Навигационные опасности, волнение (шторма), удары о грунт опасны всегда для подводных кораблей, но можно представить насколько такие "происшествия" могут стать критичными, если совершены (допущены) в военное время!
Участие в советско-финляндской войне 1939-1940 годов подводной лодки Балтийского флота «М-81» (VI-бис серии), под командованием старшего лейтенанта Исаака Соломоновича Кабо могло закончиться так и не начавшись. 30 ноября 1939 года, выйдя из Таллина в район Хельсинки, «М-81» при первом же погружении врезалась в каменистый грунт, что обернулось для субмарины выходом из строя носовых горизонтальных рулей (по другим данным был поврежден "вертикальный руль"). В тот же день, вечером эсминец «Гордый» (пр. 7) на буксире привёл лодку обратно в Таллин для ремонта, на который ушла целая неделя. Но на этом приключения "малютки" и ее экипажа не закончились.
Для справки: Кабо Исаак Соломонович - командир М-81, Щ-309, К-53, В-3, к концу награжден орденом Ленина (1942), двумя орденами Кр.Знамени (1944, 1952), орденами Нахимова II степени (1945), Красной Звезды (1947).
5 января 1940 года «М-81» была послана в разведку к юго-восточному побережью острова Ханко. В тот же день, находясь в районе маяка Сегельшер, двигаясь на перископной глубине, лодка несколько раз касалась грунта. И наконец, в 15:50 «М-81» выскочила на каменистую банку. Глубиномер в центральном посту выдал всего 3,5 метра глубины. Это означало, что рубка лодки находилась над водой. Только по счастливой случайности субмарина осталась незамеченной проходившим мимо финским катером. Продув часть балласта «М-81» самостоятельно сошла с банки, и лишь затем покинула, наконец, этот район плавания.
Можно только представить положение лодки - ведь это надо "постараться", идя на перископной глубине, так выскочить на банку, чтобы рубка оказалась над водой!
Правда по другим данным, ситуация складывалась иначе, уже "без перископа". При переходе на позицию близ башни Сегелыпер подводную лодку застиг туман, продвигаясь в нем, субмарина несколько раз садилась на камни, это верно. А днем «М-81» в очередной раз наскочила на банку и в этот момент на расстоянии 5-6 кбт от лодки показался торпедный катер противника. К счастью, он не заметил подводной лодки и скрылся в тумане. Вскоре «М-81» сумела самостоятельно сняться с мели и выйти на чистую воду, причем подводная лодка не пошла на базу, а квечеру 5 января заняла позицию № 4 в районе Юссаре. И только 9 января 1940 года на субмарине было обнаружено повреждение в коллекторе, и «М-81» под электромоторами вернулась в Палдиски. Все таки камни есть камни.
Но "встречами с камнями" "отметилась" не только "М-81". 12 декабря 1939 года в проливе Южный Кваркен, который пришлось форсировать на глубинах 25-40 м, несколько раз ударялась о подводные скалы подводная лодка «Щ-319» (X серии), капитан-лейтенанта Агашина. Лодка возвращалась с позиции находившейся у порта Кристина и потеряла ориентировку. Потеря в подводном положении ориентировки привела к тому, что западнее острова Меркет «Щ-319» прошла через шведское минное поле, выставленное 6 декабря (за неделю до похода). При этом отмечалось касание минрепа. Но субмарине повезло - удары о камни оказались не сильными, а мин удалось избежать - 14 декабря «Щ-319» 1939 года благополучно прибыла в Таллин.
Так же неоднократно в годы советско-финской войны касалась подводных скал и каменных гряд посланная в финские шхеры подводная лодка БФ «М-90» (XII серии) старшего лейтенанта Сидоренко. 15 декабря ей поставили задачу произвести разведку шхерных фарватеров у островов Орренгрунд и Кауниссари. Маленькая субмарина успешно справилась с выполнением приказа. Правда при этом ей буквально пришлось ползать по дну, иногда на глубине всего 5-5,5 метра. Не раз подводная лодка ударялась о камни и подводные скалы, буквально переползая через каменные гряды. Движения кораблей и наличия льда в шхерах «М-90» не обнаружила. С ухудшением видимости, 17 декабря 1939 года подводная лодка ушла в базу.
Подводная лодка «Щ-317» (X серии, 17-й дивизион 2-й бригады ПЛ БФ) за время советско-финской войны совершила два боевых похода, в которых ею, из-за болезни командира, командовал командир 17-го дивизиона капитан 3 ранга Егоров. Несмотря на опыт комдива, подводной лодке не удалось потопить ни одного судна противника, хотя возможность такая у лодки была. Более того, «щука» едва избежала серьёзной навигационной аварии.
21 декабря 1939 года днём «Щ-317» при форсировании в подводном положении пролива Южный Кваркен, три раза выскакивала на каменные гряды. В результате рубка субмарины, при подвсплытии для схода на более глубокие места, неоднократно появлялась над водой, но оставалась незамеченной противником. Лодка должна была патрулировать на подходах к порту Раума. Один раз подводная лодка в очередной раз села на мель, обнажив над водой рубку. Командир, отдраив люк рубки, осмотрелся, определил свое точное место (3 кбт юго-западнее маяка Маркет). После этого лодка самостоятельно снялась с камней и продолжила движение. «Щ-317» еще дважды садилась на камни, но благополучно вышла из пролива не получив повреждений. Проведя 14 суток на позиции, подводная лодка не обнаружила ни одного транспорта. Для определения своего точного места 28 декабря «Щ-317» подходила к шведскому берегу в районе маяков Агэ, Больсэ и Финнтрундет, где в пределах территориальных вод Швеции наблюдала движение одиночных судов. 3 января в связи с израсходованием топлива и существенным ухудшением погодных условий «Щ-317» была отозвана в базу.
При возвращении утром 5 января подводная лодка вновь у пролива Южный Кваркен обнаружила конвой под эскортом шведских миноносцев и сделала попытку атаковать противника. «Щ-317» начала выход в атаку, но при попытке атаковать обнаруженный в районе плавмаяка Грундкаллен конвой противника, дважды в 11:10 и 11:18 выскакивала на камни. На этот раз «щуку» заметили охранявшие конвой шведские миноносцы. Егоров благоразумно отказался от повторной атаки и следующие несколько часов «Щ-317» провела на грунте, пока миноносцы не ушли вместе со своими подопечными. Всплыв, лодка продолжила форсирование пролива, которое сопровождалось ещё одной посадкой на камни в 19:42, Дальнейшее плавание прошло без помех и 8 января «Щ-317» вернулась в Таллин.
Другая балтийская «щука» «Щ-311» (У-бис-2 серии) под командованием капитан-лейтенанта Ф.Г.Вершинина, 26 декабря при переходе в подводном положении в том же проливе Южный Кваркен, к востоку от маяка Меркет ударилась о камни. Лодку подбросило вверх так, что «Щ-311» выскочила на поверхность. К счастью для подводников это не сказалось на боеспособности их корабля, и 28 декабря «Щ-311» заняла свою позицию у финского порта Васса. Уже на следующий день «Щ-311» добилась своего первого боевого успеха: потопила финский пароход «Вильпас» (775 брт), став первой и единственной советской ПЛ, потопившей во время советско-финляндской войны финское транспортное судно. 5 января 1940 года «Щ-311» потопила шведский пароход «Фенрис» (484 брт). Это последнее судно, потопленное советскими подводниками во время этой войны. Так что субмарина является дважды "рекордсменом",)
Вообще в годы советско-финской войны пролив Южный Кварен был постоянным источником навигационных происшествий с советскими подводными лодками.
2 января 1940 года пролив Южный Кваркен в подводном положении форсировала ПЛ «Щ-324» (X серии), командир капитан-лейтенант Коняев. Маршрут был тем же, которым шли предыдущие лодки. Поэтому не удивительно, что и «Щ-324» к востоку от маяка Меркет выскочила на банку, показав над водой свою рубку, к счастью - без последствий. В дальнейшем подводная лодка действовала на позиции к северу от острова Аланд, причем патрулирование проходило в условиях низких температур и сильного шторма (так, 15 января температура воздуха –18°С, волнение моря 11 баллов).
18 января подводная лодка докладывала, что на борту осталось 9 тонн топлива и тонна пресной воды и 19 января 1940 года "Щ-324", оставив свою позицию, направилась на базу. Через Аландское море возвращение проходило на глубинах 15-25 метров вдоль банок Норра-Санкан-Соловьёва. Здесь "щука" три раза касалась камней, и это еще "хорошо". Так как лодка погрузилась у маяка Стурброттен и дальше шла подо льдом, пройдя в таких условиях в общей сложности 31,3 мили, при этом командир субмарины не имел лоции Южного Кваркена и эхолота, что позволяло бы уточнять счисление по характерам глубин. Как вообще дошел!?
У маяка Свенска-бирн «Щ-324» всплыла, но дльнейший путь в Таллинн был осложнен покрывшим море льдом и лодку направили в Либаву, куда она изрядно помятая льдинами пришла 21 января. При плавании во льдах на подводной лодке были повреждены антенны, стойки, барбеты и волнорезы, носовая часть погнута, були деформировались. Вообщем, нелегкий поход! Но можно не удивляться, что 21 апреля 1940 года «Щ-324» стала Краснознаменной, весь её экипаж награжден орденами и медалями, а командир удостоен звания Героя Советского Союза.
Источники: Лисин,С. Хронология аварий и катастроф отечественных подводных лодок/С.А.Лисин. - СПб.: Галея Принт, 2011.- 456 с.; Трусов, Г. Подводные лодки в русском и советском флоте/ Г.М.Трусов.- ГСИСП, Ленинград, 1957г. - 384 с.; Ковалёв, Э. Рыцари глубин:Хроника зари российского подплава /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2005.- 445 с.; Ковалёв, Э. Короли подплава в море червоных валетов: Хроника начального периода советского подводного плавания. 1918-1941 гг. /Э.А.Ковалев. - М.: «Центрполиграф», 2006. - 428 с.; Тайны подводной войны. Малоизвестные страницы подводной войны ХХ века. Сборник/СПб/МКИФ - Львов.
Приглашаем вас на новый ресурс Navygaming -канал "История флота - история кораблей /Navygaming", https://sponsr.ru/navygaming_s . Но доступ не для всех, по подписке, как говорится, "для состоятельных парней" (на самом деле - шутка), )). Мы пока не особо активно выкладываем материалы - так как он малоизвестен, появятся посетители - будет больше контента. Подписывайтесь, ставьте лайки