Найти в Дзене

Глава 41 Почему текущая застройка убивает наши города и что является источником роста города?

Оглавление

Сегодня развитие городов в России уверенно идет по пути создания крупных мегаполисов и дальнейшего увеличения концентрации населения в одном месте. При этом главными вопросами развития в обсуждениях считаются вопросы улучшения среды проживания (например: проблема велосипедных парковок, дизайн уличных ограждений, вопросы о ширине тропинок или местах выгула домашних питомцев, вопросы о пятиминутной доступности центров необходимых услуг и поддержанию чистоты и экологии.)

Все это конечно же нужно, но не так важно и в погоне за благоприятной городской средой мы просто отодвигаем в сторону гораздо более важные вопросы влияющие на функционирование самого города.

Город и городская среда почему–то стали ассоциироваться только с каменными джунглями кварталами многоквартирных домов. В то время как многоэтажки, это — только дополнение к основе города.

Во времена индустриализации в СССР главным драйвером экономики выступала промышленность.

Строились заводы и фабрики с учетом транспортной инфраструктуры ( вдоль ЖД или рядом с водной транспортной артерией), возводились электростанции и проводилась комплексная электрификация страны для энергообеспечения производств (План ГОЭЛРО), модернизировались и расширялись транспортные пути для обеспечения логистики (возможность доставки произведенных на заводах товаров потребителям)...

И вокруг этой комплексной структуры производств начинали бурно расти кварталы жилых домов.

Не промзоны росли вокруг жилых кварталов, а наоборот. Источник роста городов — это промышленные зоны. Именно они являются сердцем города, источником их жизни.

Заводы — это сердца наших городов. Пока сердце бьется, город будет жить
Заводы — это сердца наших городов. Пока сердце бьется, город будет жить

Та тенденция, когда заводы вырывают из тела города, а территорию застраивают многоквартирными домами, ведет только к одному — к смерти города. И это происходит повсеместно.

Во времена СССР, при проведении индустриализации, стоял выбор по какому пути развития пойти нашей стране:

  • Упорядочить и продолжить развитие по малоэтажному сценарию (у каждой семьи свой личный дом, а центральная часть города — это «музей под открытым небом из дворцов площадей и фонтанов»).
  • Развитие по многоэтажному сценарию (у каждой семьи есть своя личная квартира)

При малоэтажном сценарии развития:

Семьи получали больший комфорт и лучшие условия, но при этом возникали серьезные проблемы с транспортной доступностью. Ведь при отсутствии скоростного пассажирского транспорта добираться на работу приходилось пешком очень долго ( Старики помнят времена, когда на заводы люди толпами шли через весь город)

Еще одна проблема — это строительство слишком длинных сетей инженерных коммуникаций (что было достаточно дорого и отодвигало светлое будущее в далекую неопределенность).

При многоэтажном сценарии развития:

Работники получали жилье в непосредственной близости от промзоны. Тем самым закрывался вопрос пассажиропотоков между «заводом» и «домом».

Вторая проблема с сетями инженерных коммуникаций решалась крайне выгодным для страны образом. Например тепловые электростанции (ТЭЦ), производя электричество для промышленности, выделяют «вредный» побочный продукт — тепло, которое необходимо утилизировать. Часть тепла, конечно, забирали заводы, а для остального тепла требовались системы охлаждения.

Многоквартирные дома в СССР выполняли роль радиаторов охлаждения, потребляя бесплатное тепло, которое иначе необходимо было бы как–то утилизировать. И сегодня за это бесплатное тепло с нас круглый год собирают огромные деньги (львиная доля коммуналки — это отопление и горячее водоснабжение).

Именно по этому, в дореволюционных домах стены метровые, а в домах построенных при позднем СССР стены в 2 раза тоньше и теперь промерзают.

Роль многоквартирных жилых домов в индустриальной системе развития
Роль многоквартирных жилых домов в индустриальной системе развития

Итак, перед руководством страны стоял выбор между светлым будущем, где у каждого был бы свой дом на земле (но в далекой неопределенности) или будущим (пусть не совсем светлым, но достаточно хорошим, чтоб его желать и вполне достижимым), обусловленным реальными, объективными факторами.

Естественно, концепция развития компактного, функционально продуманного индустриального города в котором МКД полностью интегрированы в производственную систему на тот момент победила.

Нужно отметить, что для нашей страны с ее просторами и климатическими условиями, концепция малоэтажного развития ни сколько не уступает концепции компактных городов с их многоэтажками, а в о многих моментах, она фактически более целесообразна.

Однако, со сменой поколений, оказалось, что понимание процессов обеспечивающих жизнеспособность города, было утрачено. Города перестали быть «компактными» индустриальными центрами и превратились в неповоротливые мегаполисы, неспособные даже обслуживать сами себя.

Сегодня необходимо вспомнить те принципы, на основе которых строились наши индустриальные центры!

Так где же можно строить многоквартирные дома?

  1. Их можно и нужно строить рядом с промышленными зонами, где востребованы руки и умы наших людей, где они будут выступать частью производственного комплекса.
  2. В крупных городах со сложной градостроительной системой допустимо строительство МКД в некотором отдалении при обеспечении условий формирования гармоничных транспортных потоков, не вызывающих нарушений функционирования города. Тоже самое и в отношении системы инженерных коммуникаций.

Других вариантов просто нет.

Промзоны также нельзя строить, где кому вздумается.

В нашем городе Пенза промзоны привязаны к железнодорожным путям.

Любые промзоны, отрезанные от ЖД путей, могут существовать в структуре города только, только как зона трудовой занятости для компенсации тех градостроительных ошибок, которые возникли в результате абсолютно непродуманной хаотичной застройки высотными многоквартирными домами. Они не смогут в полной мере нести свои производственные функции и будут выполнять только роль «костыля» поддерживающего равновесие промышленных и жилых зон.

В иных случаях, такие промзоны, которые не встроены в функциональную модель города обречены на запустение.

Предыдущая Глава 40 Метро в Пензе. Перспективы развития альтернативного общественного транспорта Следующая Глава 42

Если интересно и желаете продолжения, то распространяйте ссылку на материал. Поднимайте вопросы развития региона в СМИ и в диалогах с администрацией. Фактически единственный способ распространения — это по вашим группам в соцсетях (ВКонтакте, Вайбер, Вацап, Телеграмм). Ставьте лайки, подписывайтесь на канал в Телеграмме, ВКонтакте и Дзене, дочитывайте статью до конца, комментируйте и вносите свои предложения — они важны.

#мкд #промзоны #генплан #генеральныйплан #пенза