Найти тему

Что такое системная консультация и кейс менеджемент?

Оглавление

Доброго здравия всем!

Сегодня поговорим, о методиках «Systemische Beratung» (системной консультации -коротко «СК») и «Case Management» (кейс менеджмент, можно перевести как: индивидуальная социальная работа, или работа со случаем, или социальное сопровождение – коротко «КМ»), что это такое и с чем это вообще «едят».

Начнём с «системной консультации», пишу со своего личного конспекта, так как в интернете на русском или даже английском ничего нет, поскольку корни этой дисциплины исходят из Германии и есть информация только на немецком.

«СК» является признанной научной дисциплиной с 2008 года, и она плотно вошла в различные аспекты социальной работы.
Центральная идея «СК» состоит в том, что социальные отношения и контакты сложны по структуре и почти всегда выстраиваются по непредсказуемым сценариям. Отсюда требуется осознанный подход, основанный на анализе ситуации, участников и их взаимосвязей.
Системный подход означает: поддержка людей, раскрытие их потенциалов и помощь в осознании самих себя как экспертов в своей собственной жизни. Этот процесс основывается не только на психологических методиках, но и эмпатии, экспертности консультанта и непредвзятости.

Одним из основных приоритетов в данной работе является поиск скрытого запроса. Кверент (вопрошающий) не может сразу же раскрыться перед абсолютно незнакомым человеком, что вполне себе нормально, ему требуется некоторое время, чтобы выстроить некую доверительную базу. Но часто бывает, что человек сам не может назвать истинную причину своего обращения за помощью (как мы помним: правильно заданный вопрос это уже половина ответа), чаще называются поверхностные раздражители, эмоции, факторы дисбаланса (например, третьи силы), но в чём их истинная причина они назвать не в силах. Здесь начинается работа специалиста.

Увидеть, то что не видно, услышать сквозь слова, понять, что надо искать...
Увидеть, то что не видно, услышать сквозь слова, понять, что надо искать...

Как гласит одна немецкая поговорка: тот, кто полностью открыт, где-то явно не совсем нормален. «Wer immer offen ist, kann irgendwo nicht ganz dicht sein.»

Вот простой пример*: у ребёнка «неожиданно» падает успеваемость в школе, родители нанимают репетитора, даже через продолжительное время это не приносит желаемых результатов. Ребёнок просто «закрыт», он может даже хорошо разбирается в материале, но что-то случилось. Родители «вкачивают» деньги в репетитора и недоумевают, почему это должным образом не работает. После ознакомления с ребёнком и родителями, выясняется, что в семье постоянные ссоры, брачный союз на гране распада, а у ребёнка такой молчаливый протест. Его можно водить к самым дорогим и титулованным репетиторам, но это не приведёт к решению проблемы.

*Один из моих кейсов.

Сразу оговорюсь, что неуспеваемость совершенно необязательно связанна с подобным процессом. Мы исключаем и не используем слова «ВСЕГДА» и «НИКОГДА» в системной работе. Причин может быть масса, задача в том, чтобы хирургически точно понять в чём именно она заключается.

Классически «СК» предлагает следующий подход к сессии, называемым системной петлёй:

  • Сбор информации
  • Формирование гипотезы
  • Планирование вмешательства
  • Внедрение вмешательства

«СК» предлагает очень широкий спектр методик-инструментов для работы с вопрошающими, самый известный и распространённой из них можно с уверенностью назвать «циркулярные вопросы» (Zirkuläres Fragen). Это форма вопроса, которая предлагает перспективу «птичьего обзора» реакции на ваше действие состоящим в контакте с вами партнёром. Пример: как вы думаете, какие чувства вызывает у вашего супруга вид вашего заплаканного лица? Типичный циркулярный вопрос. Далее перечислю только несколько из них: психодрама, театральный форум, расстановки, река жизни, вопросы по шкале, работа со стульями/системной доской, мета-зеркало, открытые и закрытые вопросы и многие другие.

Цуркулярные вопросы, как базовый инструмент системной консультации.
Цуркулярные вопросы, как базовый инструмент системной консультации.

Методик много, но им не восполнить весь комплекс моего подхода в работе с вопрошающими. Как нас учили: не становитесь рабами методик, пусть методики прислуживают вам.

Теперь перейдём к «кейс менеджементу», здесь намного проще с описанием, так как это довольно известная и распространённая практика, вот определение, которое довольно точно объясняет, что это собственно такое:

ведущая технология социальной, социально педагогической работы с конкретной проблемной ситуацией, в которой объединены и определенный мониторинг ситуации, и привлечение других институций, и осуществление координации действий специалистов и служб с целью решения психологических, межличностных, социальных проблем клиента, его окружения. Реализуется путем установления непосредственного взаимодействия между специалистом (социальным/системным консультантом) и клиентом. Ведение случая - как процесс - очень близок к управленческим моделям, потому данную технологию (в конкретных случаях – метод) в определенной степени можно рассматривать как универсальный.

В этом формате, к данному моменту, я лично проработал 12 лет. Работа в рамках «КМ» очень распространена, так как задачи, которые ставятся в рамках программ социальной помощи зачастую растягиваются на годы, что абсолютно нормально. Этот способ подразумевает «ведение» человека в течении всего процесса направленного к определённой цели или целей, и пока человек не достиг её/их (несколько факторов, которые на это указывают) данный случай считается не закрытым, отсюда понятие «закрытый кейс». Здесь идёт упор на индивидуальную работу при взаимодействии с различными организациями/институтами, различными специалистами (по необходимости), корректировки планирования и мониторинга всех процессов. Условно весь процесс «КМ» можно описать как: ведение/сопровождения человека за руку.


Для наглядности приведу коротко один свой кейс:

мужчина возраст 40+, незаконченное средне техническое образование, семьи/детей нет, родственников тоже, много лет находился в наркотической зависимости (на тот момент находился на программе субституции под наблюдением нарколога), задача и желание его самого (важнейший фактор, это личная заинтересованность!) ресоциализироваться (вернуть нормальную общественную жизнь и выйти из замкнутого круга старых знакомых наркозависимых, так как нахождение в данном окружении полностью низводит любые порывы к указанным целям), сохранить сильно растраченное здоровье и найти посильную неполную занятость. У нас тут три цели, мы расставляем их по приоритетам, составляется план, и далее мы приступаем к его реализации. Мы одновременно находимся в контакте с наркологом, наркологической клиникой, биржей труда, спорт клубом, специальным сообществом для помощи при наркозависимых и другими социальными структурами. Рассматриваем варианты переезда, чтобы разрушить круг «нарко-знакомств», ищем хобби (в данном случае сверх важно заместить пустоты во времени, даже завести домашнее животное как объект заботы, чувство «живой души») и прочие микро-моменты. Как я уже писал ранее, ведении кейса может растягиваться на годы, тем не менее, важно, когда есть результат и человек его сам видит и ощущает.

Наркозависимость какое-то время даже была "модной" в определённых кругах, но тех кто пошёл на поводу "моды" ждало очень тяжёлое знакомство с этим сильным недугом.
Наркозависимость какое-то время даже была "модной" в определённых кругах, но тех кто пошёл на поводу "моды" ждало очень тяжёлое знакомство с этим сильным недугом.

В данной статье я описал общую теоретическую базу двух моих направлений подхода в работе, с некоторыми примерами из кейсов. Но это лишь часть моего личного профессионального подхода, я работаю на их стыке, при комбинации данных методик с одним важным дополнительным фактором, о котором я расскажу позже.

С ув. Евгений

P.S. Если желаете разобрать вашу личную проблему или ситуацию, записывайтесь на консультацию.