Искусство акварели почитается как одно из самых сложных и самых изысканных. Полутона, спорящие по нежности с пастелью, и кажущаяся простота всегда привлекали художников. Акварелист Абе Тошиюки (Abe Toshiyuki или あべとしゆき) своими утонченными и реалистичными работами открывает невиданную Японию.
Абе Тошиюки родился в городе Саката. Получив художественное образование, он двадцать лет преподавал живопись, а в 2008 году воплотил в жизнь мечту создавать акварели.
Произведения Абе удивляют и знатоков, и любителей. Как известно, акварель требует от художника очень высоких навыков и исключительной внимательности, поскольку всего один неправильно наложенный мазок может испортить всю работу, и поправить будет уже ничего нельзя. Но годы преподавания не прошли для Тошиюки даром – его техника практически безупречна. Поэтому работы художника в своей точности граничат с гиперреализмом.
Зачастую мастер оставляет свои картины без названия, но его произведения способны рассказать о себе сами. Нежные краски и богатство оттенков передают заполненные светом пространства или укромные уголки, воссоздавая даже не внешний вид места, а его ощущение. Это прекрасно видно по одной из немногих подписных его работ «Тишина осени» (Silence of autumn): пейзаж пронзен еще по-летнему теплым желтым светом, скрывающим увядающую природу.
«Я верю в то, что мои акварели способны выразить идеи неуловимой красоты и изменчивости природы. Я стараюсь не изображать на своих картинах места, которые легко узнать, чтобы у зрителя не возник эффект дежавю. Живопись должна пробуждать живые эмоции из самой глубины сердца», — рассказывает о своем творчестве мастер.
По композиции его работы похожи на фотографии. Часто Абе изображает не весь пейзаж целиком, а какую-то его часть – стройные и гибкие стебли травы, в которых запутался солнечный свет; отблески на воде; тени, отброшенные стволами деревьев. У мастера целый ряд подобных работ, но среди них выделяется акварель под названием «Молитва» (Prayer), в которой камыш покорно склоняется к земле в последних вечерних лучах. В этих верно схваченных деталях проявляется национальная специфика произведений Абе Тошиюки, в том числе широко известная любовь японцев к мимолетным впечатлениям.
Абе создает свои произведения круглый год, не отдавая предпочтения какому-либо сезону. Поэтому можно любоваться не только летними, осенними и весенними пейзажами, но также зимними видами Японии. К таким произведениям относится акварель «Хурма» (Persimmon tree), на которой изображено плодовое дерево, укрытое снегом. В этой работе цвета более сдержанные, но изящные линии ствола и теней на белоснежном снегу приковывают взгляд.
Его картины, утонченные и изысканные как сама японская культура, пользуются заслуженной популярностью, но мастер Тошиюки остается скромен. Многие годы проработав учителем, он все еще желает поделиться не только красотой природы, но и секретами техники. Поэтому на своем официальном сайте он даже создал специальную страницу, посвященную процессу создания акварелей. И это не странно, ведь как преподаватель со стажем и человек с богатым жизненным опытом, Абе Тошиюки считает, что искусство имеет большее значение, чем принято думать:
«Отвечая на вопрос о том, что же такое искусство, я могу сказать, что искусство является зеркалом души для зрителя».