История Наставничества: как человечество эволюцианирует благодаря словам и мыслям

108 прочитали

Гомер, Одиссея, XXII 235, XXIV 456 - легенда о Менторе( нарицательном наставнике). Функция Ментора в античных сказаниях, такая как "маска божества", в литературе нового времени была вытеснена функцией "наставника" (в частности, романы писателей "Приключения Телемаха" Франсуа Фенелона, "Тилемахида" Василия Кирилловича Тредиаковского и другие). Имя Ментора вошло в обиход европейских языков как нарицательное, в смысле наставника или руководителя юношества, со стилистическим оттенком одиозности ("менторский тон").
Гомер, Одиссея, XXII 235, XXIV 456 - легенда о Менторе( нарицательном наставнике). Функция Ментора в античных сказаниях, такая как "маска божества", в литературе нового времени была вытеснена функцией "наставника" (в частности, романы писателей "Приключения Телемаха" Франсуа Фенелона, "Тилемахида" Василия Кирилловича Тредиаковского и другие). Имя Ментора вошло в обиход европейских языков как нарицательное, в смысле наставника или руководителя юношества, со стилистическим оттенком одиозности ("менторский тон").

Наставничество – один из самых древних институтов человеческой цивилизации. Древние люди, повсеместно обретая язык и жизненный опыт стали обмениваться им. Вместе с общинами появлялись целые поселения, регулированием которых велось под наставничеством старейшин. Однако все начиналось не только с этого. Ремесленники, охотники, воины – все они делились опытом, который создавал крепкие связи, а в последующем и целые народы. По сути своей, вся человеческая эволюция обязана своему процветанию в большей степени именно наставничеству. В Древние времена, опыт мог стоит многого и даже жизни. Охотники, добывая добычу, не раз могли получить ранения от диких зверей, земледельцам тщательно приходилось проверять каждое растение и ягоду на предмет ядов, а ремесленники не раз могли падать с деревьев в поисках ресурсов. И лишь через такой тяжелый опыт другие могли получать жизненно необходимые знания, а со временем людей стал беспокоить вопрос: «Как же избежать столь сурового способа получения информации?»

 Наставничество – один из самых древних институтов человеческой цивилизации. Древние люди, повсеместно обретая язык и жизненный опыт стали обмениваться им.-2

Людям необходимо было преобразовать уже имеющийся опыт во что-то еще более совершенное, дабы жизнь потомков была менее суровой, прогресс начал диктовать свои правила еще задолго до высоких технологий. Люди стали добывать уголь, поняли, что такое огонь, методом проб и ошибок узнали, что яды могут быть полезными, начали воздвигать целые полисы и города…

В начале эры люди не жили в том понятии, в котором живет современный человек. В большинстве своем каждый древний человек находился в состоянии скорее «выживания», но в действительности это был обычный быт. Вместе с городами пришло и понятие «комфорта». Теперь люди находились под защитой стражников, улицы охраняли жандармы порядка, мироустройство начинало обретать другие идеи. Человечество начинало задумываться о своем существовании, о мотивах своей цивилизации, где наставничество всегда было рядом…

Сократ – один из великих героев мысли и учителей человечества

 Наставничество – один из самых древних институтов человеческой цивилизации. Древние люди, повсеместно обретая язык и жизненный опыт стали обмениваться им.-3

«Воспитание — дело трудное, и улучшение его условий — одна из священных обязанностей каждого человека, ибо нет ничего более важного, как образование самого себя и своих ближних»

Платон - один из великих мыслителей античности, стоящий у истоков философии государства и права, ученик Сократа

 Наставничество – один из самых древних институтов человеческой цивилизации. Древние люди, повсеместно обретая язык и жизненный опыт стали обмениваться им.-4

«Воспитание есть усвоение хороших привычек»

Аристотель – основатель логики и этики, ученик Платона и учитель Александра Македонского

 Наставничество – один из самых древних институтов человеческой цивилизации. Древние люди, повсеместно обретая язык и жизненный опыт стали обмениваться им.-5

«Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи»

В 349 году до н. э. началась Олинфская война, в которой Македонское царство сражалось с Халкидским союзом и Афинами. Аристотель был выбран на роль посла — афиняне отправили его к македонскому царю Филиппу II. Однако ожидаемого результата философу добиться не удалось — посольство провалилось. 
Вскоре Филипп II попросил философа стать наставником для своего тринадцатилетнего наследника Александра. Аристотель принял приглашение — следующие восемь лет он провёл в Македонии. Аристотель преподавал принцу историю, географию, политику, прививал интерес к естественным наукам. Кроме того, философ приобщал будущего правителя к поэзии. Впоследствии Александр Македонский признавался: «От отца я получил жизнь, а от Аристотеля — то, что придаёт ей ценность».
В 349 году до н. э. началась Олинфская война, в которой Македонское царство сражалось с Халкидским союзом и Афинами. Аристотель был выбран на роль посла — афиняне отправили его к македонскому царю Филиппу II. Однако ожидаемого результата философу добиться не удалось — посольство провалилось. Вскоре Филипп II попросил философа стать наставником для своего тринадцатилетнего наследника Александра. Аристотель принял приглашение — следующие восемь лет он провёл в Македонии. Аристотель преподавал принцу историю, географию, политику, прививал интерес к естественным наукам. Кроме того, философ приобщал будущего правителя к поэзии. Впоследствии Александр Македонский признавался: «От отца я получил жизнь, а от Аристотеля — то, что придаёт ей ценность».

Мысли древности именовали наставничество воспитанием. Однако суть его никогда не была оторвана от человеческих реалий. Учение мудрости самих философов передавалось с помощью наставничества. От поколения к поколению… Платон был учеником Сократа, он познавал мир из уст мастера, однако и Платон имел свои представления и суждения о мире, догмы Сократа не были инструментами идеальной жизни в действительности, Сократ давал наставления, говорил об этом всем, опираясь именно на свой пережитый жизненный опыт. «Диалоги Сократа» - произведение Платона, которое было написано, вопреки мысли самого философа: «Всё, что человек говорит не из собственного опыта, то недостойно доверия. Даже если он цитирует меня». Однако истина Сократа была сохранена и дошла она до современности. Сократ также особое внимание уделял образованию и воспитанию не только как дисциплине, которая необходима для самопознания и эрудиции, но и как образу жизни, тому самому образу наставника.

 Наставничество – один из самых древних институтов человеческой цивилизации. Древние люди, повсеместно обретая язык и жизненный опыт стали обмениваться им.-7

Аристотель и Платон и вовсе в конце концов имели разные точки зрения об устройстве мира, однако именно их дискуссии и учение на равных смогли построить два кардинальных разных, но становлений.

Идеи воспитания, совершенствования и наставничества еще долго будут скрываться под разными эгидами времен.

 Наставничество – один из самых древних институтов человеческой цивилизации. Древние люди, повсеместно обретая язык и жизненный опыт стали обмениваться им.-8

Никколо Макиавелли мыслитель эпохи Ренессанса, наставник понятия «Государь» и автор одноименного произведения

 Наставничество – один из самых древних институтов человеческой цивилизации. Древние люди, повсеместно обретая язык и жизненный опыт стали обмениваться им.-9

«Человеку разумному надлежит избирать пути, проложенные величайшими людьми, и подражать наидостойнейшим, чтобы если не сравниться с ними в доблести, то хотя бы исполниться ее духа»

Жан-Жак Руссо – автор трактата о воспитании «Эмиль», виднейший представитель сентиментализма

 Наставничество – один из самых древних институтов человеческой цивилизации. Древние люди, повсеместно обретая язык и жизненный опыт стали обмениваться им.-10

«Вовсе не обязательно делать из человека философа прежде, чем делать из него человека»

Отдельно стоит отметь дворянских наставников XVIII века, когда услуги «учителей на дому» были очень популярными. Во многих дворянских семьях XVIII века родители, как правило, не занимались непосредственным домашним воспитанием и образованием молодых дворян, преимущественно они лишь старались тщательно его контролировать.

 Наставничество – один из самых древних институтов человеческой цивилизации. Древние люди, повсеместно обретая язык и жизненный опыт стали обмениваться им.-11

По мере взросления дворянских детей менялись и их наставники, которые имели большое значение для домашнего воспитания и образования молодых дворян. Так как беззаботное детство у дворянских детей заканчивалось рано — обычно в четырехлетнем, либо пятилетнем возрасте, то с этого момента для их нравственного воспитания нанимали няню. Именно она занималась процессом воспитания.

В шесть-семь лет происходило расширение программы домашнего воспитания и образования молодых дворян. В это время в систему воспитания и обучения включают общеобразовательные предметы. В связи с этим происходит и расширение количества наставников, чей профиль был известен также под профилем гувернера. В их обязанности входило как умственное, так и нравственное воспитание молодых дворян. Они занимались с детьми изучением различных предметов — танцев, музыки, этикета, иностранных языков. Занимаясь нравственным развитием дворянских детей, они учили их правильному поведению, которое соответствовало бы их высокому происхождению и статусу в обществе. В соответствии с этим гувернеры приучали детей к соблюдению дисциплины, послушанию и уважению родителей, достойному и учтивому поведению не только в светском обществе, но и с низшими сословиями. Помимо выполнения своих обязанностей, гувернеры помогали детям с выполнением уроков, чтением книг, а также следили за здоровьем и внешним видом молодых дворян

В особенности интересен опыт педагога, чья основная научная деятельность в области наставничества приходилось на нелегкие времена Октябрьской революции 1917 года:

Антон Макаренко – советский писатель, величайший педагог XX века, человек, открывший миру природу «коллектива»

 Наставничество – один из самых древних институтов человеческой цивилизации. Древние люди, повсеместно обретая язык и жизненный опыт стали обмениваться им.-12

«Со мной работали десятки молодых педагогов. Я убедился, что как бы человек успешно не закончил педагогический вуз, как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом, я сам учился у более старых педагогов»

Начало XX века поднимало тему наставничества в приоритет. В особенности, данная тенденция поддерживалось в СССР. Новой стране необходимы были новые способы воспитания и обучения, которые могли бы построить новое общество. Однако это продлится недолго. Две Мировые войны сметут идеи новой педагогики, они наметят свой курс на дисциплину и твердый металл. Мануфактурная революция достигнет своего пика. Производство – вот, что было необходимо странам. Профессии и твердые навыки будут актуальны некогда как кстати, а вот о мягких навыках на время забудут…

70-ые – 80-ые прошлого века снова заявили о наставничестве, ведь человечеству предстояло священная миссия – восстановить тот мир, который они разрушили. Человечеству необходимы были лидеры и наставники, которые сказали бы, что «пришло пора идти к просвещению, пришло время пройти прошлое и строить настоящее».

Наставники необходимы были во всех сферах жизни, не только в педагогике. И это обуславливалась не только быстрыми темпами развития, но и возрождением «профессионального становления». Кадровая политика снова видит актуальность в «мягких навыках», с того момента необходимо было воспитывать не просто специалистов, а профессионалов, которые в будущем смогли бы обеспечить стабильность, передавая свой опыт посредством идеального инструмента – наставничества.

Одним и самых первых английских авторов, пытавшихся дать определение наставничеству, был Дэвид Меггинсон, который писал: «Наставничество – существенная помощь персоналу, который нуждается в перспективе, в видении будущих возможностей. Наставничество требует некоторого уровня доверия, потерянного в отношениях “судейского” линейного менеджмента, требующего поддержания дисциплины и оценки уровня мастерства и профессионализма».

Дэвид Клаттербак в 1991 году писал в своей книге

«Каждый нуждается в наставнике»: «Наставник – это человек, обладающий опытом, готовый делиться своими знаниями с менее опытными людьми в обстановке взаимного доверия. Первейшей характеристикой наставника должно быть совмещение в одном лице ролей родителя и сверстника, он должен быть своего рода переходной фигурой в развитии индивида. Наставничество включает в себя коучинг, фасилитацию, консультирование и создание сети контактов. Не нужно поражать своего протеже знаниями и опытом. Наставник просто должен поднимать дух и поощрять ученика, делясь с ним своим энтузиазмом по отношению к своей работе»

Какаши - популярный персонаж поп-культуры (мультипликационное аниме "Наруто"), который часто ассоциируется с идеальным наставником.
Какаши - популярный персонаж поп-культуры (мультипликационное аниме "Наруто"), который часто ассоциируется с идеальным наставником.

Небывалый подъем понятия наставничества, чья преемственность дошла и до наших дней. История наставничества велика. Опыт философов, педагогов, писателей и политиков построил огромный фундамент. Оставался лишь вопрос – «Как мы им воспользуемся?»

 Наставничество – один из самых древних институтов человеческой цивилизации. Древние люди, повсеместно обретая язык и жизненный опыт стали обмениваться им.-16

К завершению стоит сказать, что 2023 год является годом Педагога и Наставника. Данная тема как нельзя кстати актуальна.

А что Вы думаете о наставничестве в наше время? https://forms.gle/KmJ8hYAwwuVeopoR8 - можете высказать свое мнение в данном опросе!