Приветствую вас, уважаемые подписчики и гости моего канала. Нередко можно увидеть, как грузовой состав ведет не один локомотив, а два. Причём, поскольку практически все грузовые локомотивы являются, как минимум, двухсекционными, то суммарно получается целых четыре секции.
Впрочем, не стоит это путать .это с четырехсекционным локомотивом, у которого две головных секции и две промежуточных. На российских железных дорогах он такой один - это детище Новочеркасского электровозостроительного завода - 4ЭС5К, он же «Ермак»:
Однако, вернемся к сцепке локомотивов в голове поезда. Дело в том, что они могут работать по двум принципам: либо по системе многих единиц, либо по принципу двойной тяги. Про эти два понятия я в этой статье и расскажу.
Что такое двойная тяга?
Начнём с определения. Двойная тяга является частным случаем кратной тяги. Кратная тяга - это когда в голове едут несколько локомотивов, которые управляются разными локомотивными бригадами (по бригаде в каждом локомотиве). Почему двойная тяга частный случай кратной? Потому что кратная тяга может быть и двойной (два локомотива в голове), и тройной (три локомотива в голове), да хоть четверной, при потребности и желании.
Давайте всё таки будем рассматривать двойную тягу. У нас есть два локомотива и две локомотивные бригады. Однако, им нужно синхронно управлять своими «машинами», для чего по радиосвязи, или при помощи звуковых сигналов, подаваемых свистком или тифоном, машинисты координируют свои действия.
Тормозами всего поезда управляет машинист ведущего локомотива (так как тормозные магистрали объединены), а вот тягой ведомого локомотива управляет как раз таки машинист ведомого локомотива. Работа в кратной тяге довольно сложна как раз по этой причине.
Кратную тягу частенько применяли раньше, ныне же если несколько локомотивов цепляют в голове поезда, то управляют ими по СМЕ - системе многих единиц. О ней речь пойдёт далее.
СМЕ - Система Многих Единиц
Основное различие - при эксплуатации двух и более локомотивов по СМЕ, требуется только одна локомотивная бригада, которая, разумеется, едет в ведущем локомотиве. Здесь уже объединены не только тормозные магистрали, но и электрические цепи управления, за счёт чего, машинист ведущего локомотива может управлять не только тормозами, но и тягой всех остальных локомотивов, которые прицеплены за ним.
Таким образом, во-первых, облегчается работа, так как не нужно координировать свои действия с другой (другими) бригадами, да и самих бригад требуется меньше. В настоящее время применяется как раз таки система многих единиц, поскольку все современные и не только локомотивы имеют такую возможность.
В заключение
Помимо СМЕ, в настоящее время, производится много трёхсекционных и даже четырёхсекционных локомотивов, мощности которых хватит, чтобы потянуть практически любой грузовой состав, даже самый тяжелый. Также, не стоит путать кратную тягу и эксплуатацию по СМЕ с пересылкой локомотивов (например между депо приписки и заводом, где локомотив выпустили, или капитально отремонтировали). Про неё я расскажу в следующей статье.
Дорогие читатели, проект нуждается в вашей поддержке! Поставьте лайк этой статье и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить свежие материалы!