Найти тему
Нижегородский Мечтатель

Герцог Карл I Бурбон – дела военные и политические

Став фактически главой дома Бурбонов еще при жизни отца, юный Карл, граф Клермон, оказался в довольно сложном положении. После поражения партии арманьяков и гибели их лидера Бернара VII, Карл Бурбон был вынужден подчиниться герцогу Бургундскому Жану Бесстрашному.

Несколько позже, в 1425 году, состоялся и брак Карла – на дочери уже погибшего Жана Бесстрашного и сестре действующего герцога Бургундии Филиппа III, Агнессе Бургундской (1407-1476). Так что, на этом этапе новых земельных приобретений дом Бурбонов не получил, Бургундские Валуа сами были далеко не прочь что-нибудь прихватить лишнего, выдача земель в приданное дочерям вовсе не соответствовала их политике.

Карл Бурбон и Агнесса Бургундская
Карл Бурбон и Агнесса Бургундская

Но план бургундцев по отрыву герцогского дома Бурбонов от законного короля Франции провалился – Карл Бурбон так и воевал за Карла VII, отметившись в нескольких важных и известных битвах, но не слишком удачно, например, в Селёдочной битве (Битва при Руврэ)1429 года. Её он проиграл, французы мало того, что не смогли остановить английский обоз с продовольствием (собственно, поэтому битва и называется «селедочная», везли рыбу), шедший к их армии, осаждавшей Орлеан, так еще и понесли более чем серьезные потери.

Самого Карла Клермона (в этот период его называли именно так) обвинили в трусости и он, по-видимому, от обиды покинул осажденный Орлеан со своим отрядом и раненым Жаном, Бастардом Орлеанским, еще одним из французских командиров.

-2

Англичане, кстати, считают эту битву, в чисто техническом, военном плане незначительным событием, о которой можно было бы и забыть, как о мелкой стычке, если бы не оглушительный моральный эффект. Ведь в итоге, англичанин Джон Фальстаф триумфально прорвался к своей голодающей армии, с рыбным обозом при, казалось бы, безнадежном соотношении сил. Французы же сильно пали духом – их кавалерия (да еще и при поддержке артиллерии) была разгромлена мало того, что опять лучниками, да еще и обозным «мужичьем» вдобавок.

-3

Карл и далее сражается за короля, присутствует, разумеется на коронации Карла VII в 1429 году, как один из самых значительных его сторонников. Уже после того, как Карл Бурбон стал герцогом (1434 год), он принимает участие в знаменитой Прагерии 1440 года. Собственно, Карл Бурбон и был зачинщиком этого мятежа, названного так по аналогии с гуситским движением в Чехии (где центром восстания была, естественно, Прага). Если я правильно понимаю – и там мятежники, и во Франции тоже, а так в целом, точек соприкосновения у гуситов и французских аристократов для сравнения, мягко скажем, маловато.

С одной стороны, герцог Бурбон, как зять Филиппа III Доброго, способствовал заключению мира между Бургундией и королевским домом Франции в 1435 году (Аррасский договор). Но последовавшие события уже не отвечали интересам крупных феодалов Франции, даже тех, кто изначально был лоялен Карлу VII. Как и после мира в Бретиньи 1360 года, Францию захлестнула волна «высвободившихся» банд наемников – скиннеров («шкуродеров» или «живодеров»). В первую очередь надо было решать эту проблему.

Франция 1429 год
Франция 1429 год

По сравнению со временем после мира в Бретиньи ситуация была куда лучше – король крепко сидел на троне, и Франция не терпела поражений. Карл VII в 1439 году созывает Генеральные Штаты в Орлеане, на которых помимо разбираемого вопроса продолжения войны с Англией, главным было постановление о создании постоянной королевской армии и учреждении налогов на её содержание.

То есть, решили бороться не только с последствиями, но и с самой причиной анархии в государстве – нет наемников, нет и их грабежей. Так как наемники все же были ценным военным ресурсом, то предполагалось их интегрировать в королевскую армию, что чуть позже и было осуществлено в отношении самых боеспособных и лояльных королю «разбойных» капитанов. В частности, на их основе и формировались первые ордонансовые роты. Так что война теперь была исключительно делом короля, он формировал отряды и назначал офицеров.

-5

Высокие сеньоры с таким положение не смирились, военная власть ускользала из их рук. Герцог Бурбон и склонил к мятежу молодого и уже тогда дьявольски амбициозного (но пока еще не слишком хитрого) дофина Луи. К ним присоединились почти все принцы крови – герцоги Бретани де Дрё (а вот младший из бретонцев, Артур Ричмонд, сам будущий герцог, стоял за короля), Валуа-Алансон, Луи Бурбон-Вандом, Валуа-Орлеанов же «представлял» бастард Жан Дюнуа, так как оба его законных брата всё еще сидели в английском плену. И, разумеется, некоторые другие значительные сеньоры Франции также присоединились к мятежу.

Франция 1435 год
Франция 1435 год

Собственно, цель Прагерии заключалась в захвате короля (не низложении, этого пока еще не смели) и объявлении регентом молодого дофина Луи. Ну, а тот обещал аристократам вернуть всё «по-старому». Знали бы они, что, сам став королем, Луи так прищемит всем хвосты, что его отца будут вспоминать как великого гуманиста и очень покладистого для аристократов монарха.

Провалилось всё с треском – мятеж шел всего-то с февраля по июль одного 1440-го года. Карл VII ведь не с нуля стал формировать свою армию со своими же капитанами – всё это у него уже было, эта армия и принялась лихо громить не успевших толком собраться мятежников. Карл Бурбон вместе с другими мятежниками отступает в «родную» Овернь, где с удивлением и досадой обнаруживает, что овернские города и знать не на его стороне – «У нас есть король». Аристократы и дофин сдаются на милость короля, подписывая договор в Кюссе, как раз в Оверни, во владениях Карла Бурбона.

Примечательно, что король простил не только сына, но и всех крупных мятежников – Бурбонов, бретонцев, Алансона и Дюнуа. (Некоторые из такой королевской милости надлежащих выводов не сделали). А вот баронскую «мелочь», предавшую короля и последовавшую за крупными феодалами, подвергли весьма суровым репрессиям, последовала волна казней и конфискаций.

-7

Относительно же высшей знати, король мягко решал вопрос их недовольства выдачей некоторых пенсий. С другой стороны, Карл Бурбон лишился некоторой (но небольшой и не слишком значительной) части своих земельных владений. Позже он еще дважды пытался возглавить заговор против короля, но Карл VII реагировал превентивно, больше увещевая потенциальных мятежников. Однако, все свое влияние при дворе, Карл Бурбон c начала 40-х годов XV-го столетия безнадежно потерял, и был вынужден последние годы жизни спокойно обитать в Бурбоннэ и Оверни, не вмешиваясь вынужденно в государственные дела.

Скончался он в 1456 году, ну а далее уже о делах семейных. Ибо, как выяснилось с течением времени, именно герцог Карл допустил несколько серьезных просчетов (возможно, вынужденно), которые и привели в конечном итоге к краху и исчезновению старшей ветви дома Бурбонов, открыв дорогу к трону Вандомам.

Продолжение следует...