Найти тему
Катехизис и Катарсис

За 20 лет меняется все, за 200 лет - ничего

У советского писателя и специалиста по Достоевскому Юрия Селезнева читаю про Михаила Каткова - одного из первых русских радикальных патриотов. Катков относительно известен как главред "Русского вестника" и "Московских ведомостей", первый издатель ряда классиков и романов Достоевского. Но сначала Катков Достоевского разгромил, вогнал в долги и сломал жизнь его брата.

Катков подходил к роли рассерженного патриота очень основательно. Еще в 1862 году он добился от цензуры разрешения вести открытую полемику в печати с Герценом, что ранее было немыслимо. Но по настоящему разошелся с началом польского восстания 1863 года. Первым делом он уничтожил журнал Достоевского "Время", который Федор Михайлович издавал вместе с братом Михаилом за статью "Роковой вопрос". Статью написал не Достоевский, а его сотрудник Страхов. В "Роковом вопросе" утверждалось что польский вопрос нужно решать не военным путем, а мирным духовным соревнованием двух народов. Проблема была в том, что Страхов под статьей не подписался и она вышла как анонимка от имени редакции. В ответку в "Московских ведомостях" Каткова вышла статья в форме доноса, обвинявшая журнал Достоевских в предательстве русских и польской пропаганде. Уже через два дня "Время" был закрыт цензурой, на братьях Достоевских повисли огромные долги, а брат Михаил позже с горя спился и умер.

Катков же с безобидного и забитого интеллигента Достоевского переключился на деятелей рангом повыше. Теперь он отрабатывал следующий темник - польский наместник великий князь Константин - тряпка и недокомандующий, который слишком церемонится с поляками. Что само собой приведет к интервенции в Польшу блока западных держав, Крымской войне 2.0 и концу России. Критика представителя императорской фамилии со стороны журналиста была ранее немыслима. Но к шоку русской общественности император снял наместника Константина, а Каткова не тронул. В Польшу был направлен одиозный Муравьев-Виленский.


Катков же теперь громил уже и министров, особенно доставалось министру внутренних дел Валуеву. Более того - он объявил что в России началась Смута. В 1866 году в "Московских ведомостях" он писал : "Назад тому почти три века Россия так же переживала смутное время. Но предки наши не в пришлых врагах видели главное зло. В сказаниях того времени встречается сильное слово - "русские воры". Предательство и не думало прятаться. И в настоящую пору конечно не обходится без домашних воров, и теперь еще более..."

Таким легким росчерком пера журналист Катков объявил предателями, по сути, министра МВД и ряд высших сановников империи. Валуев добился было у императора запрета "Московских ведомостей", но Катков ослушался царского рескрипта и закрываться не захотел. "Ведомости" продолжили выходить, а вскоре Александр II лично встретился с Катковым и отменил запрет на издание газеты.

Катков до конца жизни оставался убежденным критиком власти справа и бунтовал даже против Александра III, находя того недостаточно жестким. То протестовал против назначения министрами "инородцев", то отечески журил царя за чрезмерную мягкость в отношениях с германскими и австрийскими уважаемыми партнерами. А с Достоевским все же помирился - в "Русском вестнике" публиковались "Преступление и наказание", "Идиот", "Бесы" и "Братья Карамазовы". Впрочем, на гонорары особенно щедр не был и с долгами Федор Михайлович расплатиться так и не сумел.

Автор -
Саня Любомирский

Наука
7 млн интересуются