Чтобы ответить на вопрос: каким должен быть ЕГЭ, надо вспомнить опыт давно минувших дней. Мне посчастливилось учиться вначале в ИГУ, а затем на кафедре теоретической физики МГУ. И на экзаменах в обоих вузах преподаватель, как правило, откладывал в сторону листок, исписанный ответами на билет, а оценивал экзаменующегося по двум или трём коротким устным ответам на его устные короткие вопросы.
Имея успешный опыт сдачи устных экзаменов, а затем многолетний опыт приёма устных экзаменов, при появлении на кафедре в 1996 году первых компьютеров я озадачился вопросом: А нельзя ли компьютер поставить на место преподавателя и позволить ему задавать «устные» вопросы? Компьютер с поставленной задачей прекрасно справился. О том, как начиная с 1998 года он без устали задавал «устные» вопросы школьникам и студентам, я подробно описал в предыдущих статьях. Теперь, с учётом этого опыта, можно представить, как будет проходить электронный ЕГЭ по математике, надеюсь, в 2024 году.
1. Электронный экзаменатор задаст вопрос мгновенно и очень чётко, экзаменующемуся не потребуется переспрашивать вопрос, поскольку он будет в течение всего времени ответа высвечиваться на экране компьютера.
2. Задавая вопрос, электронный экзаменатор, чтобы не тратить время попусту, сразу же предложит 5 вариантов ответа, которые могут прийти в голову экзаменуемого. После принятия решения, школьнику потребуется всего одна секунда для сообщения ответа экзаменатору.
3. Электронному экзаменатору в отличие от преподавателя не составит труда задать не 2 или 3 вопросов, а 15 (30) вопросов, причём по всем разделам экзаменуемой дисциплины.
4. А теперь самое главное преимущество, электронный экзаменатор после получения 15 (30) ответов спросит у экзаменуемого, а не желает ли он продолжить отвечать на вопросы – ведь отведённые на экзамен 15 (40) минут ещё не вышли. Если экзаменуемый раньше отведённого времени закончит экзамен, то при выставлении оценки компьютер премирует за быстроту ответов при условии, что на большинство вопросов ответы даны правильно. Если экзаменуемый продолжит отвечать на вопросы, то компьютер премирует за каждый правильный ответ свыше 15 (30) правильных ответов при том же условии, что на большинство вопросов отвечено верно.
5. Снятие ограничения на число задаваемых вопросов нивелирует случайные ошибки экзаменуемого, которые для человека естественны и неизбежны.
6. У электронного экзаменатора всегда прекрасное настроение и он предельно объективен.
7. Вместо четырёх часового бланкового ЕГЭ электронное ЕГЭ будет длиться 40 минут.
8. Высочайшая достоверность результата электронного экзамена. Случайным образом получить высокие баллы в электронном экзамене невозможно, что следует из биномиального распределения Бернулли:
Здесь в верхней колонке баллы, а в нижней – вероятность их получения при случайном выборе ответов, при условии, что экзаменующийся ответил на 30 вопросов, каждый раз выбирая из 5 ответов.
Сделаем перевод указанных чисел на человеческий язык. Приведённые числа означают, что если миллион школьников попробуют играть в «угадайку», то только одному из миллиона «повезёт» набрать 60 баллов, а 80 баллов случайным образом школьнику бы удалось набрать почти после триллиона тестирований, т.е. без сна и отдыха играть в «угадайку» 30 миллионов лет. А вот для набора 100 баллов случайным образом школьнику пришлось бы родиться раньше рождения вселенной и играть в «угадайку» до сегодняшнего дня.
9. Введение премиальных позволяет при проверки владения базовыми знаниями не просто выявить отличников, а расставить их по ранжиру, т.е. выявить лучшего в школе, в районе, в городе, в регионе и республике - никакой бланковый экзамен этого сделать не может. При электронном ЕГЭ не будет существующего ныне сто балльного потолка, в который каждый год упираются сотни, а с учётом 99 балльников, тысячи школьников. Для самых талантливых школьников ЕГЭ будет своего рода электронной олимпиадой, в которой они будут соревноваться за отметкой выше 100 баллов.
10. Замена бланкового ЕГЭ на электронный означает отмену базового и профильного экзамена – электронный ЕГЭ будет действительно един для всех, как для троечников, так и для супер отличников.
11. Исчезнет понятие вступительная математика. При электронном ЕГЭ школы смогут вернуться к изучению курса математики без нелепого деления на базовую и профильную. Пока существует профильная (вступительная) математика государственные школы не могут выполнять свою важнейшую задачу: научить учиться, поскольку вступительной математикой может овладеть только математически одарённый ученик. А вот пытаться натаскать на решении нескольких типов усложнённых заданий можно любого, что и делают репетиторы. Это до какой степени усовершенствовалось школьное образование в России, что более трёхсот ведущих вузов России на платной основе готовят и выдают дипломы по специальности репетитор.
12. Электронный ЕГЭ по математике будет содержать тысячи вопросов, которые в отличии от 18 типов заданий, будут охватывать полный курс школьной математики.
13. Для проверки экзаменационных работ не потребуется привлекать экспертов. В некотором смысле стоимость проверки работ участников ЕГЭ будет равна стоимости сожжённых компьютером киловатт-часов электроэнергии.
14. Мгновенная обработка результатов электронного ЕГЭ даст точную картину уровня школьной подготовки не только по предмету в целом, но и по каждому его разделу в школах, районах, городах и регионах. Бланковый ЕГЭ в принципе не способен судить об уровне знаний школьников по отдельным разделам математики.
15. Если бы на столе у экзаменуемого оказалась бы пачка листов со всеми вопросами и ответами (5 тысяч вопросов и 25 тысяч ответов), то на поиск листа с первым вопросом, заданным компьютером, могло бы уйти всё время, отведённое для экзамена. ФСБ в этом случае будет отдыхать.
16. Число оригинальных экзаменационных пакетов, согласно формуле числа сочетаний 30 из 5000, сопоставимо с числом атомов во вселенной, более того, каждый пакет формируется в процессе самого экзамена. Отпадает необходимость разбиения банка вопросов на несколько банков вопросов для различных регионов России, необходимость одновременной сдачи ЕГЭ, необходимость большого количества посадочных мест.
17. Компьютерные залы по сдаче ЕГЭ, следуя заранее составленному компьютером расписанию, будут каждый час принимать очередную группу экзаменуемых.
18. Электронный ЕГЭ позволит регулярно проводить через интернет и через компьютерные классы текущий и тренировочный контроль на реальных экзаменационных вопросах, лишая ЕГЭ всех фобий.
19. Для текущего и тренировочного контроля нужно будет выделить 300 вопросов из банка вопросов ЕГЭ, а 200 вопросов с указанием правильных ответов выставить в открытый доступ и оповестить, что все эти 500 вопросов примут участие в ЕГЭ. Сделать это можно и нужно уже осенью этого года. На достоверность результатов ЕГЭ это не повлияет, но очень наглядно покажет школьнику (и учителю), что курс школьной математики нужно изучить в полном объёме.
20. Что касается вопроса, а не испугаются ли школьники электронного экзаменатора, то мой 25-летний опыт электронного тестирования говорит: не испугаются.
21. Как следует из распределения Бернулли, случайно сдать электронный ЕГЭ даже на хорошую оценку невозможно. Это означает, что повторная пересдача до начала приёмной компании возможна.
22. Вместо четырёх часового бланкового ЕГЭ электронное ЕГЭ будет длиться всего 40 минут, и не придётся мучительных две недели ждать результата экзамена.
23.Замечу, что американское ЕГЭ под название SAT, также как и мой тест, предлагает на выбор 5 ответов, но на этом их сходство и заканчивается. Самое главное отличие моего теста от SAT в том, что в моём тесте нет ограничения на число ответов и нет потолка оценки. Те школьники, студенты или учителя, кто преодолевал 100 бальный потолок, действительно владели математикой. За все годы лучший результат 15-минутного тестирования 160 баллов показал студент Нагибин из МГТУ. Точность оценки его знаний 15-минутным тестированием была подтверждена через 3 часа его лучшим результатом решения олимпиадных задач.
24. И специально для тех, кто убеждён, что ответ на тестовый вопрос - это выбор: да или нет и для правильного ответа думать не надо
Мне почему-то кажется, что большинство ответит правильно на этот простой вопрос, но только после 60 секунд думанья.