Найти тему

Чему учили на уроках математики в российских дореволюционных гимназиях. Не вижу логарифмов, интегралов и производных...

Ну, как-то так:

По учебному плану на математику, математическую географию, физику и естествоведение отводилось в неделю по всем классам 37 уроков, из которых 6 уроков – на физику и 2 урока – на естествоведение.

ТО ЕСТЬ: 37 уроков в неделю за 8 лет обучения, т.е. меньше 5 часов в неделю (сравни с 12 часами "только на математикутолько в 10-11 классе сейчас".

При этом в VII классе изучались два урока тригонометрии и два урока на повторение арифметики и алгебры,

В VIII классе – один урок на окончание алгебры, один урок на математическую географию и два урока на повторение геометрии.

В курсе арифметики были представлены вопросы: нумерация десятичной системы; действия над целыми отвлеченными числами; таблицы русских мер; раздробление и превращение именованных чисел; действия над составными именованными числами; признаки делимости чисел на 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9 и 10; разложение чисел на простые множители; действия над обыкновенными и десятичными дробями (как отвлеченными, так и именованными); периодические дроби; метрическая система мер; отношения и пропорции; приложение арифметических действий к решению задач (учета векселей, пропорционального деления и смешения) и др.

В курсе алгебры планировалось изучение следующих вопросов: алгебраическое «знакоположение»; нахождение численных величин алгебраических выражений; приведение подобных алгебраических количеств; сложение, вычитание, умножение одночленов и многочленов; деление одночленов; решение простейших уравнений 1-й степени с одною неизвестной; деление многочленов; разложение алгебраических выражений на множители; нахождение общего наименьшего кратного нескольких данных количеств; действие над алгебраическими дробями. Решение определенных уравнений 1-й степени с одной и многими неизвестными и задач, к ним приводящим; возведение одночленов в степени и извлечение корней из одночленов; извлечение квадратных корней из чисел и алгебраических количеств; решение простейших уравнений 2-й степени с одною неизвестной и задач, к ним приводящим; пропорции и применение их к решению задач; исследование уравнений 1-й степени и решение квадратных уравнений с одною неизвестной и задач, к ним относящихся; общее исследование квадратного уравнения и свойства корней этого уравнения; свойства трехчлена 2-й степени; решение простейших уравнений 2-й степени с двумя неизвестными; действия над радикалами; решение неопределенных уравнений 1-й степени; прогрессии и приложение их к вычитанию и к решению задач; общий наибольший делитель; извлечение кубических корней; непрерывные дроби и их простейшие применения; теория сочетаний; бином Ньютона; задачи на приложение алгебры к геометрии.

В курс геометрии были включены следующие вопросы: прямая и круговая линия; «мера прямой линии»; прямолинейные углы и понятие о мере их; свойства перпендикулярных и наклонных линий; равенство треугольников и их свойства; свойства параллельных линий; четырехугольники и многоугольники; круг; свойства хорд, секущих, касательных и мера углов, составленных этими линиями; положения двух кругов; треугольник и правильные многоугольники, вписанные в окружность и описанные около нее; пропорциональность прямых линий и подобие треугольников и многоугольников; главнейшие соотношения между сторонами треугольника и четырехугольника и другими линиями, проведенными в них; пропорциональные линии в круге; вычисление сторон правильных многоугольников, вписанных в круг и описанных около него; пределы; отношение окружностей; понятие о вычислении отношения окружности к диаметру; измерение и отношение площадей прямолинейных фигур, круга и его частей; взаимное расположение прямых линий и плоскостей в пространстве; свойства двугранных и многогранных углов; свойства и условия равенства пирамид, призм и правильных многогранников; площади и объемы поверхностей призм и пирамид; подобные многогранники; фигуры вращения (конус, цилиндр, шар) и их сечения; измерение поверхностей и объемов конуса, цилиндра, шара и его частей; отношение поверхностей и объемов подобных цилиндров и конусов, а также поверхностей и объемов шаров.

В курсе тригонометрии предлагалось изучение таких вопросов: тригонометрические величины; соотношения тригонометрических величин одного и того же угла; измерение тригонометрических величин с изменением угла от 0° до 360°; выражения синуса, косинуса и тангенса суммы и разности двух углов; выражение синуса, косинуса и тангенса двойного угла и половины угла; отношение суммы синусов двух углов к их разности; понятие о вычислении натуральных тригонометрических таблиц; соотношения между сторонами и углами прямоугольных треугольников; решение прямоугольных треугольников; соотношения между сторонами и углами косоугольных треугольников; решение косоугольных треугольников; вычисление площадей; измерение линий и углов на земной поверхности; простейшие угломерные инструменты; приложение прямолинейной тригонометрии к производству различных измерений на местности.

Ну и вот примерно такие задачи предлагалось решать на экзамене:

Задача по геометрии. В круг вписан квадрат, площадь коего равна 8 кв. метров.  Около круга описан равносторонний треугольник, одна сторона коего параллельна стороне квадрата. Вся фигура вращается около продолженного диаметра круга, проходящего через вершину треугольника. Вычислить объемы трех тел вращения.

Задача по алгебре. Длинная цилиндрическая стеклянная трубка, запаянная с одного конца, наполнена воздухом. Находившаяся подбарометрическим давлением равным 30 см. рт. ст. и вертикально погружена в ртуть, которая в трубке и в сосуде находится на одном уровне; длина трубки над уровнем ртути в сосуде равна 10 см. Какую длину трубки будет занимать воздух, если поднять трубку еще на 10 см так, чтобы вся высота трубки над уровнем ртути в сосуде была равна 20 см (на основании закона Мариотта относительного постоянства произведения объема газа на давление)»

Или вот такие: