Павел С-1960 рассказал нам всё подробно: «Видно, комендатура - комендатуре – рознь! Я тоже служил в комендатуре. Так между собой неофициально называли нашу часть в штабе 15 ВА (воздушной армии) - "комендатура обеспечения штаба ВВС КрПрибВО".
Часть была небольшой - 150-160 чел. солдат-срочников, 4 офицера - командир части, замполит, начальник АХО и командир автовзвода. Ну и конечно прапора (куски) - куда ж без них?! Т.е. ещё человек 5 со старшиной части.
Не знаю, почему нас прозвали "комендатурой"? Может быть из-за моего комендантского взвода, который занимался исключительно караульной службой по охране штаба ВВС округа, располагавшегося на пересечении тогдашних ул. Ленина и К. Маркса в столице Латвийской ССР, а также складов артвооружения и автопарка.
Вторым взводом был штабной: КП, метеобюро, чертежное бюро, машбюро. И третий взвод - автомобильный: 9 генеральских Волг, УАЗики полканов-командиров отделов и управлений штаба и строевые машины, которые использовались лично при мне один только раз - на учениях "Запад-81", а остальное время стояли в боксах.
Никакого отношения к гарнизонной комендатуре и патрулям мы не имели, кроме, естественно негативного отношения… Но, тем не менее считались промеж посвященных комендатурой!
Помню, был случай: зимой 81-82 годов послали нас с корешком сопровождать подпола из политотдела штаба, который вёз для вручения Вымпел министра обороны одному вертолетному полку за учения "Запал-81" в Калининградскую область.
Мы были тогда уже дедами, считали денёчки до 26 марта и прокатиться в поезде в купе втроем из Риги до Калининграда и провалять таким образом пару суток дурака вместо сходить в караул - это было в кайф.
Короче, приехали в полк. Зима, их всех построили на взлетке. Ветрюга! В общем, где-то час наверное, не меньше у них вся эта канитель длилась, а мы с Мишкой всё это время сидели в тёплом штабе, в каком то просторном кабинете и наблюдали из окна.
Потом, после вручения в кабинет стали набиваться замерзшие до синевы офицеры полка. Особого внимания на нас не обращали, т.к. были озабочены замерзшими ногами носами и яйцами! А мы сидим себе у дальнем уголочке и типа тоже в окно смотрим.
Тут входит какой-то подпол ихний, весь из себя, злой и замерзший как и все. Увидел нас и спрашивает грозным голосом: "А вас, товарищи солдаты, что, в присутствии офицеров вставать не учили?! Из какой службы?!".
Ну, мы встали, я ему говорю: "Из комендатуры." Забыл сказать, что перед отъездом из части нам штык-ножи велели на ремни повесить. Хотели вначале АКМы, но там была бы серьёзная заморочка и решили ограничиться штык-ножами.
Он посмотрел на нас, а на нас еще к тому же курсантские шинели. И спрашивает: "Из какой ещё комендатуры?!". Так надменно, с пренебрежением. А мы ему: "Обеспечения штаба ВВС округа!" "А что, там у вас дисциплиной не занимаются ?!"
А мы, честно говоря, стоим и не совсем врубаемся, чего это он до нас доклепался? Он чё-то ещё хотел похоже нам предъявить, но какой-то другой офицер ему говорит: «Да отстань ты от них, они там в штабе округа с генералами за ручку здороваются, а с такими как мы чай пьют промежду делом…».
Ну тот махнул рукой и ушел куда-то! Вот такая у нас была комендантская служба. Кстати! Потом летели в Ригу на Ми-8! Правда Рига по погоде не приняла, и мы с полдороги вернулись назад и добирались опять поездом.
Но хорошо, в купе, офицеры к нашему подполу набились в наше купе на троих, а мы с Мишкой на верхних полках подхарчивались разносолами, которыми нас с барского стола угощали старшие офицеры.
Вот выпить, даже по полрюмочки не предложили. Гады! Ну, да ничего, зато на вертолете полетал! Всё же в авиации служил. Слава ВВС!».
Подписаться или поставить лайк – дело добровольное и благородное…