Найти в Дзене
Monocle.ru

Профессионализм соответствует масштабу задач

Оглавление
    В октябре планируется завершить приемочные и сертификационные испытания нового полностью отечественного скоростного электропоезда «Ласточка-М» серии ЭС104
В октябре планируется завершить приемочные и сертификационные испытания нового полностью отечественного скоростного электропоезда «Ласточка-М» серии ЭС104

Как диверсифицируются холдинги Группы Синара, в каком направлении развивается производство скоростных электропоездов, где планируется использовать самых мощный отечественный тепловоз, каковы наиболее значимые проекты в девелоперском бизнесе, в интервью журналу «Эксперт-Урал» рассказал генеральный директор Группы Синара Михаил Ходоровский.

Михаил Ходоровский: «Группа Синара занимает около 85% отечественного рынка путевого машиностроения, удерживает первое место в промышленном сегменте локомотивов»

Михаил Ходоровский: «Группа Синара занимает около 85% отечественного рынка путевого машиностроения, удерживает первое место в промышленном сегменте локомотивов»

Время достижений

— Группа Синара — одна из крупнейших в России частных диверсифицированных компаний. Какие направления вашей деятельности сегодня выходят на первый план в связи с существенными изменениями в мировой и отечественной экономике?

— Для Группы Синара последний год стал временем вызовов — и временем достижений. Мы вновь доказали себе, что и в кризисной ситуации можно открывать новые направления бизнеса, начинать новые проекты. Да, безусловно, усложняются задачи, но профессионализм как раз и состоит в том, чтобы соответствовать их масштабу.

При этом важно понимать, что достижение успеха должно сочетаться с заботой о людях. В этом проявляется наша ответственность перед сотрудниками и партнерами.

Все основные холдинги Группы Синара динамично развиваются и за последние три года были существенно диверсифицированы. Так, в холдинге «Синара — Транспортные Машины» появились новые компании, в том числе занимающиеся развитием городского транспорта и концессионным управлением, производством компонентов тяговых электродвигателей для подвижного состава, сервисом железнодорожных путей. Расширила компетенции компания «Синара Алгоритм», которая вместе с инжиниринговыми подразделениями осуществляет разработки инновационных моделей техники, постановку их на производство и сертификацию.

Если говорить о направлениях, где Группа Синара занимает лидирующие позиции, то это, прежде всего, производство электровозов постоянного тока и скоростных электропоездов. Мы занимаем около 85% отечественного рынка путевого машиностроения, удерживаем первое место в промышленном сегменте локомотивов.

Среди перспективных направлений можно выделить проекты, обеспечивающие сложные комплексные поставки для строительства и обслуживания крупных технологических объектов и инфраструктурных проектов.

В прошлом году в контуре Группы Синара появилась компания «КриоГаз», развивающая бизнес по производству и поставке технических газов: кислорода, азота и аргона. Ее производственные площадки расположены в Центральном, Северо-Западном, Южном, Уральском и Сибирском федеральных округах, а продукция поставляется крупным металлургическим и химическим комбинатам.

— Как машиностроительный дивизион «Синара — Транспортные Машины» содействует появлению в России новых образцов подвижного состава? Расскажите о наиболее значимых разработках СТМ, которые мы сможем увидеть в ближайшей перспективе.

— Безусловно, одной из наиболее значимых разработок стал новый полностью отечественный скоростной электропоезд «Ласточка-М» серии ЭС104, к работе над которым завод «Уральские локомотивы» приступил в прошлом году. Уже в октябре планируется завершить приемочные и сертификационные испытания, и надеюсь, что до конца года поезд выйдет в регулярные рейсы на железные дороги страны.

Кроме уникального отечественного асинхронного двигателя и тягового оборудования, у ЭС104 появится новая маска с улучшенными аэродинамическими свойствами. Созданная модель станет базовой платформой для целой линейки скоростных электропоездов, оснащенных российским тяговым оборудованием, включая двигатели. Благодаря универсальности разработки в дальнейшем можно будет проектировать и выпускать поезда под любые запросы и требования перевозчиков: с высоким ускорением (до 1 м/с) для больших агломераций и для регионов с небольшим пассажиропотоком.

Еще одна разработка холдинга СТМ — магистральный тепловоз 2ТЭ35А. Это самый мощный тепловоз в России, по тяговым свойствам он заменяет три секции шестиосных локомотивов. Конструкцией предусмотрены современные цифровые решения для облегчения труда машиниста и повышения безопасности движения. Локомотив создан для работы на магистральных путях Восточного полигона, а в перспективе — неэлектрифицированных участках БАМа и Северного широтного хода.

Развивается производство путевой техники, создаются ее новые виды — наши предприятия приступили к производству новой скоростной платформы для контейнерных перевозок, современного модуля пожаротушения, снегоуборочного поезда. Ведется разработка нового рельсошлифовального поезда.

— В марте 2023 года был дан официальный старт работы Челябинского завода городского электрического транспорта. Как сегодня развивается это производство?

— Отмечу, что это завод полного цикла, построенный в рекордные сроки — за 8 месяцев. Здесь действуют заготовительное производство, сварочный участок, антикоррозионная обработка каркаса кузова, сборка, испытательный блок и сдаточный участок. До конца июля этого года завод выпустит 32 машины, а первые 15 троллейбусов «Синара-6254» уже успешно прошли обкатку на городских маршрутах. Всего в рамках концессионного соглашения Группа Синара поставит Челябинску 168 машин, часть из которых — с автономным ходом, а также проведет модернизацию контактной сети и инфраструктуры, включая депо.

При наличии соответствующего спроса мощности завода позволяют производить до 1200 машин в год. При этом потребность регионов в обновлении подвижного состава очень велика, и я уверен, что троллейбусы производства ЧЗГЭТ будут востребованы и в других городах страны. Это современные машины с увеличенной площадью остекления и расширенными дверными проемами, которые гарантируют удобную посадку и высадку пассажиров, в том числе маломобильных.

По госконтракту работы по строительству второй части кампуса Уральского федерального университета должны завершиться осенью 2025 года

По госконтракту работы по строительству второй части кампуса Уральского федерального университета должны завершиться осенью 2025 года

Современная система управления электродвигателем обеспечивает максимальную общую энергоэффективность троллейбуса в среднем на 15% выше, чем у аналогов, а запас автономного хода даст возможность проложить маршрут в районы, не оборудованные контактной сетью. И конечно, в машине предусмотрено всё необходимое для обеспечения комфорта водителя и пассажиров — от эргономичного водительского кресла и климатической системы до USB-слотов и современных систем информирования.

Здесь же, на площадке ЧЗГЭТ, планируется производство электробусов.

Город в городе

— Какие наиболее значимые проекты в девелоперском портфеле Группы Синара?

— Сейчас повышенное внимание закономерно приковано к району Новокольцовский в Екатеринбурге. В июне 2023 года Синара-Девелопмент завершила строительство объектов Международного фестиваля университетского спорта. После окончания соревнований самый современный в стране Дворец водных видов спорта станет доступен для профессионалов и любителей плавания, а остальные объекты — пять комплексов общежитий, общественный и медицинский центры, тренировочное поле — станут частью кампуса Уральского федерального университета.

Здесь же, в Новокольцовском, мы приступаем к строительству второй части кампуса: возводятся учебные корпуса Института радиоэлектроники и информационных технологий, Института экономики и управления, а также Специализированного учебно-научного центра для школьников (СУНЦ). Проект строительства кампуса УрФУ реализуется по поручению Президента России в рамках нацио­нального проекта «Наука и университеты». В строгом соответствии с госконтрактом завершим работы осенью 2025 года. Жить студенты будут в уже построенных общежитиях, которые рассчитаны на 8,5 тыс. человек.

Мы тесно взаимодействуем с УрФУ и совместно стремимся создать новые уникальные возможности для студентов и школьников. Например, в СУНЦе планируется создать лаборатории механики, робототехники, астрономии, молекулярной физики, оптики и укомплектовать их самым современным оборудованием. В Институте радиоэлектроники и информационных технологий появятся лаборатории исследований сигналов и изображений методами искусственного интеллекта, радиолокации и радионавигации, метрологии и радиоизмерений, центр российских вычислительных технологий и многое другое.

Рядом с кампусом УрФУ планируется строительство технопарка электронной промышленности. Таким образом, на юго-востоке уральской столицы будет образован мощный науч­но-образовательный кластер. А принимая во внимание тот факт, что в районе продолжается активная жилая застройка, Новокольцовский станет «городом в городе» — здесь будут жилье, школы, детские сады, спортивные комплексы, рабочие места и, надеюсь, вся необходимая инфраструктура для комфортной жизни.

— Одно из направлений деятельности Группы Синара — туристско-рекреационный бизнес. Есть ли в этой сфере масштабные проекты?

— В Карачаево-Черкесии мы приступили к реализации проекта «Архыз-1700», который является развитием действующего курортного поселка, возведенного в ущелье Архыз на более низкой высоте. Мастер-планирование предусматривает размещение на территории в 13,6 га гостиниц категорий от 3 до 5 звезд и горнолыжных трасс по стандартам ski in/ski out. Учитывая опыт реализации Группой Синара проекта по строительству всесезонного курорта Архыз, предложены решения по замещению технологического оборудования комплексов, систем динамического освещения и обеспечения контура безопасности. Уверен, что «Архыз-1700» придаст импульс развитию всей туристической сферы республики.

Также с Правительством Свердловской области прорабатываем частную концессионную инициативу по реализации проекта комплексного развития горнолыжного курорта «Гора Белая». Это будет одна из первых в стране концессий в сфере туризма.