Чтобы развивать бизнес и расти в доходах, важно внимательно следить не только за коммерческими, но и за управленческими расходами. Разбираемся, какие затраты к ним относятся и как их контролировать.
Что такое управленческие расходы
Управленческие расходы — это деньги, которые компания тратит на ведение бизнеса. К ним можно отнести:
— зарплату сотрудникам, которые не заняты в производстве или выполнении услуг (руководитель, бухгалтер, администратор и др.);
— плата за аренду помещения, коммунальные услуги, связь и интернет;
— покупку канцелярии в офис;
— корпоративный транспорт;
— представительские расходы (например, организация мероприятий);
— компенсацию за обучение сотрудников;
— оплату охраны;
— административные и управленческие издержки.
Управленческие расходы можно включить в налогооблагаемую базу, чтобы они учитывались при расчете налога на прибыль. Для этого расходы должны:
- иметь документальное подтверждение;
- быть направленными на получение дохода;
- производиться за счет доходов.
Чем управленческие расходы отличаются от коммерческих
Коммерческие расходы — это деньги, которые идут на производство и продажу товаров, оказание услуг и выполнение каких-либо работ. Их разновидность зависит от деятельности бизнеса.
Если предприятие занимается производством, то коммерческими расходы — это:
— оплата складских помещений и работы грузчиков;
— продвижение товаров;
— траты на отгрузку (упаковка, доставка, страховка).
А если компания продает товары, коммерческими расходами считаются торговые издержки:
— зарплата рабочим и продавцам;
— затраты на покупку и доставку товаров;
— аренда торговых и складских помещений;
— расходы на рекламу и продвижение;
— гарантийный ремонт.
Как анализировать и контролировать управленческие расходы
Управленческие расходы считаются постоянными. Например, независимо от доходов компании нужно будет заплатить ту же сумму за аренду, что и в прошлом месяце.
Так как такие расходы условно неизменны, их легче контролировать. Для этого существует три способа.
- Традиционный. Управленческие расходы считаются в проценте от Фонда оплаты труда (ФОТ) — всех расходов компании на персонал. Такой способ считают устаревшим и неэффективным.
- По имеющимся результатам. В таком случае коммерческие затраты индексируются пропорционально развитию бизнеса и росту его расходов.
- По окончательным результатам. Это самый популярный способ среди компаний по всему миру.
Как прописывать управленческие расходы в бухучете
Все данные о расходах включают в бухучет по правилам, которые прописаны:
— в ПБУ 10/99 «Расходы организации»;
— инструкции по применению плана счетов бухучета, утвержденной Приказом Министерства финансов № 94н.
Из ПБУ следует, что в отчет о финансовых результатах нужно включать следующие издержки:
- себестоимость проданных продуктов и реализованных услуг;
- коммерческие расходы;
- управленческие издержки;
- прочие затраты.
Коммерческие и управленческие издержки можно отнести к себестоимости реализуемых объектов в том периоде, когда их признали расходами по основной деятельности компании.
Руководители компании самостоятельно устанавливают порядок учета управленческих расходов, опираясь на свои потребностей и действующие нормы. Инструкцию по учету расходов (коммерческих и управленческих) важно оформить в учетной политике (УП).
Многие компании документируют управленческие расходы на счету 26. Торговые — по счету 44.
Выводы
- Управленческие расходы — это затраты компании на ведение бизнеса. Они не относятся к производству и реализации товаров или услуг.
- Чтобы контролировать управленческие расходы, нужно планировать их либо по имеющимся, либо по окончательным результатам.
- Компания сама устанавливает порядок учета управленческих расходов и прописывает его в учетной политике.
Если вам понравилась статья, сохраняйте ее себе и делитесь с теми, кому она может быть полезна! А также подпишитесь на СДМ-Банк в Дзене. Мы публикуем познавательные материалы о деятельности Банка, делимся финансовыми советами и экономическими новостями.
«СДМ-Банк» (ПАО) (Генеральная лицензия Банка России № 1637 от 09.12.1991), ОГРН 1027739296584.