Найти в Дзене
Спорт-Экспресс

«Драки были жесткие, но достойные. Могли, правда, боевой пистолет наставить». Воевода – о работе охранником

Чемпион мира по бобслею и армрестлингу вспоминает свое прошлое.

Алексей Воевода. Фото Никиты Успенского, «СЭ»
Алексей Воевода. Фото Никиты Успенского, «СЭ»

В начале 2014 года перед Олимпийскими играми в Сочи знаменитый российский бобслеист-разгоняющий, чемпион мира и призер Олимпиад в этом виде спорта, а также трехкратный чемпион мира по армрестлингу Алексей Воевода дал большое интервью «СЭ» в рамках рубрики «Разговор по пятницам» Юрию Голышаку и Александру Кружкову. Читайте рассказ Воеводы о том, как он в молодости работал охранником и официантом и о том, почему он стал вегетарианцем.

– Вы перепробовали массу профессий. Были и грузчиком. Самое тяжелое, что поднимали там?

– С чем только фуры не разгружал. Моторы, станки, коробки… А нынче все профессии совмещаю. Профессиональный бобслеист – он и грузчик, и механик. Так за сутки уматываешься, что сон отличный, детский.

– Так же вы работали инкассатором, охранником на дискотеке. Прошли через сложные ситуации?

– Как инкассатор – нет. А в охране всякое бывало. Например, летят пятнадцать на одного...

– И что делать?

– Учу. Может, пригодится. Тебя окружили? Вычисли самого слабого. Бей его и беги. Если чувствуешь, что нагоняют, – разворачивайся, снова бей и дальше беги. По одиночке их отсекай. Но если подготовлен физически и тактически, при таком скоплении народа особых трудностей не возникнет. Встань в угол, никого не подпускай. Троих-четверых завалил – остальные не полезут.

– Зато могут вытащить ствол. Или нож.

– Это сейчас кругом поножовщина. Чуть что – из «травматики» палят. Прежде такого не было. Драки были жесткие, но достойные. Могли, правда, боевой пистолет наставить. Припугнуть.

– И на вас наставляли?

– Случалось. Но вы же видите, я жив-здоров – значит, никто в меня не стрелял. Ума хватало. У меня, кстати, был шикарный напарник. Рост – 165 сантиметров. Уличный боец, каратист. В драке – просто зверь! Иногда просил: «Леха, дай размяться». И я наблюдал со стороны, как он укладывает огромных детин. А дядечки эти потом рассказывали, что их поколотила бригада ОМОНа...

– Долго трудились в охране?

– До 23 лет. Я уже армрестлингом занимался, после переключился на бобслей. Но с деньгами было туго – вот и подрабатывал.

– Разрыв сетчатки вы получили после сильного удара по лицу?

– Ребята, я бы ослеп при таком диагнозе! Слава богу, у меня был всего лишь небольшой надрыв. Лазером запаяли. Думаю, последствия жутких перегрузок, которые в бобе испытывает любой человек. Да и падения неизбежны. Такой уж наш вид спорта – можно легко искалечить здоровье.

Алексей Воевода. Фото Федора Успенского, «СЭ»
Алексей Воевода. Фото Федора Успенского, «СЭ»

– Из всех профессий какая давалась особенно мучительно?

– Я работал официантом и барменом. Вот это – не мое. Могу улыбаться человеку только искренне. Была ситуация, когда гражданин мне, официанту, нагрубил. А я ответил в том же духе.

– Прекрасная история.

– Обычный хам, каких много. Поставил ему пиво, он полбокала отхлебнул – отодвинул: «Это что?! Неси другое!» И пошло, слово за слово. Он: «Да ты кто такой?!» – «Прежде всего человек, и разговаривать со мной надо, как с человеком…» Я полез на рожон.

– Выкинули гражданина с крыльца?

– Никто никого не кидал. Меня несколько человек вовремя остановили. Сижу в сторонке, думаю: «Все, или уволят, или убьют». В таких местах отдыхали непростые люди.

– Что дальше?

– Он машет рукой – подойди, мол. Я не иду. Тебе надо, ты и иди ко мне. Он подошел, пожал руку: «Братан, благодарю, меня так еще не обслуживали. Ты нормальный пацан. Но это не твое место, не твоя профессия. Меняй ее быстрее…» Заплатил хорошие чаевые, к слову.

– Работу сменили?

– Тут же.

– Но опыт бармена с вами?

– Текила-бум!

– Значит, все уловки барменов с недоливом для вас смешны?

– Да, вижу сразу. Обманывают везде, во всех странах. Я привык. Но это ерунда по сравнению с хитростями строителей. Никаким барменам не снилось.

– Когда готовили коктейль в последний раз?

– Ой, давно. Я лет десять не употребляю алкоголь. И коктейль сегодня делать никому не стану. Своими руками травить человека. Даже вино – яд!

– За десять лет – ни грамма?

– Давайте считать. Бросил после Турина. Получается, не десять лет, а восемь.

– Что заставило?

– Если спортсмен вникнет в биохимические процессы организма, пить уже не станет. Понимает, что делает с сосудами этиловый спирт. И курить не будет, и к мясу не прикоснется…

Алексей Воевода. Фото Юрия Голышака, «СЭ»
Алексей Воевода. Фото Юрия Голышака, «СЭ»

– Боже. Мясо тоже яд?

– Конечно! Люди, изучающие биохимию, нудные. Но поговорить с ними стоит. Очень советую. А сам мясо не ем уже три с половиной года.

– Можно держать себя в такой форме – без мяса?!

– Без него даже легче. Это не самый богатый белком продукт. Расщепляясь, мясо дает мочевину и еще кучу едких соединений. Вместе со свининой и говядиной вы усваиваете женские половые гормоны. Сами начинаете мутировать по женскому типу.

– Вот этого особенно не хотелось бы.

– В вашем организме наступает дисбаланс. Посмотрите, как много в нашем поколении молодых людей с огромной задницей, пузом и висящей грудью. Мутация! А знаете, что было в 1815 году?

– Что?

– Вид тогдашнего толстяка вас бы изумил. По сегодняшним меркам он довольно подтянутый мужчина. Средний типаж. Ну, животик. А его в цирке показывали как диковину. Поймите, я никого не агитирую. Меня самого раздражают люди, которые лезут на баррикады: «Нельзя есть животных! Вы мясоеды-трупоеды…» Просто попробуйте отказаться от этого ненадолго. Вам понравится. Кушайте рыбу, она лучше усваивается. Процент мочевины меньше. Как и отравляющих соединений.

– Диеты пробовали?

– «Кремлевскую». По ней ты должен потреблять 80 процентов белка. Постоянно ел мясо. Так у меня температура тела держалась 37,2. Каждый день – интоксикация организма!

– Ужас.

– Просыпался с ощущением, что вот-вот стошнит. Не мог выспаться, сидел на энергетиках. Пил по 15 чашек кофе, чтоб войти в рабочее состояние. Тогда и дошло: что-то здесь не так.

Алексей Воевода и Александр Зубков. Фото Федора Успенского, «СЭ»
Алексей Воевода и Александр Зубков. Фото Федора Успенского, «СЭ»

– Узнали, в чем неправда?

– Да, разобрался. Считается, чем больше потребляешь белка – тем выше уровень тестостерона в крови. Он сжигает жир. Но ложь в том, что эта диета не поднимает уровень тестостерона. У тебя происходит регулярное отравление мясом. После чего организм сражается. Человек худеет – но подумайте: за счет чего? Я почитал академика Уголева, великого человека в области питания, гастроэнтеролога… Мы ведь даже не знаем вкус настоящего мяса. Только соусов да специй.

– Запах котлет раздражает?

– Завязал с мясом, и через пару лет стал раздражать. До отвращения.

– Случайно ничего не попадало?

– Нет. Перепутать сложно. Вот заказал как-то вегетарианский борщ. Приносят. Меня сразу насторожили жировые пятна в тарелке. Животный жир – склизкий, плотный. Растительный – маленькие точечки, он легко расщепляется, не нарушает пищеварительную систему. Спрашиваю: «На чем варили-то?» – «На говяжьей косточке, конечно» – «Спасибо, унесите».

– Теперь ваш рацион – вода, овощи и фрукты?

– Летом – да. Зимой, к сожалению, так питаться не получается. В Сочи качественных фруктов и овощей в такое время года не найти. Разве что мандарины. Был момент, поглощал их килограммами, но это не то. Хочется разнообразия. Так что сейчас грешу, ем сыр, каши. Но все равно – никакого мяса.

– В сборной врач или тренер переубедить не пытались?

– Знают – бесполезно. Меня никто не трогает.

– А раньше какими-то перцами сжигали себе желудок изнутри. Мы вашу биографию изучили.

– Да это ляпнул в интервью Семен Макаров (бывший тренер сборной России по разгону. – Прим. «СЭ»). У него больное воображение. Кто хоть что-нибудь смыслит в физиологии, никогда не скажет: «сжигает желудок изнутри». Мне просто нравится острая пища. В Европе блюда часто подают пресными. Чтоб еда вызвала хоть какие-то эмоции, присыпал перцем. К тому же это неплохой антисептик. У спортсменов максимальная физическая форма всегда сопряжена со снижением иммунитета. Его надо поддерживать. Вот и налегаю на перец, чеснок. Я же вырос на Кавказе, где в кухне композиция пестрая – от ярко-острого до ярко-соленого.