Найти тему
Navygaming Channel

Авария субмарины/76. Советско-финская война - когда камни и мели на стороне противника

Навигационные опасности, волнение (шторма), удары о грунт опасны всегда для подводных кораблей, но можно представить насколько такие "происшествия" могут стать критичными, если совершены (допущены) в военное время!

Участие в советско-финляндской войне 1939-1940 годов подводной лодки Балтийского флота «М-81» (VI-бис серии), под командованием старшего лейтенанта Исаака Соломоновича Кабо могло закончиться так и не начавшись. 30 ноября 1939 года, выйдя из Таллина в район Хельсинки, «М-81» при первом же погружении врезалась в каменис­тый грунт, что обернулось для субмарины выходом из строя носо­вых горизонтальных рулей (по другим данным был поврежден "вертикальный руль"). В тот же день, вечером эсми­нец «Гордый» (пр. 7) на буксире привёл лодку обратно в Таллин для ремонта, на который ушла целая неделя. Но на этом приключения "малютки" и ее экипажа не закончились.

Для справки: Кабо Исаак Соломонович - командир М-81, Щ-309, К-53, В-3, к концу награжден орденом Ленина (1942), двумя орденами Кр.Знамени (1944, 1952), орденами Нахимова II степени (1945), Красной Звезды (1947).

5 января 1940 года «М-81» была послана в разведку к юго-восточному побережью острова Ханко. В тот же день, нахо­дясь в районе маяка Сегельшер, двигаясь на перископной глу­бине, лодка несколько раз касалась грунта. И наконец, в 15:50 «М-81» выскочила на каменистую банку. Глубиномер в центральном посту выдал всего 3,5 метра глубины. Это означало, что руб­ка лодки находилась над водой. Только по счастливой случай­ности субмарина осталась незамеченной проходившим мимо финским катером. Продув часть балласта «М-81» самостоя­тельно сошла с банки, и лишь затем покинула, наконец, этот район плавания.

Можно только представить положение лодки - ведь это надо "постараться", идя на перископной глубине, так выскочить на банку, чтобы рубка оказалась над водой!

Правда по другим данным, ситуация складывалась иначе, уже "без перископа". При переходе на позицию близ башни Сегелыпер подводную лодку застиг туман, продвигаясь в нем, субмарина несколько раз садилась на камни, это верно. А днем «М-81» в очередной раз наскочила на банку и в этот момент на расстоянии 5-6 кбт от лодки показался торпедный катер противника. К счастью, он не заметил подводной лодки и скрылся в тумане. Вскоре «М-81» сумела самостоятельно сняться с мели и выйти на чистую воду, причем подводная лодка не пошла на базу, а квечеру 5 января заняла позицию № 4 в районе Юссаре. И только 9 января 1940 года на субмарине было обнаружено повреждение в коллекторе, и «М-81» под электромоторами вернулась в Палдиски. Все таки камни есть камни.

Но "встречами с камнями" "отметилась" не только "М-81". 12 декабря 1939 года в проливе Южный Кваркен, который пришлось форсировать на глубинах 25-40 м, несколько раз уда­рялась о подводные скалы подводная лодка «Щ-319» (X серии), капитан-лейтенанта Агашина. Лодка возвращалась с позиции находившейся у порта Кристина и потеряла ориентировку. Потеря в подводном по­ложении ориентировки привела к тому, что западнее ост­рова Меркет «Щ-319» прошла через шведское минное поле, выставленное 6 декабря (за неделю до похода). При этом отмечалось касание минрепа. Но субмарине повезло - удары о камни оказались не сильными, а мин удалось избежать - 14 декабря «Щ-319» 1939 года благополучно прибыла в Таллин.

Подводная лодка Щ-319
Подводная лодка Щ-319

Так же неоднократно в годы советско-финской войны касалась подводных скал и камен­ных гряд посланная в финские шхеры подводная лодка БФ «М-90» (XII серии) старшего лейтенанта Сидоренко. 15 декабря ей поставили задачу произвести разведку шхерных фарвате­ров у островов Орренгрунд и Кауниссари. Маленькая суб­марина успешно справилась с выполнением приказа. Прав­да при этом ей буквально пришлось ползать по дну, иногда на глубине всего 5-5,5 метра. Не раз подводная лодка ударялась о камни и подводные скалы, буквально переползая через каменные гряды. Движения кораблей и наличия льда в шхерах «М-90» не обнаружила. С ухудшением видимости, 17 декабря 1939 года подводная лодка ушла в базу.

«М-90» на послевоенном параде. Ленинград, конец 1940-х - начало 1950-х г.г.
«М-90» на послевоенном параде. Ленинград, конец 1940-х - начало 1950-х г.г.

Подводная лодка «Щ-317» (X серии, 17-й дивизион 2-й бри­гады ПЛ БФ) за время советско-финской войны совершила два боевых похода, в которых ею, из-за болезни командира, командовал коман­дир 17-го дивизиона капитан 3 ранга Егоров. Несмотря на опыт комдива, подводной лодке не удалось потопить ни одного судна про­тивника, хотя возможность такая у лодки была. Более того, «щука» едва избежала серьёзной навигационной аварии.

21 декабря 1939 года днём «Щ-317» при форсировании в подводном положении пролива Южный Кваркен, три раза выскакивала на каменные гряды. В результате рубка суб­марины, при подвсплытии для схода на более глубокие места, неоднократно появлялась над водой, но оставалась незамеченной противником. Лодка должна была патрули­ровать на подходах к порту Раума. Один раз подводная лодка в очередной раз села на мель, обнажив над водой рубку. Командир, отдраив люк рубки, осмотрелся, определил свое точное место (3 кбт юго-западнее маяка Маркет). После этого лодка самостоятельно снялась с камней и продолжила движение. «Щ-317» еще дважды садилась на камни, но благополучно вышла из пролива не получив повреждений. Проведя 14 суток на позиции, подводная лодка не обнаружила ни одного транспорта. Для определения своего точного места 28 декабря «Щ-317» подходила к шведскому берегу в районе маяков Агэ, Больсэ и Финнтрундет, где в пределах территориальных вод Швеции наблюдала движение одиночных судов. 3 января в связи с израсходованием топлива и существенным ухудшением погодных условий «Щ-317» была отозвана в базу.

При возвращении утром 5 января подводная лодка вновь у пролива Южный Кваркен обнаружила конвой под эскортом шведских миноносцев и сделала попытку атаковать противника. «Щ-317» начала выход в атаку, но при попытке атаковать обнаруженный в районе плавмаяка Грундкаллен конвой противника, дважды в 11:10 и 11:18 выскакивала на камни. На этот раз «щуку» заметили охра­нявшие конвой шведские миноносцы. Егоров благоразум­но отказался от повторной атаки и следующие несколько часов «Щ-317» провела на грунте, пока миноносцы не ушли вместе со своими подопечными. Всплыв, лодка продолжи­ла форсирование пролива, которое сопровождалось ещё од­ной посадкой на камни в 19:42, Дальнейшее плавание про­шло без помех и 8 января «Щ-317» вернулась в Таллин.

Подводная лодка Щ-311 на рейде Таллинна
Подводная лодка Щ-311 на рейде Таллинна

Другая балтийская «щука» «Щ-311» (У-бис-2 серии) под командованием капитан-лейтенанта Ф.Г.Вершинина, 26 декаб­ря при переходе в подводном положении в том же проливе Южный Кваркен, к востоку от маяка Меркет ударилась о кам­ни. Лодку подбросило вверх так, что «Щ-311» выскочила на поверхность. К счастью для подводников это не сказалось на боеспособности их корабля, и 28 декабря «Щ-311» заня­ла свою позицию у финского порта Васса. Уже на следую­щий день «Щ-311» добилась своего первого боевого успе­ха: потопила финский пароход «Вильпас» (775 брт), став первой и единственной советской ПЛ, потопившей во вре­мя советско-финляндской войны финское транспортное судно. 5 января 1940 года «Щ-311» потопила шведский па­роход «Фенрис» (484 брт). Это последнее судно, потоплен­ное советскими подводниками во время этой войны. Так что субмарина является дважды "рекордсменом",)

Открытка с изображением Щ-311 и ее командира Ф.Г.Вершинина
Открытка с изображением Щ-311 и ее командира Ф.Г.Вершинина

Вообще в годы советско-финской войны пролив Южный Кварен был постоянным источником навигационных происшествий с советскими подводными лодками.

2 января 1940 года пролив Южный Кваркен в подвод­ном положении форсировала ПЛ «Щ-324» (X серии), ко­мандир капитан-лейтенант Коняев. Маршрут был тем же, которым шли предыдущие лодки. Поэтому не удивительно, что и «Щ-324» к во­стоку от маяка Меркет выскочила на банку, показав над водой свою рубку, к счастью - без последствий. В дальнейшем подводная лодка действовала на позиции к северу от острова Аланд, причем патрулирование проходило в условиях низких температур и сильного шторма (так, 15 января температура воздуха –18°С, волнение моря 11 баллов).

Подводная лодка Щ-324 на рейде Кронштадта
Подводная лодка Щ-324 на рейде Кронштадта

18 января подводная лодка докладывала, что на борту осталось 9 тонн топлива и тонна пресной воды и 19 января 1940 года "Щ-324", оставив свою позицию, направилась на базу. Через Аландское море возвращение проходило на глубинах 15-25 метров вдоль банок Норра-Санкан-Соловьёва. Здесь "щука" три раза касалась камней, и это еще "хорошо". Так как лодка погрузилась у маяка Стурброттен и дальше шла подо льдом, пройдя в таких условиях в общей сложности 31,3 мили, при этом командир субмарины не имел лоции Южного Кваркена и эхолота, что позволяло бы уточнять счисление по характерам глубин. Как вообще дошел!?

У маяка Свенска-бирн «Щ-324» всплыла, но дльнейший путь в Таллинн был осложнен покрывшим море льдом и лодку направили в Либаву, куда она изрядно помятая льдинами пришла 21 января. При плавании во льдах на подводной лодке были повреждены антенны, стойки, барбеты и волнорезы, носовая часть погнута, були деформировались. Вообщем, нелегкий поход! Но можно не удивляться, что 21 апреля 1940 года «Щ-324» стала Краснознаменной, весь её экипаж награжден орденами и медалями, а командир удостоен звания Героя Советского Союза.

Подводная лодка Щ-324 в Таллинне
Подводная лодка Щ-324 в Таллинне

Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Тайны подводной войны. Малоизвестные страницы подводной войны ХХ века. Сборник/СПб/МКИФ - Львов.

Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней" (на самом деле - шутка), )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Подписывайтесь, ставьте лайки