говорить подробнее, сказки бывают о животных, волшебные, бытовые. Сказки о животных иносказательно изображают острые социальные конфликты. Волшебные сказки показывают мечты о светлой жизни, где царит справедливость, где побеждают всегда положительные герои. Бытовые сказки появились позже других, к ним относятся антибарские, антипоповские, сказки о солдате, где поднимались вопросы классового общества.
4. Басня- условная история с установкой на назидательность, дидактизм, аллегоризм, моральное поучение. Действующие лица в басне- басенные звери (с типичными каждому характерами- лиса, медведь, мартышка и др.). Басни высмеивают человеческие пороки, недостатки общественной жизни. Сказки зародились еще в Древней Греции (Эзоп). Среди русских классиков самый популярный баснописец- И. Крылов.
5. Очерк- прозаический документальный жанр, посвященный чаще всего современной автору жизни, фактам и людям. Для данного жанра характерны достоверность, хроникальная последовательность, наличие рассказчика, прямой публицистический вывод.
Средние формы эпоса
1. Повесть- жанр повествовательной литературы, близкий и к рассказу, и к роману. По объему находящийся между романом и рассказом. По характеру действия сложнее рассказа, но менее развернут, чем роман. Событийное время в повести локально, интенсивно, а повествовательное стремится к романной широте, подробности. Исторически жанр возник с появлением воинских, нравоучительных повестей. Затем появились сатирические. Активно жанр стал развиваться в литературе 19 века, как «малая форма романа».
2. Поэма- стихотворная повесть, лироэпический жанр. Для поэмы характерны развернутый сюжет, широкое развитие образа лирического героя, активное включение лирического героя в характеристики других персонажей.