Olympus E-3 - однообъективный зеркальный цифровой фотоаппарат с системой сменных объективов (из инструкции). Последняя приписка связана с наличием в модельном ряду Olympus таких цифровых фотоаппаратов, как Olympus E-10 и E-20 (зеркалок с LiveView без возможности замены объектива).
В отдельном материале обращал ваше внимание на тот факт, что старые цифровые камеры сегодня совершенно не подходят для коммерческой фотографии, но лучшие их образцы до сих пор дарят множество интересных эмоций при любительской фотосъёмке.
Как видно, раз я снова купил старую зеркальную фотокамеру E-3 - значит ещё не "наигрался" :D
Флагман Olympus
E-3 оставался флагманом Olympus с 2007 по 2010 годы. Анонсирован фотоаппарат 17 октября 2007 года. Ранее, в том же году, в феврале, анонсирован Canon EOS 1D Mark III, который есть у меня в коллекции. Это профессиональная фотокамера Canon. Свой E-3 в рекламных материалах Olympus так же позиционирует как профессиональный фотоаппарат. Хотя, на dpreview.com его справедливо сравнивают с такими камерами, как Canon EOS 40D, Nikon D300, Sony DSLR-A700. Т.е. с моделями, не относящимися к классу профессиональных. Часто их называют "полупрофи". Тем не менее, из любопытства, обязательно сравню с имеющимися фотокамерами Canon EOS 1D Mark III, полнокадровым Canon EOS 5D и Panasonic Lumix DMC-G2. Цвет с датчика изображения можно сравнить с широко известным в узких кругах Konica Minolta Dynax 7D.
Будет интересно сравнить E-3 с самой любимой моей старой фотокамерой - Olympus E-20. Кто кого? :D
Датчик изображения здесь полностью аналогичен установленному в фотокамеру Panasonic DMC-L10 - это 4/3 дюймовый Live MOS от Panasonic (в E-1, как известно, был датчик от Kodak). 10 миллионов эффективных пикселей, изображение 3648 x 2736 точек, соотношение сторон 4:3.
На dpreview.com сделали предположение, что в отличие от L10, в E-3 датчик накрыт более толстым фильтром, что приводит к ухудшению микрорезкости на снимках. С точки зрения цвета, E-3 ничем не уступает E-1 - это знакомые цвета Olympus. Очень идентичные моему E-20. Т.к. цвет зависит не от типа датчика и его производителя (Sony, Kodak или Panasonic), а от алгоритмов его интерпретации. Цифровой датчик - это вам не плёнка.
Вместе с фотоаппаратом возможно использовать объективы Zuiko Digital, байонет Four Thirds. Не путать с объективами под Micro Four Thirds для фотоаппаратов без зеркала. Система Four Thirds ушла уже давно, фактически просуществовав с 2003 по 2008 год. Конечно, можно установить другие разнообразные стёкла через простые переходники, но кроп-фактор равен 2, поэтому картинка будет браться из самого центра оптики и можно смело забыть:
- про широкий угол на вашем объективе (умножайте фокусное на два)
- про красивую картинку с вашего объектива (изображение будет браться прямо из центра и все "художества" по краям останутся за границей кадра).
Мне досталась фотокамера с объективом серии Pro - Zuiko Digital 14-54 мм 1:2.8-3.5 (экв. 28-108 мм). Объектив, как и фотоаппарат, имеет защиту от влаги и пыли. В системе объективов Olympus есть серия Top Pro - это объективы с постоянной светосилой. Здесь она непостоянна.
Преимущества системы Four Thirds
О преимуществах системы Four Thirds в сравнении с системами, оснащёнными датчиками изображения больших размеров, хорошо описано в инструкции к E-3 на 134 странице.
"При равном фокусном расстоянии фотоаппарат с системой Four Thirds обеспечивает вдвое большее оптическое увеличение по сравнению с 35-мм фотоаппаратом. Это способствовало разработке компактных телеобъективов. К примеру, 14 – 50 мм объектив системы Four Thirds эквивалентен 28 – 100 мм объективу для 35-мм фотоаппарата. При конвертации угла изображения объектива системы Four Thirds в угол изображения 35-мм фотоаппарата, перспектива оказывается той же, что и у 35-мм фотоаппарата.
Фотоаппарат с системой Four Thirds может достигать глубины резкости, вдвое большей по сравнению с 35-мм фотоаппаратом. Это способствует проникновению через диафрагму большего количества света. К примеру, объектив системы Four Thirds со светосилой f2.0 эквивалентен светосиле f4.0 при конвертации в значение диафрагмы 35-мм фотоаппарата. Можно достичь той же степени размытия фона, что и при использовании 35-мм фотоаппарата".
Таким образом, при использовании Olympus E-3, вы получите необходимую глубину резкости, диафрагмируя объектив не до F16 (как бы сделали это на полном кадре), а до F8. Это позволит использовать примерно вдвое меньшее значение усиления сигнала с датчика (ISO). Вот почему те-же ISO800 на E-3 могут быть в какой то степени эквивалентны ISO1600 на Canon EOS 5D. Хотя это условно, т.к. разные производители по разному рассчитывают эквивалентные значения ISO.
E-3 на вторичном рынке
Сейчас на Авито неадекватные цены на подобные камеры Olympus: E-1, E-3 и E-5. Цены на объективы Four Thirds (не путать с Micro Four Thirds) тоже не радуют. На момент написания статьи только за тушку Olympus E-3 просят от 10 до 17 тысяч рублей (это совершенно неадекватная цена!). Объектив оценивают в 10000 рублей - это вечная ценность :D
Поэтому, натолкнувшись на комплект Olympus E-3 + Zuiko Digital 14-54 мм за 10000 рублей, решил рискнуть.
Почему я купил E-3? Мне очень нравится мой Olympus E-20, его эргономика, цвет, возможности, которые предоставляет настоящий большой яркий оптический видоискатель. Мне нравится дизайн подвижного монитора E-20 с полноценной функцией LiveView (уже в 2001 году!). Поэтому мне захотелось продвинуться дальше по временной шкале и приобрести что-то из E-1... E-5.
Для любителей ретро оптимальным выбором является E-1. Это более надёжная фотокамера с очень правильным дизайном. E-3 становится более "скучным", но предлагает очевидные преимущества: более яркий видоискатель со 100% покрытием (хотя смотря с чем сравнивать) и LiveView на подвижном мониторе. Но есть и подводные камни, о которых я узнал уже позже с англоязычных форумов: Анджей Вротняк и dpreview.com с остальными, к сожалению, об этом ничего не писали.
Проблема с автофокусом на E-3 коснулась достаточного числа пользователей. Подробно описано в моей отдельной публикации.
Не забудьте, что чуть позже была выпущена удешевлённая, совсем уже "скучная" внешне и по ощущениям, но в мелочах более продуманная версия E-3 - Olympus E-30. Здесь есть: автофокусировка с определением контраста в режиме Live View (уже не нужно хлопать зеркалом); возможность точной настройки автофокуса индивидуально для каждого используемого объектива (камера запоминает до 20 таких объективов); датчик уровня по двум осям. И главное - нет массовых проблем с фокусировкой по зеркалу.
Покупая Olympus E-3 обязательно проверяйте его систему фокусировки на всех 11 точках. Естественно, проверка должна проводиться с гарантированно беспроблемными объективами. Важно: программной коррекции системы фокусировки на E-3 нет, хотя эта возможность появляется на E-30.
За 10000 рублей я получил следующие "вкусняшки":
- Olympus E-3 с крышкой байонета (с проблемой бэк-фокуса и некоторыми косметическими дефектами - уже исправлено), прошивка 1.4,
- объектив серии Pro - Zuiko Digital 14-54mm f2.8-3.5 c двумя крышками (есть царапки на передней линзе и несколько пылинок внутри, но совершенно ничего критичного), прошивка 1.1,
- четыре вполне рабочих аккумулятора BLM-1,
- оригинальное зарядное устройство BCM-2 с кабелем питания,
- оригинальный диск с ПО (Olympus Master 2, Olympus Studio 2),
- фирменный нашейный ремень Olympus.
Резина
Помню, когда ко мне приехал Olympus E-20, я впервые столкнулся со знаменитой олимпусовской резиной. С помощью влажных салфеток и зубочисток мне пришлось удалять резиновую накладку на рукоятке камеры, разложившуюся за прошедшие годы до состояния пластилина. E-20 был произведён в 2001 году. E-3 сделали не раньше 2007 года и здесь я снова сталкиваюсь с проблемой резины.
Отлично, что резина, которой обклеен металлический корпус Olympus E-3 достаточно высокого качества и уже не разлагается просто так. Хотя и может отклеиваться от корпуса. Но вот отгибающиеся резиновые заглушки слева на корпусе (интерфейсного кабеля и шнура питания) оказались выполнены из той же "знаменитой" олимпусовской резины.
Одна из резиновых заглушек оторвалась и была потеряна ещё одним из предыдущих владельцев. Вторая уже оторвалась, но была подклеена. Пришлось удалять полностью, т.к. в герметичности такого решения я сомневаюсь. Резина уже превратилась в "пластилин".
На том же Canon EOS 1D Mark III тоже есть резиновые заглушки слева на корпусе. Но качество самой резины здесь принципиально иное. Проектируя дизайн фотокамер, от резиновых заглушек следует избавляться.
С открытыми разъёмами E-3 сегодня никак не претендует на влаго-пыле-защищенную камеру :D Временно установил плотные заглушки из высококачественного вспененного уплотнителя, доставшегося мне вместе с афокальной насадкой TCON-300. Так что затычка получилась аутентичная - от Olympus :D
Тем не менее жду ваших рекомендаций - как быстро и дёшево решить проблему окончательно. В принципе, мне эти выходы-входы не нужны - можно смело залить каким-нибудь не проводящим электричество материалом. Вопрос - каким материалом и как сделать это аккуратно и красиво. Кто как решал подобную проблему?
Общие замечания по дизайну корпуса
Дизайн E-3 не без изъянов, но нужно признать - он хорош. Камерой хочется пользоваться, камерой приятно пользоваться - это самое важное в ретрофототехнике.
Olympus E-3 выполнен в металлическом корпусе и кажется крепким, как танк. Некоторое неудовольствие может вызывать пластиковый корпус встроенной вспышки (которая не так круто выполнена, как на E-20), пластиковая дверца отсека с картами памяти и поворотный механизм основного монитора.
Встроенная вспышка не может быть использована вместе с установленной в горячий башмак внешней вспышкой. Но есть беспроводная система управления вспышками RC.
Дверца отсека с картами памяти выполнена из пластика. Здесь эталоном для меня является подобная крышка на Canon EOS 1D Mark III. Там сделано как надо. E-3 поддерживает два типа карт памяти - xD и CF (жаль, что не SD и CF). Две карты всегда лучше, чем одна. Это повышает надёжность системы.
Поворотный монитор видеокамерного типа. Мне такой тип не очень нравится, т.к. в откинутом состоянии монитор расположен не по оптической оси объектива, а сбоку. В Olympus отошли от традиций и решили дать монитору больше свободы, что вместе с функцией LiveView делает возможным съемку с любых ракурсов. Это правильно. Но, помнится, у них были идеи с подвижным монитором поинтересней - например, в модели компакта C-7070.
Камера действительно влаго-пыле-защищённая. Об этом говорят резиновые уплотнители на дверцах отсеков батареи и карт памяти. Объектив 14-54 мм также имеет резиновый уплотнитель, не давая проникать пыли и воде к зеркалу.
Управление реализовано исключительно на кнопках и двух обрезиненных управляющих дисках - переключателей и диска выбора режимов съёмки нет. Ну разве что - выключатель питания. В окуляр видоискателя встроена защитная шторка.
В оптический видоискатель выводится исчерпывающая информация о съёмочных параметрах - в т.ч. данные о светочувствительности (даже в авто-режиме выводится конкретное значение ISO, которое использует фотоаппарат при съёмке). Точек фокусировки 11 - все крестового типа. Покрывают достаточную площадь кадра и имеют лазерную подсветку. Здесь уровень PRO. Фокус цепкий даже в условиях недостаточного освещения.
Очень подробным является огромный вспомогательный дисплей - ради этого точно можно было пожертвовать почти бесполезным диском выбора режимов. Подсветка по нажатию на кнопку.
Кроме того, можно и даже нужно использовать основной цветной монитор в режиме информационного дисплея. Эта фишка знакома многим по продвинутым компактам - C-8080 или C-7070. Как и там, вы можете выбирать виртуальную кнопку на информационном дисплее и быстро изменять параметр. Ощущается удобнее, чем на озвученных выше компактах. Жаль только - для выбора параметра используются обычные кнопки-стрелки. Джойстика нет.
В целом, E-3 производит исключительно положительное первое впечатление. Он крупный, тяжёлый, но этот размер и вес вполне можно объяснить его защищённостью и функционалом (чего не скажешь, например, о бесполезно тяжелом и большом Konica Minolta Dynax 7D). Размеры тушки 142 x 116 x 75 mm. Полный снаряженный вес с указанным объективом - около 1400 грамм.