Найти тему

Гадкий Я*: Olympus E-3

Оглавление

*Сегодня я не рекомендую Olympus E-3 к покупке. Рассматривайте данный материал, как полноценный обзор фотокамеры. Во всяком случае, до публикации финального обзора ;)

То, что я потратил денежку на эту старую зеркальную фотокамеру не означает, что эта камера должна автоматически стать превосходной и здесь, на своём канале я должен всячески её восхвалять. Наоборот. Предлагаю новый цикл статей "Гадкий Я", где будет только негатив. Это полезно со всех точек зрения, т.к. не бывает отличных фотокамер и тот, кто нацелен на покупку подобного рода старья и планирует использовать эти фотокамеры в деле, а не держать на полке - должен знать обо всех подводных камнях!

Сегодня я не рекомендую Olympus E-3 к покупке
Сегодня я не рекомендую Olympus E-3 к покупке

E-3 достаточно красивая фотокамера и вам захочется с ней поиграться ;)

Но если копнуть глубже, то настоящего любителя старой цифровой фототехники должны привлечь другие, более стоящие фотокамеры. Такие как, например, Olympus E-1, Olympus E-300 или Olympus E-20. E-3 оказалась, с моей привередливой точки зрения, очень и очень спорной зеркальной фотокамерой... И дело здесь вовсе не в особенностях моего конкретного экземпляра.

Что такое Olympus E-3?

Для читателей, не являющихся коллекционерами фототехники, поясню, что это однообъективный зеркальный цифровой фотоаппарат с системой сменных объективов Four Thirds System. Не путать с более современной и ныне существующей Micro 4/3, Micro Four Thirds System (MFT). Объективы от MFT сюда не подойдут.

E-3 оставался флагманом Olympus с 2007 по 2010 годы. Анонсирован фотоаппарат 17 октября 2007 года.

E-3 не умеет снимать видео, если вы вдруг подумали об этом. Это старая зеркальная фотокамера с датчиком Live MOS от Panasonic размером 4/3 дюйма. 10 миллионов эффективных пикселей, изображение 3648 x 2736 точек, соотношение сторон 4:3.

E-510 и E-3 - камеры с одинаковым качеством изображения. Фото с dpreview.com
E-510 и E-3 - камеры с одинаковым качеством изображения. Фото с dpreview.com

Размеры и вес

Olympus E-3 построен как танк. Он выполнен в качественном корпусе с хорошей отделкой и из качественных материалов.

Многим сравнение с танком импонирует.

До тех пор, пока они не возьмут E-3 на длительную прогулку или в поездку, где становятся значимыми каждые лишние 100 грамм. Дело в том, что танки обычно много весят...

E-3 - защищённый от пыли и влаги агрегат. По сути, обычная начинка (смотрите на E-510) находится внутри двойного корпуса, как мы это наблюдаем с защищёнными ноутбуками Panasonic. Отсюда - солидный прирост в размерах со всех сторон. Плюс - пентапризма. Сами материалы не из дешёвых и легких. По факту тушка E-3 весит 940 грамм (с батареей, картами памяти и ремнём). Вместе с защищенным объективом Zuiko Digital 14-54mm f2.8-3.5 вес достигает 1430 граммов (учтены светофильтр, крышка и бленда объектива). И это уже солидный вес для тех, кто любит путешествовать в любую погоду. Налегке уже точно не получится.

Приблизительные размеры вместе с объективом 14-54mm f2.8-3.5: высота - 12 см, ширина - 14 см, длина (от наглазника до кончика бленды объектива) - 19 см. Солидная камера. Одно спасение - под этот формат датчика выпускались легкие, небольшие и на удивление качественные китовые объективы.

Olympus E-3
Olympus E-3

Резинки на корпусе

К сожалению, как и на многих старых камерах - отклеиваются со временем. Скажем спасибо, что не разлагаются, как на E-20. Конечно, пришлось переклеивать. Естественно, после полной очистки склеиваемых поверхностей.

Плохая рукоятка

Кто думает, что рукоятка - не самый важный критерий выбора? Может быть, огнестрельное оружие тоже будет иметь плохие рукоятки и ничего страшного?

Есть простое правило: чем тяжелее камера и чем выше она классом - тем лучше у неё должна быть рукоятка. Рукоятка Olympus E-3 покажется хорошей только тем, кто работал исключительно с современными фотокамерами - т.е. человеку, привыкшему к посредственному и плохому в дизайне. Бывает, что я фотографирую на Olympus E-20 и констатирую факт - рукоятку в Olympus ухудшили.

Получается так: E-20 - отличная рукоятка; E-1 - хорошая рукоятка; E-3 и E-5 - удовлетворительные рукоятки. Но если принять тот факт, что вместе с E-3 и Е-5 компания уже точно пытается влезть на территорию профессиональной техники типа Canon EOS 1D - рукоятка просто плохая.

Если E-20 я могу носить часами и фотокамера является продолжением моей руки, то E-3 "просится" из руки на ремень. Она просто "ходит" в руке. Зацеп под большой палец невыразительный, сама рукоятка чуть более толстая чем нужно, но её вынос недостаточный. Дизайнерам Olympus нужно было в точности повторить рукоятку E-20 и больше не возвращаться к этой теме. Они сделали иначе и хуже.

Обратите внимание, что в E-5 такая же рукоятка, как и в E-3.

Olympus E-3
Olympus E-3

Кнопки

Во-первых, камера плоха с точки зрения слепого управления. В отличие от Olympus E-20 здесь больше не делают кнопки в разном размере и форме, чтобы их было проще идентифицировать вслепую и чтобы проще было управлять камерой в перчатках.

Многие кнопки одинакового размера и это удешевление может быть связано с защищённостью камеры от атмосферных влияний. Экономия вышла солидная (прокладки там и прочее). В конце концов - другие тоже не заморачиваются. Но, повторюсь, у Olympus были E-10, E-20, E-1 - тогда ещё компания стремилась иметь лицо, а не быть как все...

Под большим пальцем у вас в наличии традиционные для Olympus кнопки-стрелки с центральной кнопкой OK. Серьёзно? Почему не джойстик? Куда более удобный и компактный элемент управления. Кнопки-стрелки в 2007 году уже какая то архаика. Джойстик должен был быть на месте кнопки просмотра снятого материала. А на освободившееся место можно было назначить пару действительно полезных кнопок.

Особое место занимают кнопки двойного назначения - сверху слева от горба с призмой видоискателя. Они все одинаковые, в то время как кнопку MODE точно нужно было выделить - хотя бы пупыркой. Вот, например, кнопку-титьку внесения поправки экспозиции сделали же особенной. Напоминаю, что кнопка MODE отвечает за переключение режимов съёмки PASM.

Ещё одна возмутительная недоработка, которую не исправили ни в одной из следующих прошивок, хотя могли сделать это запросто: нажимая кнопку MODE, передним управляющим диском вы меняете параметр, отображенный на вспомогательном дисплее ближе к вам, а задним - параметр, отображенный дальше от вас (нарушена логика). Должно быть наоборот, как это сделано в случае других двух кнопок. Нужно отобразить эту же логику и в быстром меню на цветном экране. Вот почему первое время я постоянно менял способ протяжки вместо того, чтобы выбрать другой режим.

Сравнительно недавно говорили о кнопке-титьке. Беру свои слова назад - кнопка-титька нужна, т.к. крутя-вертя главный управляющий диск легко сбить настройки экспокоррекции. Удобно оставить экспокоррекцию только через кнопку-титьку, убрав эту функцию с главного управляющего диска (задана по умолчанию).

И где кнопки на передней панели у объектива в стиле Nikon? На E-20 была одна такая кнопка - отвечала за баланс белого. Нужно было сделать две и сделать их программируемыми.

На Olympus E-3 беда с кастомизацией.

Представьте себе - только одна (!) программируемая кнопка. Уже опозорились, но на этом не остановились - на эту кнопку можно назначить слишком мало функций. Могли бы, от бедной жизни, в стиле компактов и собственных зеркалок E-xxx, навесить дополнительные функции на кнопки-стрелки.

Нужно ли мне писать здесь о гордой кнопке LIGHT, до которой нужно тянуться указательным пальцем, чтобы включить подсветку верхнего ЖК-дисплея? При наличии живого датчика освещенности (!) - неужели нельзя было придумать технологию автоматического включения подсветки в условиях недостаточного освещения при полунажатии кнопки спуска затвора? Как это сделала Minolta, например, на том же 7Hi за несколько лет до выхода E-3. Неужели так сложно изредка включать мозги?

Как-то я снимал в тёмное время суток будучи уверен, что стабилизатор включен и хорошо делает свою работу (работу стабилизатора на основе сдвига датчика вы, естественно, не увидите в зеркальный видоискатель). На небольшом и слабо детализированном мониторе не видно, насколько действительно резким получен снимок (во всяком случае, при просмотре RAW). Понятно, что нужно внимательно и скрупулёзно изучать ЖК-дисплей, где есть индикатор стабилизации изображения, но, признаться, визуализация на корпусе тушки или объектива в виде переключателя была бы более наглядной. Параметр важный.

Добавлю, что с кнопок по вспомогательному дисплею не удастся изменить параметр качества записи снимка (RAW, RAW+JPEG, JPEG). Не удастся и всё :(

Диски управления

Это те наиважнейшие элементы управления, с помощью которых вы изменяете многие параметры: диафрагму, выдержку, светочувствительность и прочее-прочее. На профессиональной технике эти элементы управления должны быть идеальны. Здесь всё не совсем так.

Главный диск управления находится под большим пальцем и к нему у меня претензий нет. Он на своём месте и даже обрезинен для лучшего сцепления. Всё очень хорошо.

Зато вспомогательный диск управления у кнопки спуска затвора - провал Olympus. Опять же, понять это можно только в сравнении с такими фотокамерами, как E-20 и E-1. Там он был выполнен в виде диска на верхней панели управления. Здесь всю правую верхнюю сторону фотокамеры отдали под огромный ЖК-дисплей. Допустим. Теперь, для того чтобы использовать вспомогательный диск управления, мне необходимо неестественно отрывать палец от кнопки спуска затвора и переносить его вперёд. Т.к. он расположен кпереди от кнопки спуска. Подобный элемент управления всегда должен был быть расположен ближе. Это движения пальца более естественно...

Olympus E-3
Olympus E-3

Меню и настройки

Меню выполнено на пяти вкладках, внутри каждой из которых вы найдёте прокручиваемый список функций. Прокручиваемый список... Пожалуй, это всё, что нужно знать о меню E-3.

Никогда на камере профессионального уровня настройки меню не должны прятаться за экран в прокручиваемых списках. Это абсолютно дилетантский подход к организации меню. Это совершенно не украшает камеру, ставя её на уровень ниже конкурентов.

Это можно было исправить в следующих прошивках. Но работы над ошибками проведено не было :(

В целом, следует признать управление на E-3 несколько запутанным и далёким от идеала. Даже Анджей Вротняк это признаёт. Идеальным в тот год было меню на Canon EOS 1D Mark III. Эта фотокамера стала первой профессиональной фотокамерой Canon с полностью переработанной логикой управления. Браво Canon! Olympus откровенно отстаёт.

Сейчас самое время вспомнить совершенно трешевое меню на первых беззеркалках Olympus. Они просто ничему не учатся :(

Olympus отчаянно пытается создать фотоаппарат для неких фотографов, занимающихся, по верному замечанию Анджея Вротняка "подсчётом функций".

Былая простота, лаконичность и эффективность Olympus E-20 забыта напрочь. Забыты основы фотографического искусства, согласно которым достаточно управлять только тремя параметрами: выдержкой, диафрагмой и светочувствительностью. Мне кажется, именно стремление за остальными игроками рынка погубило Olympus.

E-3 - яркий тому пример.

Не всегда много кнопок и много функций решают дело.

Скорость работы

Скажем так, E-3 заставляла себя ждать при съёмке сериями. Одногодка Canon EOS 1D Mark III себя ждать не заставляет. E-3 девушка сложнее :D

Скорость серийной съемки 1D Mark III составляет 10 кадров/с в буфер на 30 кадров RAW. Поддержка высокоскоростных SD-карт снимает все вопросы со скоростью выписки буфера.

Заявленная скорость съёмки в высокоскоростном режиме на E-3 составляет 5 кадров/с в буфер на 19 кадров RAW. С другой стороны, я заметил некоторые тормоза при выписке буфера после съёмки серии в темное время суток даже если буфер не был заполнен полностью. Возможно, применение постобработки тормозило систему, в которой xD-карта будет ещё одним узким местом. С Canon у меня такого не было.

xD не лучший выбор в пару к CF. В то время Olympus ещё отчаянно держится за свой формат карт памяти. Если установлена только одна карта, камера будет автоматически использовать эту карту. Если оба слота заняты, вы можете переключаться между CF и xD, нажимая соответствующую кнопку.

Плохо и то, что камера, не смотря на свой "профессиональный" статус, не умеет одновременно работать с обеими картами памяти. Как это делает Canon EOS 1D, например. Нельзя выписывать RAW на CF, а JPEG на xD. Нельзя одновременно писать снимки из буфера на обе карты памяти. Аппарат не переключается автоматически на вторую карту памяти при заполнении первой. Плохая работа, Olympus.

Логика работы с двумя картами неубедительна. Если вы снимали на xD, не отключая фотоаппарат, вынули её для сброса снимков - камера автоматически переключится на CF. При обратной установке xD не произойдёт автопереключения назад и вы продолжите снимать на CF. Заметить это можно не сразу, ведь ползункового переключателя на корпусе нет.

Видоискатель

Очень личное замечание: почему не круглый по форме с отличным опоясывающим регулятором диоптрий, как на E-20 и E-1? Как на некоторых крутых Nikon. Почему такой слабый вынос видоискателя? Что за любительство на профессиональной камере? В коем то веке в Olympus сделали видоискатель достаточно ярким и с отличным увеличением, но как же всё остальное?

Olympus E-3
Olympus E-3

Проблемы с фокусировкой

Olympus E-3 - зеркальная цифровая фотокамера, а значит проблемы с фокусировкой почти неизбежны. Такова специфика зеркальных фотокамер, где датчик автофокуса работает независимо от "цифровой плёнки" - датчика изображения. В сети много комментариев, относительно проблем с фокусировкой на E-3, которые особенно заметны при использовании дорогой светосильной оптики. Чаще это бэкфокус.

Мой аппарат не стал исключением, и хотя мне удалось побороть недуг, привкус остался неприятный. Подробнее описано в отдельном материале.

Печальнее всего тот факт, что E-3 не имеет программной подстройки системы фокусировки, как, например, его одногодка Canon EOS 1D Mark III. Программная подстройка не панацея, но это лучше, чем сразу лезть в корпус.

Проблемы с зеркалом

Оно просто отвалилось... Но было приклеено назад! Это сделать не сложно, но факт остаётся фактом - оно отклеилось. Сразу отмечу, что склейка была заводская, ранее зеркало не переклеивалось.

Olympus E-3
Olympus E-3

Встроенная вспышка

Фотография - это свет. Поэтому не нужно отказываться от дополнительного источника света в виде маломощной встроенной вспышки. Да, на Canon 1D встроенной вспышки нет, т.к. под вопросом надежность и защищённость такой системы. Canon отдаёт приоритет внешним защищённым вспышкам.

Olympus сохраняет вспышку и, надо полагать - хороший уровень её защиты. Вспышка хорошая, мощная и даже не даёт тени на объективе 14-54 мм с присоединённой блендой.

С другой стороны - вспышка уже далеко не так крута по материалам изготовления и внешнему виду, как на Olympus E-20. Выскакивает в рабочее положение и убирается с громким дешёвым лязгом, нет возможности её использовать вместе с установленной в горячий башмак внешней вспышкой. Всё это было на E-20. Мелочь, но всё-же.

Особенности цветопередачи

Olympus E-3 очень своеобразная камера с точки зрения цветопередачи. И это ещё мягко сказано.

Скажем так, любителям плёнки может понравиться, т.к. им, как я понял, всегда нравится, что цвет на камере получается не таким, как в реальности, а "особенным" :D

Если рассматривать съёмку в RAW, то прихожу у выводу, что камера по умолчанию сильно уклоняется в "розовые" тона. Кажется, это характерно для всех этих "профессиональных" Olympus, снимки с которых я видел. E-3 - камера "художник", а художника, как известно, может обидеть каждый. Но столь настойчивое и непобедимое отклонение от реальной цветопередачи "профессиональную" камеру никак не красит.

Если профессионалу может потребоваться выполнить съёмку предметов или картин, где будет важен точный цвет - следует дважды задуматься о выборе Olympus для проведения этой съёмки. Либо побороть недуг с помощью профессионального освещения и манипуляций с серой картой. Либо уже потом "наслаждаться" корректурой RAW-файла.

Посмотрите на фотографию лобелии ниже - мне не удалось получить от E-3 правильный цвет. Конкретно эта фотография сделана с автобалансом белого (в конце концов, на E-3 есть отдельный датчик для этого!), с настройкой естественной цветопередачи.

В автоматическом режиме E-3 полностью исказил цвет лобелии. Цвет получился особо ядовитым и ненатуральным
В автоматическом режиме E-3 полностью исказил цвет лобелии. Цвет получился особо ядовитым и ненатуральным

Цветопередача близко не является естественной. Да, я пробовал разные настройки баланса белого, ручную установку значения и брекетинг по балансу белого - проблема зарыта глубже. Что не удалось с E-3 получилось с первого кадра на Sony RX10.

Olympus E-3 очень "нестабилен" в плане передачи цвета. От "профессиональной" камеры такого не ожидаешь никак. Я протестировал двадцать разных старых фотокамер: E-3 и E-20 дали самую неточную цветопередачу :(

С другой стороны, я сравнивал E-3 с 5D от Canon. Последняя аналогично не претендует на звание камеры с самой точной цветопередачей. Лобелия в тесте ей так же не удалась. Оказалось, что с точки зрения обывателя, цвет на E-3 может быть выигрышнее, чем на 5D. Снова мы не говорим о точных материях - дело вкуса.

Толстый фильтр

Для сравнения, кропы с объектива 40 мм F2.8 на Canon 5D (F11, ISO400, 12Мп) и с объектива 40-150 мм 1:4-5.6 на Olympus E-3. 40-150 мм - бюджетный объектив, но если не выкручивать зум, он даёт отличную картинку.

На лицо более толстый фильтр матрицы E-3, который не позволяет объективу быть полностью резким. DPReview в обзоре E-3 сравнивают его с двоюродным братом Panasonic DMC-L10, приходя к неутешительным выводам: "В сравнении с L10, E-3, очевидно, оснащён значительно более сильным антиалиасинговым фильтром. Есть небольшие различия в цвете, но они могут быть связаны с профилем, используемым ACR, или незначительными изменениями баланса белого. Выход E-3, по-видимому, гораздо более ограничен его датчиком, и, при съемке в формате RAW, преимущество в «детализации» невелико (если вообще есть)".

Это почти приговор. На фотоаппарате Olympus E-3 не удастся выжать больше резкости из объектива Zuiko Digital. Смысла использовать камеру с крутыми объективами нет. Не знаю, возможно ли снять с датчика этот фильтр (поставить датчик с Panasonic L10) и как это скажется на функционале, но "из коробки" E-3 будет "мылить" любой присоединённый объектив.

Хуже чем Sony RX10

Я много и долго сравнивал напрямую более современную Sony RX10 и Olympus E-3. Как в RAW, так и в JPEG. RX10 однозначно более точен в передаче цвета, пусть это может показаться скучным. Он даёт превосходящий E-3 по цвету вариант при стандартных настройках скорректированных на -1 по контрасту и -1 по резкости (при неизменной настройке насыщенности цвета).

В режиме JPEG на 10Мп RX10 превосходит E-3. Датчик изображения RX10 шумит в разы меньше (хотя и не нужно увлекаться, усиливая вывод с датчика). Вот почему для съёмок в путешествии я выбрал именно его. RX10 не хватает только одного - действительно хорошего объектива :(

На фотокамеру E-3 можно накрутить множество отличных объективов, но здесь подводит датчик изображения :(

Анджей Вротняк о качестве изображения E-3: "Я доволен изображениями, которые я получаю с Е-3 — но так же я был доволен результатами с Е-510 за полцены! Хотя, иногда мне кажется, что я вижу больше «тональных переходов» и лучшую передачу теней на снимках с новой камеры, но это, скорее всего, попытка принять желаемое за действительное. Мне придется просмотреть несколько сотен фотографий, которые я снял (некоторые из них бок о бок с 510), чтобы, возможно, сказать больше по этому вопросу. Но различия, если и есть, то совершенно незначительные, а не ошеломляющие".

Просмотр снимков

В ключевых недостатках E-3 отмечу лишь совершенно не интуитивную функцию просмотра увеличенного фрагмента снимка на нескольких кадрах, которую бывает полезным использовать при анализе серии снимков. Тем более, что никакой помощи в выборе наиболее резкого снимка в серии E-3 не предоставляет (хотя подобный алгоритм уже есть у Nikon).

Если на Canon нужно просто приблизить картинку и далее листать фрагменты кадров одним из управляющих дисков, удаляя ненужное, то здесь, на E-3, логика этого процесса мне до сих пор не до конца понятна. Пользоваться неприятно, неудобно. Функция как бы есть, но реализовано паршиво. Неужели сложно было сделать как у Canon. Но, похоже Olympus использует при просмотре тех же RAW-файлов их миниатюрные JPEG-копии, что усложняет дело.

Функция приближения снимка работает неудовлетворительно, монитор недостаточно чёткий, что делает процесс отбора материала на камере сложным и неудобным. Просто удивительно отвратительная реализация.

Olympus E-3 и Olympus E-500
Olympus E-3 и Olympus E-500

Мои личные затраты на это старьё

Фотокамера была куплена в июне 2023 года. За 10000 рублей мною был приобретен следующий комплект (стоимость доставки - 600 рублей - была оплачена бонусными рублями):

  • Olympus E-3 с крышкой байонета (с проблемой фокусировки и некоторыми косметическими дефектами - частично исправлено), прошивка 1.4 (может дело в прошивке?),
  • объектив серии Pro - Zuiko Digital 14-54mm f2.8-3.5 c двумя крышками (есть царапки на передней линзе и несколько пылинок внутри, но совершенно ничего критичного в этом отношении), прошивка 1.1; буду проверять его на тушке E-500, т.к. есть вопросы по его работе;
  • четыре вполне рабочих аккумулятора BLM-1 (что всегда хорошо и даже очень хорошо),
  • оригинальное зарядное устройство BCM-2 с кабелем питания.

Дополнительно было куплено:

  • светофильтр Rekam SProSlim UV 67мм за 380 рублей (отличный, кстати, фильтр - замены не потребовал);
  • бленда объектива Olympus LH-70 (оригинал) за 819 рублей (нужно при использовании объектива под дождём);
  • дополнительный объектив Olympus Digital 40-150mm 1:4-5.6 ED (полностью исправен) за 1500 рублей (доставка оплачена бонусными рублями).

Итого, всё обошлось примерно в 12700 рублей. Что, безусловно, дорого за два предмета с мелкими, но гадкими проблемками.

Стоило ли оно того?

Нет.

Olympus E-3
Olympus E-3

ВЕРДИКТ

Кажется, я достаточно подробно объяснил, что Olympus не сумела сделать профессиональную фотокамеру. Даже если оставить за скобками уравнения проблемы моего личного экземпляра E-3.

Вместе с E-3 у компании опять получилась любительская камера с "наворотами" для фотодрочеров, занятых "подсчётом функций" (по меткому замечанию Вротняка). Более ранние аппараты компании (компакты и системная E-1) были куда более интересны во всех смыслах.

Гадкий Я недоволен фотокамерой Olympus E-3 и не могу рекомендовать её к покупке. Здесь красивый большой замах и постыдный промах по мячу. Olympus доказывает свою неспособность делать хорошие фотокамеры.

Если вам вдруг захочется поработать с ранними "профессиональными" фотокамерами Olympus - рекомендую смотреть в сторону Olympus E-20 или Olympus E-1 (пусть цвет с них, как и на E-3, не будет точным). Зато там есть уникальный дизайн.

Если вам по какой то причине нужен именно тот датчик изображения, что установлен в E-3 (интересно, зачем он вам может потребоваться?) - смотрите в сторону Panasonic DMC-L10. Там тот же самый датчик оснащён менее толстым фильтром (более резкая картинка). Не спрашивайте меня, что мешало оснастить датчик таким-же тонким фильтром. Возможно - подписанные с Panasonic соглашения. Тогда E-3 (и, кстати, многие другие аппараты Olympus) можно рассматривать как "жертвы" маркетинга. Либо компания по какой-то причине просто не умеет программно бороться с "лесенками" на изображении, которые будут всё равно.

Идентичную E-3 картинку, по заверению Анджея Вротняка, выдает Olympus E-510. Фотоаппарат куда более компактный, лёгкий, без ненужных наворотов, но, конечно, он не защищён от пыли и влаги.

Совершенно непонятно, зачем мне брать на прогулку этакого мелкоматричного и "шумного" монстра, изображения с которого плохо тянутся в CameraRAW, если я могу взять полнокадровую камеру с отличным динамическим диапазоном?

Фотографии E-3 выполнены для статьи с использованием замечательной камеры Canon EOS Kiss Digital, объектива EF 40mm и естественного освещения.

Другие публикации про Olympus E-3 на моём канале: