Найти тему

Репортажная камера: мысли об Olympus E-3

Оглавление

Ежегодно в Златоусте (Челябинская область) проводится Бушуевский фестиваль. Попросили снять на видео и фото выступление одного коллектива. Видео поручил Sony RX10, а фотографировать решил на Olympus E-3. Интересно было проверить фотоаппарат в ипостаси репортажной камеры.

Olympus E-3
Olympus E-3
Полученные фотографии отношу к "личному", поэтому здесь публиковаться они не будут. Опишу лишь общее впечатление от использования Olympus E-3 как репортажной камеры в сравнении с одногодкой Canon EOS 1D Mark III, который есть у меня в коллекции.

Когда вы выбираете камеру для съёмки любого быстропроисходящего действия, она должна следовать определённым базовым требованиям. Я попытался их сформулировать и изложил ниже.

Базовые требования к репортажной фотокамере:

  1. мгновенное включение и пробуждение
  2. максимально быстрая автофокусировка
  3. отсутствие какой-либо задержки между нажатием кнопки и срабатыванием затвора
  4. возможность серийной съёмки в RAW
  5. годные для редакции файлы RAW, записанные на усилении сигнала с датчика экв. ISO3200-6400
  6. буфер от 10 снимков RAW и быстрая выписка буфера на карту памяти
  7. скорость съёмки не менее 5 кадров в секунду (очень желательно - с возможностью покадрового фокуса и замера экспозиции)
  8. отличная управляемость с корпуса фотокамеры (без необходимости использования меню)
  9. широкий диапазон фокусных расстояний на используемом совместно с камерой или встроенном быстром стабилизированном объективе (базовые 28-300 мм, покрываемые одним или двумя объективами)
  10. возможность использования и гибкого управления мощной внешней вспышкой
  11. всепогодность системы "камера - объектив - вспышка"

Если есть какие-то ещё базовые требования к репортажной камере в руках фотолюбителя (подчеркну - фотолюбителя) - пишите в комментариях. Добавлю в статью.

Во времена Е-3 не было компактных фотокамер, которые могли бы делать репортаж. Всё упиралось в общую низкую скорость работы этих систем. Было только два удивительных исключения из этого правила, самым впечатляющим из которых является анонсированный в 2000 году (!) Olympus E-100RS. Но и здесь, при впечатляющей скорости работы мы упираемся в производительность контрастного автофокуса.

Поэтому, если вам поручили съёмку быстропроисходящего события - о старых цифровых компактах можно забыть. Только старые цифрозеркалки, которые могут соответствовать каждому из пунктов, обозначенных выше.

Olympus E-3 с некоторой натяжкой соответствовать может. В целом я бы оценил опыт его использования на Бушуевском фестивале как положительный.

Ряд критических замечаний по использованию E-3:

По меркам репортажной камера долго просыпается. Лечение: перед ответственной съёмкой нужно будет отключать всякую возможность "поспать". В принципе, камера очень экономна - мне даже не пришлось заменять батарею.

12 кадров RAW в прогрессивном буфере - это значение, близкое к минимальному. Скажем так, E-3 заставляла себя ждать при съёмке сериями. Сравните с 30 кадрами RAW в буфере 1D MkIII. Кроме того, камера может дольше выписывать буфер при использовании xD-карты. Значит, подбираем самые скоростные совместимые карты и ведём съёмку преимущественно на CF-карту. Монитор лучше перевернуть экраном вниз.

Кто-то из фотолюбителей может не верить, но 5 кадров в секунду - это критическое значение. 3 кадра в секунду уже не годится. 10 кадров в секунду, как на 1D MkIII - это уже правильное значение. Больше, наверное, уже и не нужно. Дело в том, что мимика человека меняется с потрясающей скоростью, глаза открываются и закрываются, тело и одежды меняют своё положение. Со скоростью 5-10 к/с у вас больше шансов поймать момент, когда у всех людей в кадре с позой, лицом, глазами всё в порядке.

Поэтому, на одного человека в кадре можно использовать короткую серию, а при съёмке группы людей в кадре может потребоваться весь буфер.

Снимая на E-3 с максимальной скоростью 5 к/с, помните о весе плохо пожатых .ORF файлов - около 10Мб на 10Мп-ный кадр. На том же Бушуевском фестивале, получилось так, что я остался лишь с двумя картами в фотоаппарате (2Гб xD и 2Гб CF). Поэтому, снимал только выступления коллектива.

Изображения с E-3 оказались все в фокусе (кроме одной серии) - я использовал автофокусировку в режиме "креста" (режим динамичного одноточечного автофокуса). Однако, на микроуровне, изображения более мягкие, чем хотелось бы. Дело в толстом антиалиасинговом фильтре на датчике изображения.

E-3 не способна вести высокоскоростную съёмку с покадровым фокусом и экспонометрией. Что тоже в минус.

В продолжение темы:

Другие публикации о фотокамере Olympus E-3 на канале: