Метрополитен есть во многих странах мира: России, Франции, США, Англии, Италии, Чехии и иных. В России системы метро построены в семи городах: Москве (а также есть станции на территории Московской области), Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Новосибирске, Самаре, Екатеринбурге и Казани.
Из интересного про метро
- Первая подземная железная дорога была построена в Лондоне в 1863 году. И именно эта подземка признана самой запутанной.
- Парижское метро считается самым эффективным - применяются различные технические новшества и инновации в том числе вагоны на бесшумных резиновых колесах.
- Метрополитены созданные в Дубае и Стамбуле считаются самыми удобными.
- Метрополитен в Шанхае признан самым протяженным (практически 800 км - 25 линий движения).
- Самым загруженным считается метро Токио.
Я считаю, что метро Москвы является одним из красивейших (и при этом удобным, быстрым и с каждым годом территориально доступным) и нашей страны, и стран мира. Особенно выделяются станции, введенные в эксплуатацию до 1960-х годов. Я предлагаю и вам чуть шире познакомиться с московским "метро, а и начать совместное мини-путешествие хочу с кольцевой линии Московского метро и станции "Белорусская"
Краткая справка
- дата ввода в эксплуатацию: 30 января 1952 год (реконструкция - 1994 год)
- глубина заложения: 42,5 м
- линия метро: кольцевая
- тип станции: пилонная
Особенности оформления станции
Архитектурное оформление станции воссоздает перед нами героическую борьбу белорусского народа с иноземными захватчиками, мирный труд цветущей Советской Белоруссии
И действительно темой художественного оформления станция выбраны хозяйство и культура Белоруссии. Основой декора зала станции и сводов путевых платформ стал лепной орнамент - рельефные квадраты, многоугольники, полосы с гирляндами и колосьями
Путевые стены изначально были облицованы мелкой цветной метлахской плиткой, но при реконструкции в 1994 году ей на смену пришла белая (я бы сказала молочного оттенка) керамическая плитка + плитка с рельефным узором в виде дубовых листьев
Для пола был выбран декоративный узор в виде традиционной белорусской вышивки
И этот узор был набран из многоцветной (серой, белой и красной) керамической плитки и просуществовал до 1994 года...
При реконструкции рисунок упростили и выложили полированным гранитом. Красиво, но... оригинальный вариант мне нравился больше.
Обратите внимание на освещение - на станции нет ни одной люстры. Очень мягкое, даже камерное, освещение обеспечено настенными бра в виде вазонов или рога изобилия, выполненными из стекла и мрамора.
Кстати, большинство старейших станций Московского метро обладают вот таким приглушенным освещением.
А жемчужиной декора станции, конечно же, являются 12-ть мозаичных панно, выполненные в технике флорентийской мозаики
Интересна судьба одного из панно, а именно: белорусские труженицы вышивают орден Трудового Красного Знамени на фоне пшеничных колосьев
Изначально сюжет был иным - труженицы, вышивающие портрет Иосифа Сталина. И сменился он во времена правления Никиты Хрущева, при котором начался процесс десталинизации ижи же процесс преодоления культа личности Сталина и по сути ликвидация политической и идеологической системы, созданной в СССР в период правления Сталина
Какие еще изменения со временем претерпела станция?!
- В 1997 году исчезла скульптурная композиция "Советская Белоруссия"
При строительстве выхода на Лесную улицу композиция мешала, была демонтирована и исчезла с концами. Говорят, что поднимать на верх было не рентабельно. А мне кажется, что в те годы страна погружалась в период отрицания всего советского и возиться с композицией не захотели исключительно по идеологическим соображениям.
- В том же 1997 году у станции появился уже один вход/выход на улицу Лесная или же восточный вестибюль.
Вся эта красота под землёй, но не менее красивым является западный исторический вестибюль, расположенный на углу Грузинского Вала и площади Тверской заставы и, конечно же, выходящий к Белорусскому вокзалу
Идут годы, а я каждый раз под впечатлением от арок вестибюля и огромных сводчатых окон с металлическими решётками. Фантастическое сочетание тяжелого, состаренного временем, дерева, полуматового стекла цвета слоновой кости и ажура металла. А вы что думаете?
И это сегодня бОльшая часть интерьеров закрыта газетными стеллажами и шкафами с какой-то продукцией, раньше вестибюль нем еще и функциональную составляющую. Обратите внимание на прямоугольники под аркой... это двери телефонных кабинок. И еще в 90-е тут был действующий пункт телефонной связи. И проходя через турникеты, совсем рядом можно было услышать "Алло! Алло?!"...
Прекрасно и само здание западного вестибюля - в три этажа (хотя сегодня на фоне строящегося рядом современного высотного здания, оно кажется очень-очень маленьким)
Обратите внимание на барельефы по фризу вестибюля - торжество советского народа-победителя
И элементы уличного освещения - не у каждой станции метро вы встретите такие светильники-торшеры
Арки входа и выхода (их две, симметричные) с верхом в виде золочёных металлических решёток со сложным растительным декором
А между арок расположился барельеф
Вот такое путешествие в историю московского метро мы с вами совершили!
Я надеюсь, что вам было интересно и познавательно. И если это так, отметьте, пожалуйста, статью "лайком" и подпишитесь на канал, чтобы не пропустить новые истории!
#мосметро #метро #история #архитектура #белорусская #мозаика #панно #арка #кольцо #путешествие #москва #город