Найти тему
Сколково

Из маркетплейса в маркетспейс

Оглавление

В последние годы банки и финтех-компании активно развивают цифровые сервисы. В этом помогают специальные платформы — финансовые маркетплейсы, выступающие универсальным инструментом для управления финансами как для простых граждан, так и для бизнеса.

На таких площадках можно не только заключить контракт и оформить кредит на реализацию проекта онлайн, но и получить консультацию, юридическую поддержку, завязать деловые отношения.

В 2016 году в России появился первый финансовый маркетплейс продуктов для B2B и B2G «Всероссийский банковский центр» (ВБЦ). Платформу запустил резидент «Сколково» — компания «ВБЦ ЛАБ». Изначально площадка работала как агрегатор, собирающий информацию о госзакупках. Но со временем функционал расширился, и сервис начал помогать клиентам получать банковские гарантии и привлекать финансирование.

Подбор тендеров, регистрация в системах госзакупок, участие в торгах, кредитование, сопровождение торговых операций, мониторинг, поиск и анализ партнеров, консультации, бизнес-мессенджер и десятки других функций сделали площадку востребованной. И уже через четыре года ВБЦ стал крупнейшим финансовым маркетплейсом для участников Госзаказа с охватом рынка электронных банковских гарантий более 50%. Сегодня через платформу проходят на конкурс более 60% участников государственных торгов.

Удобный инструмент

«Мы задумались над тем, чтобы сделать по-настоящему универсальный, удобный инструмент для любого предпринимателя, которому надоело тратить усилия на искусственно запутанные действия», — рассказывает управляющий партнер группы компаний «ВБЦ» Михаил Слободинский. Платформа моментально подбирает тендер, выдает ротацию из банков, помогает получить гарантию или кредит.

Предложения от десятков банков и работа с ними полностью оцифрованы: все продукты собираются в один личный кабинет, работает собственная система электронного документооборота и своя скоринговая модель. Вместо привычных визитов в банки и бумажной волокиты пользователи бесплатно получают необходимые услуги в режиме онлайн.

За 8 лет партнерами ВБЦ стали «Газпромбанк», «Промсвязьбанк» и десятки крупнейших банков России. Маркетплейс ежедневно обеспечивает порядка 2,5 млрд рублей банковских гарантий для участников тендерного рынка.

Два года назад в функционале маркетплейса появился бизнес-мессенджер TenChat, который быстро перерос в настоящую деловую соцсеть. Изначально мессенджер был встроен в маркетплейс для внутренней коммуникации. Однако решение вызвало большой интерес и было выделено в отдельный сервис.

С запуском TenChat команда попала прямо в яблочко: пандемия, в разгар которой стартовал проект, сильно ударила по деловым коммуникациям. Многие компании перешли на удаленный режим работы, начали появляться различные бизнес-сообщества. Так что новая социальная сеть буквально стала глотком свежего воздуха для предпринимателей. С начала 2022 года заработала новостная лента из событий участников сети, способная подстраиваться под поведение пользователя.

«У нас не было задачи создавать новую соцсеть и конкурировать с существующими пабликами. Развивая проекты, мы всегда отталкиваемся от нужд потребителя. Если мы видим, что ему чего-то не хватает, то это обязательно появится в нашем функционале. Так что TenChat развивался и совершенствовался органически», — объясняет Михаил Слободинский.

На сегодняшний день TenChat объединяет 2,5 млн пользователей из разных стран. Большая часть — 45% — это самозанятые граждане, порядка 25% — представители бизнеса и госслужащие, еще 25% — топ-руководители и наемные сотрудники. В прошлом году Минцифры составило перечень рекомендованных российских решений для замены иностранного ПО и ИТ-сервисов, куда вошел и TenChat. Ряд регионов выбрали эту площадку для привлечения инвестиций. В качестве технологической платформы TenChat используют Сбербанк, «Газпром», «МегаФон», «Ведомости» и многие другие компании.

Деловая метавселенная

По словам Михаила Слободинского, финтех-проект, по сути, занимается созданием экосистемы: расширяет ассортимент продуктов, включая все новые виды услуг, и развивает сотрудничество с другими компаниями. «Мы позволяем людям и компаниям взаимодействовать на наших платформах напрямую», — говорит Михаил.

Среди важнейших финтех-трендов текущего времени партнер группы «ВБЦ» видит развитие искусственного интеллекта (ИИ), появление онлайн-платформ для управления финансами, расширение использования цифровых платежей, криптовалют и блокчейна. «Одним из главных факторов, который может усилить позиции России в области финтеха, является развитие цифровой экономики. И в последние годы в стране ведется активная разработка технологий, опирающихся на ИИ, big datа и распределенную информацию. Это может стать поддержкой для развития финтех-компаний и укрепить наше положение в мировом сообществе», — считает Михаил.

Все условия для цифровизации есть: РФ занимает одно из ведущих мест по уровню использования финтех-услуг. Согласно отчету PwC, объем этого рынка в 2022 году составил около 600 млрд рублей. В стране активно используются электронные кошельки, онлайн-платежи, запускаются цифровые банки и другие инновационные финансовые продукты. Кроме того, по мнению Михаила Слободинского, создан благоприятный регуляторный фреймворк для развития финтех-индустрии.

Что касается «ВБЦ ЛАБ», то компания также продолжает развиваться и вынашивает далеко идущие планы. Маркетплейс собирается преобразиться в marketSpace, превратившись в деловую метавселенную. В частности, ВБЦ наметил для себя выход на зарубежные рынки и сможет обеспечить импортно-экспортные операции в режиме «незаметно» для малого и среднего бизнеса, а также собирается расширить финансовые услуги за счет инвестиций и страхования. «И это только начало. Мы запустим новое понимание marketSpace, осуществив переход из двухмерного пространства marketplace в трехмерное взаимодействие всех со всеми», — обещает Михаил Слободинский.