Найти в Дзене
ПОД СТУК

Два локомотива в сцепке спереди - как они управляются? В чём разница между двойной тягой и системой многих единиц (СМЕ)?

Оглавление

Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. Нередко можно увидеть, как грузовой состав ведет не один локомотив, а два. Причём, поскольку практически все грузовые локомотивы являются, как минимум, двухсекционными, то суммарно получается целых четыре секции.

Впрочем, не стоит это путать .это с четырехсекционным локомотивом, у которого две головных секции и две промежуточных. На российских железных дорогах он такой один - это детище Новочеркасского электровозостроительного завода - 4ЭС5К, он же «Ермак»:

Автор: Maxim Dmitriev
Автор: Maxim Dmitriev

Однако, вернемся к сцепке локомотивов в голове поезда. Дело в том, что они могут работать по двум принципам: либо по системе многих единиц, либо по принципу двойной тяги. Про эти два понятия я в этой статье и расскажу.

Что такое двойная тяга?

Фото взято с простором интернета, автора выявить не удалось
Фото взято с простором интернета, автора выявить не удалось

Начнём с определения. Двойная тяга является частным случаем кратной тяги. Кратная тяга - это когда в голове едут несколько локомотивов, которые управляются разными локомотивными бригадами (по бригаде в каждом локомотиве). Почему двойная тяга частный случай кратной? Потому что кратная тяга может быть и двойной (два локомотива в голове), и тройной (три локомотива в голове), да хоть четверной, при потребности и желании.

Давайте всё таки будем рассматривать двойную тягу. У нас есть два локомотива и две локомотивные бригады. Однако, им нужно синхронно управлять своими «машинами», для чего по радиосвязи, или при помощи звуковых сигналов, подаваемых свистком или тифоном, машинисты координируют свои действия.

Livejournal | Денис Аникин
Livejournal | Денис Аникин

Тормозами всего поезда управляет машинист ведущего локомотива (так как тормозные магистрали объединены), а вот тягой ведомого локомотива управляет как раз таки машинист ведомого локомотива. Работа в кратной тяге довольно сложна как раз по этой причине.

Кратную тягу частенько применяли раньше, ныне же если несколько локомотивов цепляют в голове поезда, то управляют ими по СМЕ - системе многих единиц. О ней речь пойдёт далее.

СМЕ - Система Многих Единиц

Основное различие - при эксплуатации двух и более локомотивов по СМЕ, требуется только одна локомотивная бригада, которая, разумеется, едет в ведущем локомотиве. Здесь уже объединены не только тормозные магистрали, но и электрические цепи управления, за счёт чего, машинист ведущего локомотива может управлять не только тормозами, но и тягой всех остальных локомотивов, которые прицеплены за ним.

Кривоватое фото автора :)
Кривоватое фото автора :)

Таким образом, во-первых, облегчается работа, так как не нужно координировать свои действия с другой (другими) бригадами, да и самих бригад требуется меньше. В настоящее время применяется как раз таки система многих единиц, поскольку все современные и не только локомотивы имеют такую возможность.

Сцепка ВЛ11М по СМЕ | Автор: Лагутин И.Б.
Сцепка ВЛ11М по СМЕ | Автор: Лагутин И.Б.

В заключение

Помимо СМЕ, в настоящее время, производится много трёхсекционных и даже четырёхсекционных локомотивов, мощности которых хватит, чтобы потянуть практически любой грузовой состав, даже самый тяжелый. Также, не стоит путать кратную тягу и эксплуатацию по СМЕ с пересылкой локомотивов (например между депо приписки и заводом, где локомотив выпустили, или капитально отремонтировали). Про неё я расскажу в следующей статье.

Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!
-6